Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

1. М.Портер [10] считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ.
2. Важность стратегического регионального развития отражена в законодательстве РФ, ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, а также обусловлена разработкой в субъектах РФ и муниципальных образованиях долгосрочных программ социально-экономического развития.

Содержание работы

1. Теория производственных кластеров М.Портера 3
2. Стратегия развития региона (территории): подходы к
формированию 11
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Регион.экономика 4в., 100%, исправл..docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

Используя кластерную политику как инструмент инновационного развития, необходимо определить целевые параметры  крупных территориально-производственных кластеров. На этой основе федеральное  правительство сможет определить место  и роль экономики каждого региона  в социально-экономическом и пространственном развитии страны. Бизнес и регион будут  видеть конкретные цели и приоритеты экономического развития, ощущать конкретную поддержку и заинтересованность федерального центра.

Необходимо сформировать законодательную и финансовую базу поддержки и развития территориально-производственных кластеров.   
Механизмы государственной кластерной политики должны обеспечивать максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ конкретных регионов, стимулировать создание новых компетенций и, в конечном счете, - укрепить позиции России как одного из мировых лидеров.

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (ТЕРРИТОРИИ): ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ

 

Трансформационные процессы в России обозначили ряд проблем регионального развития. Среди них особое место занимает формирование стратегии развития регионов, обеспечивающей их конкурентоспособность с учетом своеобразия региональных отношений и общих закономерностей национального развития.

Важность стратегического  регионального развития отражена в  законодательстве РФ, ежегодных посланиях  Президента РФ Федеральному собранию, а также обусловлена разработкой в субъектах РФ и муниципальных образованиях долгосрочных программ социально-экономического развития.

В последние годы органы государственного управления и  экспертное сообщество уделяют большое  внимание проблеме стратегического  планирования регионального развития.

Начиная с середины 2005 года, когда на заседании Правительства  РФ 30 июня 2005 года была рассмотрена  «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации», органы государственной власти субъектов  Российской Федерации под методическим руководством и при координации  со стороны Министерства регионального  развития Российской Федерации проводят активную работу по разработке региональных стратегий. К настоящему времени  рассмотрены документы около 60 субъектов  Российской Федерации.

Основным документом, определяющим подход исполнительной власти в лице Министерства регионального развития России к стратегическому планированию регионального развития, является упомянутая выше «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Второй документ - проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ» - предлагает регионам некоторый унифицированный методического характера взгляд федерального центра на формат и содержание региональных стратегий.

Концепция является теоретическим документом, представляющим достаточно подробную и обстоятельную  модель регионального развития в  видении центра с позиции управления региональным развитием.

В настоящее время в России коренным образом изменились методические подходы к формированию стратегии развития территории. Речь уже не идет о размещении новых крупных или мелких производств на основе имеющихся природных ресурсов или сложившегося межрегионального разделения труда, определяемого центральными органами управления страной, на базе которых планируется стратегическое региональное развитие. Теперь регионы самостоятельно, учитывая межрегиональные отношения, определяют ориентиры своего развития.

Следует учесть и тот факт, что в экономическом пространстве появились новые силы, влияющие на экономические преобразования –  финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации, которые являются основными инвесторами и оказывают реальное воздействие на процессы развития региона.

Обоснование стратегии развития территории теперь предполагает не только учет экономических преимуществ, но и изучение внешних и внутренних научных, инновационных связей, требует оценки эффективности управления ресурсами региона.

Обосновывая теоретические  и методические подходы к разработке стратегии развития территории, обеспечивающей ее конкурентоспособность. были исследованы научные работы по выявлению преимуществ экономического развития территорий с конца XYII века, была дана сравнительная характеристика преимуществ в межрегиональной торговле и теории ренты по местоположению производителей в условиях единичного производства.

К основным таким теориям можно отнести теорию размещения производств на основе изолированного предприятия и теорию центральных мест, в которых обоснованы функции, и размещение системы населенных пунктов в рыночном пространстве. Эти положения нашли отражение в трудах А. Вебера, В. Кристаллера, В. Лаунхардта,

В России основы моделирования оптимального территориально-производственного планирования, обоснование создания объединений, территориально-производственных комплексов отражены в работах советских ученых А.Г. Аганбегяна, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова, Н.Н. Колосовского, Н.Н. Некрасова.

Обоснование нематериального подхода к формированию стратегии региона рассматривается в работах Э. Куклински, А. Маршалла, а теории кластерного развития территории –в работах Б. Асхайма, А. Изаксена, И. Левина, М. Портера, И. Пилипенко, М. Сторпера, М. Энрайта и др.

Обоснование стратегии развития территории в современных условиях российской экономики предполагает не только учет географического расположения, транспортных связей, наличие природных ресурсов и сложившееся межрегиональное разделение труда. Требуется изучение влияния на формирование стратегии развития региона государственной региональной политики.

Среди факторов, имеющих  ключевое значение для формирования конкурентоспособной стратегии развития территории, можно выделить:

– институциональные: реализация на территории целевых программ более  высокого уровня государственного управления;

– экономические: определение приоритетов развития производственной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности;

– социальные: реализация конкурентных преимуществ социальной инфраструктуры для привлечения населения.

Необходимо также учитывать  и особенности государственного влияния на развитие регионов. В  современных условиях хозяйствования значительно ослабла роль институционального фактора, влияющего на стратегию развития территории. Государственные институты теперь не являются основными инвесторами экономического развития территории. Тем не менее, следует учесть, что любой регион не может являться самостоятельным объектом функционирования. Субъект РФ является частью страны, а муниципальное образование может являться образованием третьего или четвертого уровня управления. Поэтому субъект  РФ, и тем более муниципальное образование, планируя стратегию территории, осуществляет этот процесс с учетом стратегических планов и наметок вышестоящих уровней управления. Стратегия развития РФ состоит из суммы стратегий субъектов РФ, а стратегия субъекта РФ – из суммы стратегий его муниципальных образований.

Изменилась в формировании стратегии развития территории роль экономического фактора: не природные ресурсы и наличие полезных ископаемых на территории теперь определяют ее развитие. В условиях рыночных отношений каждый населенный пункт становится субъектом отношений, поскольку предлагает специфический набор товаров и услуг, получая в условиях конкуренции с другими населенными пунктами, ресурсы и инвестиции.

Тем не менее, существующие различия в уровне экономических  территориальных ресурсов не только между странами мира, но и внутри каждой из них проявляются в различиях доходов и уровне жизни населения, уровне развития производительных сил, природных особенностях территории, ее экономико-географическом положении, навыках и обычаях населения и т. д. Нивелировать эти факторы при формировании конкурентоспособной стратегии развития территории позволит использование региональных конкурентных преимуществ, одним из которых при современном состоянии развития стратегического инструментария планирования региона может стать его производственная специализация, обеспечивающая бюджетную наполняемость.

Учет социального фактора  при формировании стратегии развития территории также должен соответствовать новым критериям, обеспечивающим повышение качества жизни населения. Если раньше региональное развитие, осуществляемое на государственные средства, предусматривало создание условий жизнеобеспечения на территории населения, то в современных условиях это отнесено к функциям региональных органов государственного управления и местного самоуправления и должно обеспечивать социальную привлекательность территории для проживания населения.

Исходя из того, что конкурентоспособная  стратегия развития региона обеспечивает структурную перестройку экономики, стимулирует развитие предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест и привлечение инвестиций, целесообразна многоступенчатая процедура ее формирования.

Разработка стратегии повышения конкурентоспособности территории основана на соблюдении ряда принципов, которые будут способствовать качественному составлению программ социально-экономического развития региона:

1. Наличие баланса интересов органов государственной и муниципальной власти, населения и бизнес– сообщества;

2. Целенаправленность и комплексность. Следование этому принципу позволит не только определить возможности достижения государственных минимальных стандартов в социально-экономическом развитии территории, но и сгладить функциональное противоречие между специализацией и комплексностью развития;

3. Системность и взаимозависимость. При обосновании стратегии повышения конкурентоспособности региона должны быть учтены не только предпосылки и ограничения, формируемые на различных иерархических уровнях управления, но и возможные межрегиональные, межмуниципальные, отраслевые, межотраслевые связи, выстраиваемые как на долгосрочной, так и на краткосрочный периоды;

4. Результативность и эффективность. Количественная оценка результативности и эффективности использования имеющихся материальных, трудовых, сырьевых, информационных и прочих ресурсов позволит не только оценить уровень управления территориальным развитием, но и будет способствовать конкурентному позиционированию региона;

5. Контроль. Выполнение программ социально-экономического развития региона, разработанных на базе конкурентоспособной стратегии развития региона, должно быть основой для стратегического планирования.

При разработке стратегии  развития территории предлагается кроме выполняемого аналитического этапа включить организационный и маркетинговый этапы.

На стадии первого этапа  – аналитического проводится традиционный анализа социально-экономического положения территории, также стратегический анализ (SWOT-анализ) и анализ выявления ограничений и потенциала кластеризации региона. Современное положение дел и тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы региона  оцениваются в ходе диагностики, в процессе которой осуществляется анализ факторов, препятствующих реализации регионом своих потенциальных возможностей. На современном этапе выявляются лишь сложившиеся тенденции роста или снижения основных показателей социально-экономического развития. Дополнение двух видов анализов, кроме выявления потенциальных кластеров и точек роста, позволит сформировать основные перспективные направления инвестиционной политики, определить производственную специализацию региона.

Второй этап разработки стратегии  заключается в определении степени  нормативно-правового обеспечения  создания дополнительных условий и мотивации инвестирования в создание и поддержание кластеров, организации институциональных структур (центров развития кластеров и центров повышения производительности и др.) в регионе, формирующих благоприятный климат для развития экономических отношений и внедрения программ повышения производительности, изучение интересов, проживающего на территории населения.

Третий этап разработки конкурентоспособной стратегии развития региона – маркетинговый. На данном этапе создаются бренды территории, по определенным приоритетам развития региона, выявленных на первом и втором этапе, намечаются направления маркетинговой политики, определяется механизм социального партнерства и контрольные показатели развития территории для постоянного мониторинга.

Поэтапное формирование стратегии  развития территории дает возможность до составления программ социально-экономического развития определить производственную специализацию экономики, позволяющую увеличить наполняемость бюджета, условия осуществления эффективной инвестиционной политики, добиться согласованных действий в развитии территории органов власти, населения и бизнес - сообщества. Этому будут способствовать созданная система социального партнерства, маркетинговая политика, бренд территории, стратегия повышения производительности.

Успешное решение проблем  социально-экономического характера  зависит в первую очередь от решения  двух основополагающих задач регионального управления:

  • определение миссии (стратегической цели) и направлений социально-экономического развития региона (муниципального образования) в рамках стратегического видения образа его будущего;
  • формулирование плана действий (стратегических мероприятий), осуществляемых администрацией региона (муниципального образования) и обеспечивающих реализацию поставленных целей.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"