Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:24, контрольная работа
1. М.Портер [10] считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ.
2. Важность стратегического регионального развития отражена в законодательстве РФ, ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, а также обусловлена разработкой в субъектах РФ и муниципальных образованиях долгосрочных программ социально-экономического развития.
1. Теория производственных кластеров М.Портера 3
2. Стратегия развития региона (территории): подходы к
формированию 11
Список использованных источников 21
Стратегия рассматривается как трехуровневая система, включающая:
Механизмы осуществления
стратегических действий описываются
в составе системы управления
реализацией Стратегии, которая
должна обеспечивать эффективное взаимодействие
региональных органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и организаций, направленное на достижение
стратегической цели. Система управления
реализацией Стратегии должна ориентироваться
на инновационный характер управления
развитием региона (муниципального
образования), основанный на лучшем опыте
и своевременном выявлении
Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает формирование комплексных программ социально-экономического развития региона. Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.
Для эффективного управления
реализацией Стратегии
Стратегия ориентирована на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь с регионами-соседями, а также международных связей. Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр.
Структура Стратегии в соответствии с логикой ее разработки должна включать:
Разработка стратегий развития территорий – это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих регионов и муниципальных образований.
Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация региона, выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии – не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.
Такими качествами «стратегических субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:
Формы организации коммуникации между стейкхолдерами при разработке стратегии, практикуемые в настоящее время, можно объединить в три группы. К традиционным формам относятся переговоры, совещания и т.д. К модерируемым формам – семинары, «круглые столы» и т.д. К процессным формам – проектные группы, форсайт, организационно - деятельностные игры, а также производные от них формы, и методологически организованные общественные экспертизы.
Использование методов регионального стратегического планирования и коммуникации стратегических субъектов территории позволяет повысить эффективность государственного управления региональным развитием в Российской Федерации и создает благоприятные возможности для преодоления существующих и потенциальных проблем и устранения ограничений в их социально-экономическом развитии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ