Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 07:24, контрольная работа

Описание работы

1. М.Портер [10] считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельные ее фирм, а кластеров – объединений фирм различных отраслей, причем, принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы. Им же разработана система детерминант конкурентного преимущества стран, получившая название «конкурентный ромб» (или «алмаз») по числу основных групп таких преимуществ.
2. Важность стратегического регионального развития отражена в законодательстве РФ, ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, а также обусловлена разработкой в субъектах РФ и муниципальных образованиях долгосрочных программ социально-экономического развития.

Содержание работы

1. Теория производственных кластеров М.Портера 3
2. Стратегия развития региона (территории): подходы к
формированию 11
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Регион.экономика 4в., 100%, исправл..docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

Стратегия рассматривается  как трехуровневая система, включающая:

  • миссию (стратегическую цель) развития региона (муниципального образования);
  • стратегические направления развития региона (муниципального образования), сформулированные в виде целевых требований, удовлетворение которых обеспечивает достижение стратегической цели;
  • стратегические действия – комплексы программных мероприятий и отдельные мероприятия, проекты всех уровней, с помощью которых должны быть решены задачи, направленные на достижение стратегической цели в рамках стратегических направлений развития региона.

Механизмы осуществления  стратегических действий описываются  в составе системы управления реализацией Стратегии, которая  должна обеспечивать эффективное взаимодействие региональных органов государственной  власти, органов местного самоуправления и организаций, направленное на достижение стратегической цели. Система управления реализацией Стратегии должна ориентироваться  на инновационный характер управления развитием региона (муниципального образования), основанный на лучшем опыте  и своевременном выявлении проблем  в нормативно-правовом регулировании  и организации управления социально-экономическим  развитием.

Основным инструментом реализации стратегических мероприятий выступает  формирование комплексных программ социально-экономического развития региона. Главный принцип формулирования комплексных программ заключается в реализации эффекта взаимодополняемости и взаимной поддержки различных стратегических действий.

Для эффективного управления реализацией Стратегии формируется  система мониторинга ее реализации и оперативного управления изменениями.

Стратегия ориентирована  на максимальное развитие межрегионального сотрудничества, в первую очередь  с регионами-соседями, а также  международных связей. Речь идет, в частности, о взаимных поставках продуктов и услуг, кооперации в сферах научно-технической и инновационной деятельности, промышленного производства, переработки сельхозпродукции, туризма, транспорта, строительства, сотрудничестве в сфере образования и подготовки специалистов, в оздоровительно-рекреационной и спортивной деятельности, реализации инвестиционных проектов, имеющих большое межрегиональное и международное значение, решении общих проблем социально-экономического развития и пр.

Структура Стратегии в  соответствии с логикой ее разработки должна включать:

  • анализ современного состояния дел и тенденций развития отраслей социальной сферы, экономики и инфраструктуры;
  • оценку потенциала развития региона (муниципального образования);
  • анализ системы управления регионом (муниципальным образованием);
  • определение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по основным блокам соци-ально-экономической системы региона (муниципального образования) – SWOT-анализ;
  • формулирование основных проблем, на решении которых необходимо сосредоточить усилия в ходе реализации Стратегии;
  • формирование стратегического видения развития региона (муниципального образования), в том числе определение идеологии, образа будущего, миссии (стратегической цели) и стратегических направлений развития региона (муниципального образования);
  • детальное описание системы реализации Стратегии, включая набор приоритетов и систему стратегических действий по реализации каждого стратегического направления, план стратегических мероприятий, систему управления реализацией Стратегии, а также экономико-математическую модель, позволяющую оценить ожидаемые результаты реализации Стратегии.

Разработка стратегий  развития территорий – это не только требование, идущее от федерального уровня управления, но и внутренняя необходимость, определяемая потребностями самих  регионов и муниципальных образований.

Передовой опыт разработки стратегий развития территорий свидетельствует, что администрация региона, выступающая основным заказчиком Стратегии, не может ограничиться взаимодействиями только с профильными федеральными министерствами и ведомствами, естественными монополиями и крупным бизнесом. Разработка Стратегии – не кабинетный, а коммуникативный процесс, в который необходимо вовлечь все значимые субъекты, имеющие и готовые обсуждать собственную позицию по поводу стратегического развития региона или муниципального образования.

Такими качествами «стратегических  субъектов», или «стейкхолдеров» развития российских территорий, помимо администраций регионов и муниципальных образований, соответствующих законодательных и представительных органов, федеральных министерств и ведомств, естественных монополий, также обладают:

  • бизнес-сообщество, в том числе инвесторы, промышленные предприятия и малый бизнес;
  • инновационное сообщество, в том числе организации, разрабатывающие и производящие наукоемкую продукцию,
  • малый инновационный бизнес, научная общественность;
  • население территории, выражающее свою позицию через органы территориального общественного самоуправления, общественные организации, а также посредством участия в выборах и референдумах.

Формы организации коммуникации между стейкхолдерами при разработке стратегии, практикуемые в настоящее время, можно объединить в три группы. К традиционным формам относятся переговоры, совещания и т.д. К модерируемым формам – семинары, «круглые столы» и т.д. К процессным формам – проектные группы, форсайт, организационно - деятельностные игры, а также производные от них формы, и методологически организованные общественные экспертизы.

Использование методов регионального стратегического планирования и коммуникации стратегических субъектов территории позволяет повысить эффективность государственного управления региональным развитием в Российской Федерации и создает благоприятные возможности для преодоления существующих и потенциальных проблем и устранения ограничений в их социально-экономическом развитии.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аганбегян А.Г. Новая система управления экономикой. М., 1988
  2. Бос Х. Размещение хозяйства. Пер. с англ. / Под ред. В.А. Маша. М.: Изд-во Прогресс, 1970. – 158с
  3. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Концепция, технология и инструменты формирования управленческих решений в социально-экономической и технологической сферах субъектов РФ. Сборник материалов Рабочей группы по прогнозированию и стратегическому планированию социально-экономического развития российских регионов. Москва,  2005г.
  4. Напреенко В.Г., Нариньяни А.С., Смирнов Е.П. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности. Финансы, экономика, безопасность. — 2005. — №4 (9)
  5. Пилипенко И.В. Анализ основных зарубежных теорий конкурентоспособности стран и регионов в современном мировом хозяйстве.  Известия АН. Серия географическая, 2003. - №6. – С.15-25.
  6. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опыт малых стран Западной и Северной Европы. – Смоленск: Ойкумена, 2005. – 496 с.
  7. Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. О.Л. Пелявского, А.П. Уриханяна, Е.Л. Усенко и др.; под ред. Я.В. Заблоцкого, М.С. Иванова, К.П. Казаряна и др. – Изд. Испр. - М.: ИД «Вильямс», 2005.
  8. Смирнов Е.П. «Конкурентоспособный регион: концепция и пилотный проект инновационного развития российских регионов». Труды Международной конференции «Проблемы управления и моделирования в сложных системах». 24–28 июня 2006г. стр.12–16. Самара, РФ.
  9. Смирнов Е.П. Проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России». Российская муниципальная практика. — 2006. №2.
  10.   Портер М. Международная конкуренция. - М., Международные отношения, 1993.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"