Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2013 в 13:54, контрольная работа
1. Покупательная способность среднедушевых доходов.
2. Показатели рыночной ситуации: показатели определяющие характер распределения рыночных долей.
3. Факторы рыночной среды, определяющие интеграционные процессы товарных рынков продовольствия.
4. Тест (выбрать ответ)
1.Задания контрольной работы……………………………………..3
2.Ответы……………………………………………………………...5
3.Список используемой литературы………………………………23
Для каждого региона эти показатели исчисляются аналогично показателям федерального уровня:
|
(2) |
где
|
- покупательная способность
среднедушевого денежного |
|
- величина среднедушевого
денежного дохода населения j- |
|
- средняя цена i-го товара-представителя в j-ом регионе. |
Покупательная способность
денежных доходов населения в
разрезе групп населения с
различным уровнем
|
(3) |
где
|
- покупательная способность
среднедушевого денежного |
|
- величина среднедушевого денежного дохода q-ой доходной группы населения, |
|
- средняя цена покупки i-го товара по q-ой доходной группе населения. |
Для каждого региона показатели (3) исчисляются на основе соответствующих региональных величин (Iq, Piq) в разрезе групп населения с различными доходами.
Показатели покупательной способности денежных доходов, рассчитываемые в количествах определенных наборов товаров и услуг, оцениваются аналогично показателям по отдельным товарным эквивалентам. В формулах: (1), (2), (3) вместо цены i-го товара-представителя, используется стоимость определенного набора товаров и услуг.
2. Показатели рыночной ситуации: показатели определяющие характер распределения рыночных долей.
Важнейшей составляющей информации для принятия решений в области ведения
конкурентной борьбы является информация о поведении конкурентов, об их
конкурентных позициях. Наибольший интерес, при этом, представляет возможность
выделения наиболее характерных составляющих конкурентоспособности.
В этой связи в научной литературе предлагается, во-первых, получить данные об
интенсивности конкуренции на выделенном рынке и, во-вторых, тщательно изучить
технико-экономические и
финансово-экономические
Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов,
важнейшими из которых являются три составляющие:
Ø характер распределения рыночных долей;
Ø темпы роста рынка;
Ø рентабельность рынка.
Характер распределения рыночных долей
Для определения уровня интенсивности конкуренции на конкретном рынке
предлагается ряд оценок этого уровня. Так, отмечая, что, чем более одинаковыми
являются рыночные доли среди конкурентов на рынке, тем острее происходит
конкурентная борьба, предлагается оценить степень именно этой «одинаковости»,
вернее степень разброса долей конкурентов на рынке. Для расчёта самих долей
объем реализованной на рынке продукции i-м предприятием обозначают через Q
i, а общий объем продаж на рынке –через Q, тогда рыночная доля этого
предприятия определяется достаточно легко:
Формула 1
Наиболее информативным является суждение об интенсивности конкуренции в
соответствии с классификацией рынков уже приводившейся выше (табл. 1),
принятой в экономической теории.
Как следует из таблицы, всего возможно девять состояний конкуренции, причем
интенсивность конкуренции уменьшается по мере перехода рынка от двухсторонней
полиполии к двухсторонней монополии. Именно это обстоятельство и может
служить надежным и научно обоснованным мерилом интенсивности конкуренции на
рынке.
Для обоснования метода количественной оценки интенсивности конкуренции на
рынках, следует воспользоваться графической интерпретацией распределения
долей конкурентов на рынке. Лучшей моделью при этом будет служить график
изменения плотности распределения рыночных долей фирм-конкурентов, общий вид
которого представлен на рисунке 1. Легко убедиться в том, что распределения
имеют вид логнормальной функции с различными асимптотами – левой или правой.
Тип рынка вполне может быть определен в зависимости от того, на какую часть
шкалы рыночных долей предприятий приходится математическое ожидание
наибольшего количества предприятий. Если математическое ожидание приходится
на крайнее левое значение (кривая, подобная изображенной на рисунке 1), то
перед исследователем типичное распределение, характерное для двухсторонней
полиполии. Если же математическое ожидание находится в правой части графика и
приближается к максимальной доле рынка, то подобное распределение характерно
для двухсторонней монополии.
Обозначим через M(D) математическое ожидание рыночной доли на данном
конкурентном рынке, а через Dmax - максимальную долю на этом рынке.
Тогда отношение:
Формула 2
будет характеризовать то или иное состояние рынка в соответствии с
классификацией таблицы 1, а значит, и степень интенсивности конкуренции на
нем.
Очевидно, что при значениях данного показателя, близких к нулю, интенсивность
конкуренции наивысшая (чистая конкуренция), а при значениях показателя,
близких к единице, интенсивность конкуренции минимальна. При наличии
соответствующей математической подготовки исследователя проблемы с
определением значения M(D) легко решаются. В связи с тем, что в настоящее
время в наличии у любого исследователя имеется обширный арсенал пакетов
прикладных программ по математической статистике, данная проблема решается
ещё более просто – собранную информацию о рыночных долях следует подвергнуть
статистической обработке на ПК.
3. Факторы рыночной
среды, определяющие
Глобализация экономики
неизбежно приведет к росту напряженности
на рынке товаров и услуг, ранее
находившихся за рамками прямой конкуренции.
В условиях открытости внутрирегиональных
рынков для товарных потоков извне
(в том числе импорта), важным преимуществом
является не только соотношение цен
и качества, но и степень инновационности
и наукоемкости, близости к потребителю
и традиционные связи. |
|
Рис. 1. Уровни выявления потенциала интеграции |
На первом этапе приоритет
отдается изучению финансовых аспектов
деятельности социально-экономической
системы. Основным критерием оценки
потенциала интеграции, по мнению автора,
будет стратегическая прибыль субъекта.
Под стратегической прибылью понимается
чистый доход в рамках сроков персонификации
ответственности за бизнес субъекта
экономики, такие сроки могут
варьировать для разных субъектов
от нескольких лет (для частного и
индивидуального |
4. Тест (выбрать ответ):
К стратегическим барьерам, по мнению И.Н. Задирако относят:
а) структурные;
б) конъюнктурные;
в) ценовые;
г) неценовые.
Ответ:г.
Задача 2.
На основе данных
таблиц определите
Таблица 1 - Шкала повозрастных коэффициентов потребления
Возраст потребителей |
до 1 г. |
1-3 |
3-7 |
7-11 |
11-15 |
15-18 |
Взрослые |
Пенсионеры |
Коэффициент |
0,2 |
0,35 |
0,5 |
0,65 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
0,9 |
Таблица 2 -Физиологическая норма потребления некоторых продуктов
Продукты питания |
Норма потребления, кг./год |
1. Хлебобулочные изделия 2. Молоко и кисломолочные изделия 3. Мясо 4. Макароны 5. Масло растительное 6. Чай 7. Сахар 8. Мука, крупа 9. Соль 10. Кофе 11. Рыба |
123,74 460,76 95,26 3,65 10,95 0,36 26,28 28,84 4,38 1,28 22,95 |
Таблица 3 -Распределение населения региона по возрастным группам
Возраст потребителей |
Численность групп | ||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. | |
до 1 г. |
56242 |
55848 |
55313 |
1-3 |
30304 |
28686 |
27014 |
3-7 |
186242 |
170685 |
156187 |
7-11 |
324144 |
311699 |
298601 |
11-15 |
113919 |
112873 |
111545 |
15-18 |
104054 |
108352 |
112308 |
Взрослые |
1679843 |
1701299 |
1718002 |
Пенсионеры |
592832 |
586147 |
572092 |
Таблица 4 - Потребность регионального рынка в определенном продукте
Возраст потребителей |
Норма потребления |
Коэфф. потребления |
Скоррект. норма |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
до 1 г. |
0,123735 |
0,2 |
0,024747 |
1391,82 |
1382,07 |
1368,83 |
1-3 |
0,123735 |
0,35 |
0,043307 |
1312,38 |
1242,30 |
1169,90 |
3-7 |
0,123735 |
0,5 |
0,061868 |
11520,93 |
10559,94 |
9662,98 |
7-11 |
0,123735 |
0,65 |
0,080428 |
26067,66 |
25069,33 |
24015,88 |
11-15 |
0,123735 |
0,8 |
0,098988 |
11276,61 |
11172,17 |
11041,62 |
15-18 |
0,123735 |
0,9 |
0,111362 |
11587,66 |
12066,30 |
12506,84 |
Взрослые |
0,123735 |
1,0 |
0,123735 |
207855,37 |
210510,23 |
212576,98 |
Пенсионеры |
0,123735 |
0,9 |
0,111362 |
66018,96 |
65274,50 |
63709,31 |
Итого: |
- |
- |
- |
337031,39 |
337276,84 |
336052,34 |
Таблица 5 - Определите реальную емкость рынка для некоторых фирм региона, на основе данных:
Продукты питания (производители) |
Доля регионального рынка, % |
1. Хлебобулочные изделия (ОАО «Красноярский хлеб») 2. Молоко и кисломолочные изделия (ОАО «Милко») 3. Мясо (ООО «Уярский мясокомбмнат») 4. Макароны (ЗАО «Краскон») 5. Масло растительное (ООО «Крайпотребсоюз») 6. Чай (ООО «Чайный двор») 7. Сахар (ООО «Сахарная компания») 8. Мука, крупа (ООО «Алтай») 9. Соль (ООО «Сибсоль») 10. Кофе (ООО «Арабика») 11. Рыба (ООО «Делси») |
7 11 4 2 6,5 5,1 6 1,4 8,2 0,9 1,1 |