Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:37, контрольная работа
Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Российской, сравните со структурой доходов и расходов расширенных бюджетов 5 государств на выбор по данным IMF Government Finance Statistics за 1999 год.
2. Дефицит федерального бюджета по бюджетным назначениям на 2009 год и по итогам кассового исполнения, его сравнение с общепринятым оптимальным предельным значением - 3 % от ВВП.
В современном мире развитые страны имеют большую долю государственных расходов в ВВП, нежели развивающиеся. В странах с переходными экономиками расходы находятся на достаточно высоком уровне — более 35% ВВП. На общем фоне выделяются некоторые страны СНГ — Грузия и Таджикистан, где государство распределяет менее 18% ВВП. В России в 1999—2003 гг. общие расходы государства (расходы расширенного правительства) находятся на уровне 37% ВВП, что соответствует среднему уровню стран с переходными экономиками. В странах западной Европы и Канады расходы достигают 50% ВВП, в Японии они составляют лишь 23% ВВП.
Рисунок 1 – Государственные расходы и экономический рост
Уровень государственных расходов может двояко влиять на экономический рост, когда с одной стороны увеличение расходов повышает стабильность экономики, а с другой снижает предпринимательскую инициативу. Рассматривая динамику разных стран за 1997—2001 гг., можно с уверенностью утверждать, что абсолютной зависимости между ростом и расходами в среднесрочной перспективе не существует ни для развитых, ни для переходных стран.
Тенденции развития государственного сектора, его роль в экономике в 19-м веке позволяют определить стратегии будущей политики госрасходов: во-первых, если государство становится «большой» экономикой, то расходы «автоматически» возрастают, и, во-вторых, потребность в усилении порядка и военной силы приводит к опережающему росту расходов.
Таблица 1 - Доля государственных расходов в совокупном национальном доходе (%)1 | ||||||
Период |
1816—1859 |
1860—1893 |
1894—1913 |
1919—1935 |
1946—1960 |
1961—1985 |
Франция |
3,6% |
3,9% |
3,6% |
12,5% |
22,5% |
28,8% |
Великобритания |
6,4% |
3,8% |
3,6% |
23,4% |
34,4% |
40,9% |
Россия |
- |
3,6% |
3,6% |
23,4% |
56,7% |
51,7% |
США |
0,6% |
1,8% |
0,7% |
4,0% |
19,8% |
22,9% |
Аргентина |
- |
- |
3,6% |
7,0% |
20,0% |
14,8% |
Китай |
- |
2,0% |
3,0% |
2,8% |
3,1% |
29,5% |
Япония |
- |
3,3% |
5,1% |
9,4% |
13,6% |
15,1% |
Наконец, и это, пожалуй, самое удивительное, российское государство сегодня собирает относительно даже официального ВВП больше бюджетных доходов, в том числе и налогов, чем американское государство (см. табл. 6). Если на федеральном уровне российское правительство лишь немногим уступает правительству США, да и то только в последние три года, то в консолидированный центральный
Таблица 2 –Структура бюджетных расходов
Страна |
Год |
Правоохранительная деятельность |
Оборона |
Образование |
Здравоохранение |
Социальная сфера |
Великобритания |
1999 |
7,8 |
7,1 |
3,7 |
15,4 |
36,5 |
Греция |
1998 |
7,9 |
8,4 |
10,8 |
7,1 |
17,9 |
Норвегия |
1998 |
7,7 |
6,4 |
6,8 |
4,8 |
39 |
Румыния |
1999 |
8,3 |
4,9 |
9,8 |
13,6 |
29,8 |
Франция |
1993 |
8,6 |
4,4 |
9,3 |
18,3 |
35,1 |
США |
2000 |
11,6 |
7,6 |
19,4 |
18,2 |
20,7 |
Азербайджан |
1999 |
14,6 |
8,6 |
15,7 |
4 |
26,1 |
Грузия |
2000 |
16 |
3,3 |
12,6 |
4,9 |
24 |
Белоруссия |
2001 |
7,1 |
2,7 |
13,3 |
9,7 |
27 |
Россия |
2001 |
13 |
7,7 |
7,5 |
4,7 |
23,6 |
Казахстан |
2001 |
12,3 |
3 |
12,5 |
8,1 |
25,4 |
Киргизия |
2000 |
18,8 |
7,5 |
25,3 |
14,2 |
8 |
Таджикистан |
2001 |
20,3 |
6,8 |
14,3 |
5,7 |
14,5 |
Рисунок 2 –Сравнение расходных частей бюджетов
Показательным является тот факт, что для развитых стран доминирующим фактором является социальная справедливость, а не расходы на укрепление государства. Среди развитых стран выделяются США и особенно Израиль, где, несмотря на существенные социальные расходы, доля «силовых» значительно выше среднего по группе. Абсолютным аутлайером» среди стран ОЭСР является Южная Корея, доля расходов на оборону превышает 25% от общих расходов при среднем значении для развитых стран 14%.
Россия, Грузия, Азербайджан, Киргизия и Таджикистан относятся к странам с большой долей «силовых» расходов и незначительной — «социальных». На рисунке 1 все эти страны находятся в правом нижнем углу. Структура бюджетов Казахстана и Белоруссии сходна с показателями стран Восточной Европы и развитых стран.
Таблица 3- Государственные доходы в России и США (в % к ВВП)2
Показатели |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г. |
В среднем в 1994-1998 гг. |
Федеральный бюджет Все доходы |
||||||
Россия |
12,5 |
14,2 |
12,8 |
12,5 |
11,0 |
12,6 |
США |
12,3 |
13,0 |
13,2 |
13,9 |
14,2 |
13,3 |
в том числе налоги |
||||||
Россия |
11,4 |
11,9 |
11,9 |
9,4 |
10,1 |
10,9 |
США |
11,2 |
11,5 |
12,0 |
12,6 |
12,9 |
12,0 |
Консолидированный центральный бюджет Все доходы |
||||||
Россия |
20,9 |
20,5 |
19,8 |
22,0 |
20,2 |
20,7 |
США |
19,2 |
19,9 |
20,0 |
20,7 |
20,5 |
20,1 |
в том числе налоги |
||||||
Россия |
19,4 |
17,9 |
18,5 |
20,3 |
17,7 |
18,8 |
США |
17,7 |
18,2 |
18,6 |
19,2 |
19,6 |
18,7 |
Бюджет расширенного |
||||||
правительства Все доходы |
||||||
Россия |
35,6 |
33,0 |
33,0 |
34,7 |
33,2 |
33,9 |
США |
30,6 |
31,0 |
31,6 |
31,9 |
32,3 |
31,5 |
Что касается структуры доходов, то лишь в немногих странах налоговые поступления достигают 50% от общего объема доходов и только в ряде муниципалитетов США и в субъектах федераций они могут достигать до 80-90% бюджетных поступлений. Почти повсеместно органы самоуправления не имеют права произвольно вводить новые налоги: перечень теоретически возможных налогов устанавливается государством, государство же фиксирует базы налогообложения по каждому налогу( в федеративных государствах этим могут заниматься субъекты федерации). Местным властям, таким образом, остается лишь право не вводить некоторые теоретически возможные налоги и устанавливать ставки налогообложения. В ряде стран, особенно в континентальной Европе, государство устанавливает также верхнюю и нижнюю границы ставок. Тем не менее, даже внутри одного государства варианты налогообложения на отдельных территориях могут существенно различаться прежде всего за счет того, что налоговое бремя на каждой территории складывается из налогов территориальных сообществ разных уровней и их объединений.
2. Дефицит федерального
бюджета по бюджетным
Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом (таблица 2.1), исходя из определенного уровня цен на нефть.
Таблица 2.1 – Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг., млрд.руб. [14]
Годы |
Доходы |
Расходы |
Профицит |
2005 |
5127,23 |
3514,35 |
1612,88 |
2006 |
6278,89 |
4284,80 |
1994,09 |
2007 |
7764,55 |
6131,81 |
1632,74 |
2008 |
9258,06 |
7560,87 |
1697,19 |
С 2008 г. Стабфонд разделен на Резервный фонд (ст. 96.9 Бюджетного кодекса РФ) и Фонд будущих поколений (ст. 96.10 Бюджетного кодекса РФ).
Как видим из таблицы 2.1, в 2007 г. профицит федерального бюджета РФ составил 1632,74 млрд руб. (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Динамика профицита федерального бюджета РФ в 2005-2008 гг., млрд.руб.
За январь-декабрь 2007 года федеральный бюджет, по предварительной оценке, исполнен [18]:
по доходам – в сумме 7 трлн 764,55 млрд рублей, или 104,3% к утвержденной росписи поступлений доходов на 2007 год;
по финансированию расходов – 6 трлн 131,81 млрд рублей, или 93,8% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;
по кассовому исполнению расходов – 5 трлн 982,17 млрд рублей, или 91,5% к бюджетной росписи расходов на 2007 год с изменениями;
кассовый профицит – 1 трлн 782,39 млрд рублей;
Первичный профицит составил 1 трлн 924,53 млрд рублей.
Объем ВВП России за 2007 года достиг 32 трлн 530,0 млрд рублей.
Добавим, что совокупный
объем средств
Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году составил 1697,19 млрд рублей или 4% ВВП, говорится в официальном сообщении Минфина РФ. По предварительной оценке, ВВП РФ за 2008 год составил 42 трлн 468,8 млрд рублей, отмечает "Прайм-ТАСС" [18].
Доходы федерального бюджета в 2008 году составили 9 трлн 258 млрд рублей, расходы на кассовой основе – 7 трлн 560,87 млрд рублей Первичный профицит федерального бюджета составил 1 трлн 849 млрд руб или 4,4% ВВП.
Исправленный бюджет России на 2009 год был окончательно принят только в конце апреле 2009 года. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей, или 7,5% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год. Между тем, законопроектом о внесении изменений в бюджет 2009 года дефицит запланирован в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей, или 7,4% ВВП. Таким образом, дефицит бюджета может превысить на 1,8% величину, предусмотренную законопроектом [13].
Исполнение федерального бюджета за 2009 год по доходам прогнозируется в объеме 6 триллионов 713 миллиардов 821 миллионов рублей, или 16,6% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год (40 триллионов 420 миллиардов рублей), или 100,0% к объему доходов, предлагаемых к утверждению законопроектом. Однако исполнение бюджета по расходам прогнозируется в объеме 9 триллионов 745 миллиардов 742,2 миллионов рублей, или 24,1% к предварительной оценке объема ВВП за 2009 год и 100,6% к объему расходов, предлагаемых к утверждению законопроектом (9 триллионов 692 миллиардов 219,4 миллионов рублей).
Данный прогноз по расходам учитывает изменения, уже внесенные в бюджетную роспись на 2009 год, на сумму 253 миллиардов 428,9 миллионов рублей. Расходы включают в себя 199 миллиардов 706,1 миллионов рублей бюджетных ассигнований на поддержку финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики, 55 миллиардов 581,1 миллионов рублей, не использованных бюджетных ассигнований инвестиционного фонда РФ. Прогноз также учитывает предлагаемое законопроектом увеличение расходов на 667 миллиардов 564,4 миллионов рублей.
Дефицит бюджета 2009 г. будет покрываться за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть.