Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Структура доходов и расходов консолидированного бюджета Российской, сравните со структурой доходов и расходов расширенных бюджетов 5 государств на выбор по данным IMF Government Finance Statistics за 1999 год.
2. Дефицит федерального бюджета по бюджетным назначениям на 2009 год и по итогам кассового исполнения, его сравнение с общепринятым оптимальным предельным значением - 3 % от ВВП.

Файлы: 1 файл

финансы.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета на 1 января 2010 года составит, по оценке Минфина, 3 триллиона 32 миллиардов 121,2 миллионов рублей. Законопроектом запланировано сальдо в размере 2 триллиона 978 миллиардов 398,3 миллионов рублей. При этом источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей (запланировано законопроектом 3 триллиона 190 миллиардов 188,5 миллионов рублей), источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей (такой же объем запланирован и законопроектом) [13].

Таким образом, в 1999-2008 гг. федеральный  бюджет РФ исполнялся с профицитом. Сверхпрофицит федерального бюджета РФ направлялся в Стабилизационный фонд (с 2008 г. – Резервный фонд и Фонд будущих поколений). В 2005-2008 гг. профицит федерального бюджета вырос на 84,31 млрд.руб. и составил в 2008 г. 1697,19 млрд.руб. Начиная с 2009 г. федеральный бюджет прогнозируется с дефицитом. По предварительной оценке Минфина, дефицит федерального бюджета в 2009 году по итогам исполнения составит 3 триллиона 32 миллиарда 121,2 миллионов рублей. Дефицит бюджета 2009 г. покрывается за счет Резервного фонда, накопленного во времена высоких цен на нефть. Источники внутреннего финансирования дефицита прогнозируются в размере 3 триллиона 243 миллиардов 911,8 миллионов рублей, источники внешнего финансирования – минус 211 миллиардов 790,6 миллионов рублей.

В течение последующих трех лет  бюджет будет дефицитным, хотя размер дефицита будет постепенно снижаться. Дефицит бюджета – 2010 г. составит 2,9 трлн рублей, а с учетом расходов на формирование антикризисного фонда ЕврАзЭС и на докапитализацию банков – 3,2 трлн рублей. или 7,5 процента ВВП страны. В 2011 году его планируется сократить до 4,3 процента ВВП, а в 2012 – до 3 процентов ВВП. По словам Кудрина, с 2013 года будет возобновлено действие нормы Бюджетного кодекса по ограничению размера дефицита федерального бюджета 1% [5].

У власти была альтернатива – либо разом сократить расходы, либо изыскать дополнительные источники для покрытия дефицита. Первое неизбежно повлекло бы за собой снижение уровня соцподдержки граждан, свертывание антикризисных мер и программ развития, поэтому решено было выбрать второй вариант.

В 2010 году порядка 70% расходов бюджета будут иметь социальный характер, сохранятся приоритеты, связанные с инвестициями в человеческий капитал и инновациями. Только на пенсионную систему выделят более 600 миллиардов рублей. В полном объеме сохранены расходы на национальную оборону и безопасность.

По ряду направлений расходы  даже будут увеличены, причем уже  в текущем году. Так, правительство  РФ осенью внесет в Госдуму предложение  о добавлении в расходную часть бюджета на 2009 год 210 миллиардов рублей на капитализацию банков.

Речь идет о выпуске облигаций федерального займа (ОФЗ), которые при желании банков государство сможет обменивать на их привилегированные акции.

В ближайшие годы ситуация в экономике  останется неопределенной, поэтому  власти РФ должны вести жесткую и  ответственную бюджетную политику, необходимо продолжить политику снижения неэффективных расходов.

Расходы на 2010 год должны быть перегруппированы, многое придется отменить или перенести. Наиболее существенно сокращаются  расходы на инвестпрограммы, в том числе на строительство объектов транспортной системы и культуры.

Экономия отчасти коснется и  социальной сферы – индексация зарплат  бюджетников в 2010 году пока не планируется.

Для покрытия дефицита бюджета в 2010 году, помимо Резервного фонда, правительству придется расконсервировать Фонд национального благосостояния (ФНБ), а также увеличить объем внутренних заимствований и впервые с 1998 года вернуться к внешним заимствованиям.

К концу нынешнего года в Резервном  фонде останется не более 1,7 трлн рублей. Таким образом, для покрытия бюджетного дефицита 2010 года из Резервного фонда возьмут 1,7 трлн рублей – на этом его средства и закончатся. Из фонда национального благосостояния заберут четверть – 682 млрд рублей, которые пойдут на погашение дефицита Пенсионного фонда (ПФР), который в будущем году может составить 1,166 трлн рублей [5].

Наконец, недостающие 830 млрд рублей будут  закрыты за счет заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Минфин планирует увеличить объем внутренних займов с 425 миллиардов рублей в 2009 году до 656 миллиардов рублей в 2010 году.

По данным Reuters, на внешние займы, к которым Россия не прибегала  с 1998 года, придется $18 млрд (570 млрд рублей). Ранее власти предполагали занять в 2010 году порядка $10 млрд через выпуск еврооблигаций, но теперь в Минфина заговорили о желании занять денег еще и у Всемирного банка – так дешевле, чем на открытом рынке.

Наращивание внешних займов – это  возврат к старой модели, генерирующей рост денежной массы за счет притока  капитала извне и разгоняющей  инфляцию, не одобряют такую идею эксперты, опрошенные "Ведомостями". При среднегодовом курсе 34,5 рубля за доллар, прогнозируемом Минэкономразвития, объем внешних займов составит порядка $19 млрд, что повысит внешний долг страны почти на 50%. Напомним, до сих пор внешний государственный долг РФ сокращался и на 1 июля 2009 года составляет $39 млрд. Лучше увеличивать внутренние займы, советуют эксперты: у банков скопилось много ликвидности, вложения в бумаги Минфина были бы хорошей альтернативой покупкам менее доходных зарубежных гособлигаций [5].

А пока что чиновники пытаются задействовать  все возможности для латания  бюджетной дыры. Однако с допдоходами бюджета пока неясно. Правительство временно отказалось от предлагавшихся Минфином мер по повышению экспортной пошлины и ставки НДПИ на газ, а также дополнительному повышению акцизов на алкогольную продукцию (на 20% к ранее утвержденному уровню на 2010 год).

Сверхплановая индексация акцизов  на «народные» водку и пиво могла  принести дополнительно до 250 миллиардов рублей. Однако эти предложения были неоднозначно восприняты бизнес–сообществом и экспертами.

Пивные компании, которым было обещано  повышение акциза в 2010 году в три  раза по сравнению с нынешней ставкой, по сообщениям СМИ, направили письмо Путину, предупредив, что такие меры могут привести к сокращению производства бражного напитка и росту цен.

По расчетам экспертов Института  экономики переходного периода (ИЭПП), трехкратный рост пивного акциза привел бы к удорожанию каждой бутылки  на 3,5 рубля, что весьма ощутимо для среднего и низкого ценового сегмента и неизбежно привело бы к сокращению спроса и сжатию легального рынка [5].

Таблица 4 Сравнение основных параметров прогноза социально-экономического развития, используемых для расчета доходов федерального бюджета

 

 

 

2010

2011

 

ФЗ о бюджете  
№ 204-ФЗ

Оценка

Изменение %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Изменение  %

ФЗ о бюджете № 204-ФЗ

Прогноз

Изменение %

ВВП, млрд. руб.

51 475

38 461

-25%

59 146

42 372

-28%

67 610

46 783

-31%

Накопленный рост ВВП  
в % к 2008 году

106,7%

91,5%

-14%

113,7%

92,4%

-19%

120,8%

94,8%

-22%

Накопленный ИПЦ  
в % к декабрю 2008 г.

108,5

112,0

3%

116,0

123,0

6%

124,0

133,0

7,3%

Курс доллара  
среднегодовой

24,7

32,6

32%

26,0

34,5

33%

27,3

37,0

36%

Цены

                 

Цены на нефть Urals  
(мировые), долл. / баррель

95

54

-43%

90

55

-39%

88

56

-36%

Цены на газ,  
долл. / тыс. куб. м

421

229

-46%

363

219

-40%

358

215

-40%

Экспорт углеводородов

                 

Нефть сырая,  
млн.т

255,0

245,5

-4%

261,0

243,0

-7%

262,0

241,0

-8%

Газ природный,  
млрд.м3

213,5

160,8

-25%

222,7

170,0

-24%

227,0

181,5

-20%

Нефтепродукты, млн.т

115,4

117,3

2%

117,6

115,4

-2%

117,8

113,6

-4%

Добыча углеводородов

                 

Нефть, млн.т

503

488

-3%

514

485

-6%

518

483

-7%

Газ природный млрд.м3

700

580

-17%

715

596

-17%

725

610

-16%

Внешняя торговля

                 

Экспорт, ,млрд. $

507

274

-46%

502

276

-45%

509

282

-45%

Импорт, ,млрд. $

370

190

-49%

434

195

-55%

490

205

-58%

Другие показатели  
в млрд. руб.

                 

ФЗП

12888

10746

-17%

15200

11722

-23%

17708

12977

-27%

Прибыль предприятий  
для целей  
налогообложения

12105

4850

-60%

13550

8510

-37%

15155

8580

-43%

Амортизация для целей  
налогообложения

1630

1854

14%

1815

2022

11%

2021

2251

11%


 

С 1 января 2010 года размер пенсии с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте Российской Федерации. Это подразумевает, что тем пенсионерам, у кого размер начисленной пенсии окажется ниже прожиточного уровня, будет выделяться социальная доплата из федерального и при необходимости - регионального бюджета.  
Проведенные реформы позволят существенно повысить размер пенсий в России. Средний размер трудовых пенсий превысит в 2010 году 7750 рублей в месяц, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 46%. Соотношение трудовой пенсии к средней заработной плате достигнет 38% (по сравнению с 24,8% в 2008 году). Повышение пенсий будет в значительной степени обеспечено за счет трансфертов из федерального бюджета. Кроме того, будет увеличено финансовое обеспечение государственных пенсий, ежемесячные денежные выплаты и предоставление материнского капитала. В результате трансферты в Пенсионный фонд Российской Федерации за счет общих доходов федерального бюджета возрастут с 2,3% ВВП в 2008 году до 6,0% ВВП в 2010 году и 4,7% ВВП в 2011-2012 годах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Гайдар Е. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. ИЭПП, 2003
  2. Гайдар Е., Мау В. Марксизм: между научной теорией и «светской религией». Вопросы экономики, № 5,6, 2004
  3. Мау В. Экономические реформы сквозь призму конституции и политики. Ad Marginem, 1999
  4. Стародубровская И., Мау В. Великие революции от Кромвеля до Путина. Вагриус, 2001
  5. Россия и страны мира. Сборник Госкомстата России.
  6. Alesina, A. and R. Perotti, 1996. Budget Deficits and Budget Institutions, NBER Working Paper 5556
  7. Barro R and Sala-i-Martin, 1995. Economic Growth
  8. Edin, P.A. and H. Ohlsson. 1991. Political determinants of budget deficits: Coalition effects versus minority effects, European Economic Review 35 1597-1603
  9. Hallerberg, M. and J. von Hagen, 1997. Electoral Institutions, Cabinet Negotiations, and Budget Deficits in the European Union, NBER Working Paper 6341
  10. Kontopoulous, Y. and R. Perotti, 1999. Government Fragmentation and Fiscal Policy Outcomes: Evidence from OECD Countries, NBER Working Pape
  11. Olson, M, 1965. The Logic of Collective Action. Cambridge, Mass.: Harvard University Press
  12. Poterba, J., 1996. Do Budget Rules Work? NBER Working Paper 5550
  13. Roubini, N. and J. D. Sachs, 1989. Political and economic determinants of budget deficits in the industrial democracies, European Economic review 33, 903-938
  14. Stein, E., E. Talvi and A. Grisanti, 1998. Institutional Arrangements and Fiscal Performance: The Latin American Experience, NBER Working Paper 6358

1Расчеты ИЭА по данным IMF Government Financial Statistics, IMF International Financial Statistics, Министерства финансов РФ.

2 Расчеты ИЭА по данным IMF Government Financial Statistics, IMF International Financial Statistics, Министерства финансов РФ.


Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"