Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2015 в 22:57, контрольная работа
5.Земля и водные ресурсы-главные средства производства в сельском хозяйстве. Особенности земли как средства производства в сельском хозяйстве и необходимость их учета в практике.
15. Понятие и значение материально технической базы сельского хозяйства, ее особенности и состав. Особенности формирования МТБ в рыночных условиях.
18. Использование средств химии в животноводстве. Методика определения и показатели.
55. Современный уровень, основные меры по увеличению объема и повышению экономической эффект производства продукции птицеводства
35. Валовая и
товарная продукция сельского
хозяйства, товарность. Методика их
определения и факторы
Показатели валовой и товарной продукции являются одними из основных показателей деятельности сельскохозяйственного предприятия, на основе которых можно сделать вывод об эффективности использования организацией пренадлежащих ей активов, о степени оптимальности управленческих решений, о тенденциях развития и о других сторонах деятельности организации. Выпуск продукции сельского хозяйства определяется методом валового оборота, то есть, включая стоимость всех производственных сельскохозяйственных продуктов, в том числе использованных внутри предприятия на производственные нужды в отчетном периоде.
Продукция сельского хозяйства предтавляет собой сумму продукции растениеводства и животноводства всех сельхозпроизводителей, включая хозяйства индивидуального сектора в стоимостной оценке по фактическим ценам, с учетом скрытого сельскохозяйственного производства.
55. Современный уровень, основные меры по увеличению объема и повышению экономической эффект производства продукции птицеводства.
1.Народно-хозяйственное значение отрасли птицеводства.
Значение птицеводства для народного хозяйства определяется тем, что эта отрасль является отраслью самого скороспелого животноводства, дающей возможность в короткие сроки получить большое количество ценных продуктов питания – яиц и мяса. Побочная продукция птицеводства — перо, пух используются для изготовления подушек, перин, галантерейных изделий; птичий помет является ценным органическим удобрением.
Для получения продукции птицеводства выращивают кур; индеек, уток, гусей, цесарок, перепелок и др. В пищу используют яйца кур, цесарок и перепелок. Это — диетические высокопитательные продукты, содержащие полноценные белки, жиры и витамины. Яйца цесарок отличаются высокими вкусовыми качествами. Мясо кур, индеек и цесарок является диетическим продуктом питания, обладает высокими вкусовыми качествами, а мясо уток и гусей — высокой калорийностью. В мясе птицы содержится 16 — 25% белка. Убойный вес птицы больше 80%, а выход съедобного мяса - 67% от живого веса.
Скороспелость домашней птицы обусловлена ее способностью быстро расти и развиваться, а также высокой плодовитостью. Куры яйценоских пород начинают яйцекладку в 5-7-месячном возрасте и за год могут снести до 200 яиц и более. Цыплята яйценоских мясных пород за период выращивания до 6- месячного возраста увеличивают свой вес в 40-50 раз. Утята 10-недельного возраста при откорме имеют вес около 2 кг, что дает возможность от одной утки (40-50 утят) получить за год не менее 70-75 кг мяса и жира. Важно и то, что птица является всеядной, а потому для нее могут быть использованы самые разнообразные кормовые средства. На 1 кг привеса цыплята и утята тратят меньше кормов, чем молодняк крс, овец и даже свиней. Продукты птицеводства отличаются высокой питательностью и хорошими вкусовыми качествами.
2. Размещение данной отрасли по территории страны.
Птицеводческие предприятия и фермы в России имеют четыре отраслевых направления: яичное, мясное, яично-мясное и племенное.
Яичное товарное направление целесообразно только при разведении кур. Индюшиные, утиные и гусиные яйца в связи с высокими затратами кормов на их производство и низкими вкусовыми качествами на пищевые цели не используют.
Мясное направление - основное при разведении индеек, уток и гусей. Товарной продукцией является мясо птицы (цыплята-бройлеры, индюшата, утята, гусята).
Наиболее распространено в птицеводстве яично-мясное направление. Предприятия этого направления в качестве товарной продукции производят яйца и мясо птицы.
Общественное разделение труда в отрасли привело к выделению двух производственных типов птицеводческих хозяйств: племенных и товарных.
В России птицу разводят во всех регионах. Так как на птицефабриках создается искусственный микроклимат, и они мало зависят от природных условий, то развитие промышленного птицеводства в стране осуществлялось с учетом выгодного размещения птицефабрик, прежде всего в зерновых районах или непосредственно в местах потребления продукции на привозных кормах (вокруг крупных городов).
Известные рыночные реформы отбросили Россию на десятилетия назад. Долгое время экономическая ситуация в отрасли оставалась сложной. Тенденция к увеличению выпуска птицеводческой продукции стала прослеживаться с 1998 г. Сохраняется она и сейчас. И тем не менее Россия производит только около 50 % мяса всех видов птицы к уровню 1990 г. Объемы производства продукции на уровне 2002 г. сохранились или возросли в 60 субъектах Российской Федерации. Основной прирост мяса птицы обеспечили предприятия Белгородской, Ленинградской, Московской, Пензенской, Челябинской, Вологодской, Свердловской, Омской областей, Красноярского и Ставропольского краев, Республики Татарстан. В то же время был допущен резкий спад производства прежде всего в Липецкой, Калужской, Тульской, Волгоградской, Амурской областях и Башкирии.
Лидирует по производству мяса птицы сегодня Ленинградская область - 104 тыс. т в живой массе, или 7 % в общем объеме. Затем - Свердловская область (78 тыс. т), Белгородская (73), Московская (68) и Краснодарский край (77 тыс. т).
По производству яиц в 2002 г. лидировали Ленинградская область (2209 тыс. шт.), Краснодарский край (1512), Московская область (1508), а также Свердловская (1402) и Нижегородская (1324 тыс. шт.) области.
В настоящее время производство мяса птицы и яиц осуществляется в основном на интегрированных специализированных предприятиях. Так, более 70% мяса бройлеров обеспечивают 20 крупных предприятий. Наибольший удельный вес в российском производстве мяса птицы занимают следующие компании: холдинг ЗАО «Приосколье» – 14%, ОАО Группа «Черкизово» – 10%, ОАО птицефабрика «Северная», ГАП «Ресурс» и холдинг ООО «Белгранкорм» – по 6%, ООО «Продо-Трейд» – 5%, холдинг ЗАО «Белая птица» – 3%, ООО «ЛискоБройлер», ООО «Челны - Бройлер» и агрохолдинг «Алпи» – по 2%.
Около 40% яиц производится 17-ю крупными птицефабриками, составляющими всего лишь 5% от общего количества яичных предприятий. В числе лидеров ЗАО птицефабрика «Синявинская» – 4% от всего объема, ЗАО птицефабрика «Боровская», ОГУП птицефабрика «Свердловская» и ЗАО птицефабрика «Роскар» – по 3%, ООО «Урало-Поволжская агропромышленная группа», ОАО птицефабрика «Волжанин», ОАО птицефабрика «Челябинская», ОАО птицефабрика «Комсомольская» и ЗАО птицефабрика «Окская» – по 2%.
Крупнейшим в России производителем мяса птицы на сегодняшний день является агрохолдинг «Приосколье» - в 2008 году здесь было произведено 170 тыс. тонн в убойной массе.
В результате благоприятной ситуации на зерновом рынке во втором полугодии 2008 года финансовая ситуация в птицеводческих хозяйствах в определенной степени улучшилась. По итогам года уровень рентабельности составил по бройлерным предприятиям около 5%, по яичным предприятиям в среднем 7%. В этой связи необходимо отметить как весьма положительный факт решение правительства о выделении в 2008 году птицеводам государственной дотации в размере 5 млрд рублей.
Самарская область также имеет большое количество птицеводческих предприятий. Многие из них активно развиваются, приспособившись к современным условиям ведения хозяйствования, однако есть и те, которые развиваются с огромными убытками и находятся на грани банкротства.
Так, в 2010 году руководство ОАО «Безенчукская птицефабрика» (Адрес : Россия, Самарская обл., Безенчукский р-он, п. Безенчук) пошло на банкротство добровольно, подав 23 ноября 2009 г. в Арбитражный суд Самарской области заявление с просьбой о самоликвидации. 14 декабря он принял решение о введении наблюдения на предприятии и назначил временным управляющим члена московской СО НП «Саморегулируемая организация арбитражных управляющих субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» («СЕМТЭК») Алексея Харитонова.
Общая сумма кредиторской задолженности птицефабрики, как сказано в решении суда, на дату подачи заявления составляла 290,5 млн руб. Из них должником не оспаривались долги почти в 242 млн руб.
Кротовская и Подбельская птицефабрики
работают в области пищевого
производства. Они находятся в Самарской
области и имеют достаточно большой опыт
на рынке производства птицы более чем
двадцать пять лет.
Кротовская птицефабрика расположена на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения размером в 81 гектар. Внутри находится 112 объектов недвижимости: птичники (10 штук), складские помещения (6 зданий), есть своя автозаправочная станция, весовая и 8 водозаборных скважин, мастерские и транспортные цеха, электричество и газопровод.
ОАО «Тольяттинская птицефабрика» располагается в Жигулевске, с.Александровка и производит и реализует весьма дифференцированную продукцию: мясо бройлеров, полуфабрикаты, субпродукты, колбасные изделия, колбаса вареная, сосиски, яйцо племенное, пух, перо и др.
ООО «Цыпочка» находится в Приволжском районе, с.Обшаровка. Предприятие было создано в 1996г. предпринимателем Борисом Волковым и на данный момент производит продукцию из мяса птицы под единым брендом «Цыпочка из Обшаровки». По оценкам компании «Анастасия» (крупный дистрибьютор предприятия), продукция Обшаровской птицефабрики занимает на региональном рынке около 40%. Доля основного конкурента, Безенчукской птицефабрики, - 15-20%, а Тольяттинской - около 10%.
Разведением птицы в Самарской области занимается Челновершинская инкубаторно- птицеводческая станция, которая располагается в селе Челно-вершины.
3. Современное состояние и экономическая эффективность продукции.
Анализ отечественного рынка птицеводческой продукции показывает, что удельный вес отечественного мяса птицы повысился за год на 5,6 % и составил 46,5 %. Объем мясных ресурсов за 2003 г. составил 2300 тыс. т в убойной массе, в том числе отечественных 1070 тыс. т, импортных – 1230 тыс. т. В 2002 г. импорт мяса составлял 1370 тыс. т, в 2001 г. – 1391 тыс. т.
В начале девяностых годов прошлого века ситуация была совсем иная. Практически все реализованное мясо было произведено внутри страны (97,6 %). Самым же "провальным" годом для отечественного производителя оказался 1997 г., когда доля импортного мяса на рынке составила 64,6 %. В последующие годы объемы отечественного производства наращивались, но иностранные производители по-прежнему держат более 50 % российского рынка мяса птицы (табл. 1).
Потребление мяса птицы на душу населения в среднем по России за 2003 г. составило 15,2 кг, из них 7,3 кг отечественного. Удельный вес птицы в общих мясных ресурсах увеличился и составил 20 % против 19 % в 2002 г. В Ленинградской области он превышает 60 %, в республиках Адыгея, Кабардино-Балкария, Свердловской, Московской, Липецкой, Новгородской, Калининградской областях достигает 35–40 %.
Таблица
1 – Соотношение импортного и отечественного
мяса птицы на российском рынке
В яичном направлении импортная продукция практически не оказывает никакого влияния на рынке. В основном импортируется уже переработанное яйцо – различные кормовые и пищевые добавки, сырье для кондитерской промышленности.
Импортная продукция в 2002 г. составила лишь 1,6 % от всех имеющихся в России ресурсов яиц и яйцепродуктов.
Импорт яйца и яйцепродуктов снижается. Если в 1999 г. было ввезено продукции эквивалентной 1083 млн. шт. яиц, то в 2002 г. – 672. Экспорт российского яйца также падает (185 млн. шт. против 326 в 2000 г.).
Практически вся продукция (93,2 %) используется в личном потреблении населения страны, потери составляют менее 0,1 %. В то время как в 1996 г. на личное потребление шло 92,0 % яйца, а потери составляли 0,2 % (табл. 2).
Таблица 2 – Ресурсы
и использование яиц и яйцепродуктов в
Российской Федерации, (эквивалент) млн.
шт.
Уровень экономики российских птицеводческих хозяйств зависел от роста цен на потребляемые ресурсы. Во втором полугодии 2003 г. рост цен на эти ресурсы составил 30–35 %. С августа по декабрь цены на зерно выросли более чем в 2 раза, что повлекло за собой удорожание кормов и повлияло на стоимость птицеводческой продукции. Оптовые цены на мясо птицы за 2003 г. увеличились на 10,15 руб. за 1 кг тушек птицы, или на 25,3 %. Розничные цены на этот же продукт возросли на 19,8 % и превышают оптовые цены на 19,05 руб. Цены на яйцо росли меньшими темпами, оптовая цена за десяток яиц – на 6,1 %, розничная – на 9,5 %. Розничная цена превышает оптовую на 13,1 % (табл. 3).
Объем реализации птицеводческой продукции в среднем по отрасли в денежном выражении составил более 60 млрд. руб., в том числе мяса всех видов птицы – 52 %. Ориентировочная прибыль – 2 млрд. руб.
Себестоимость птицеводческой продукции в России во втором полугодии 2003 г. увеличилась на 15–20 %, средняя себестоимость 1 кг мяса бройлеров – 45 руб., совокупная себестоимость 1 десятка яиц – 15 руб. В результате уровень рентабельности яичных птицефабрик составил 3,5–4,0 %, бройлерных – 4,5–5,0 %.
Таблица 3 – Оптовые
и розничные цены на мясо птицы (тушки)
и яйца в 2002–2003 гг. (без НДС)
В первом полугодии 2004 г. ситуация более сложная. Расчеты Росптицесоюза показывают, что 1 т комбикорма должна стоить 9 тыс. руб. Эту цену можно компенсировать в высокотехнологичных хозяйствах, где затраты кормов на приросты бройлеров не превышают 1,9–1,95 кг, на 1 тыс. яиц – 125–140 кг. Резервы в бройлерном производстве есть. Сегодня на лучших птицефабриках реально получать среднесуточный прирост 40 г при расходе 1,95 кг кормов. В 2003 г. с таким приростом было произведено 568 тыс. т мяса бройлеров, или 62 % от общего объема. К сожалению, в среднем по РФ этот показатель на 20 % ниже, поскольку 4 % мяса производят хозяйства, где прирост ниже 30 г.
По расчетам специалистов Росптицесоюза, при строгом соблюдении всех технологических параметров можно увеличить производство мяса бройлеров на 220 тыс. т в живой массе, или на 26 %.
Медленно устранятся технологические погрешности и в яичном птицеводстве. По-прежнему курицу-несушку вместо 12 месяцев в среднем эксплуатируют 11 месяцев. Если в среднем по отрасли себестоимость десятка яиц составляет 15 руб., то на птицефабриках, где строго соблюдается технология производства, можно достичь снижения себестоимости до 10 руб. Только 14 % от валового объема производится хозяйствами с продуктивностью 250–280 яиц, 11 % – там, где птицефабрики получают не менее 250 яиц на несушку.