Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:36, контрольная работа
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Стоит заметить, что инфляция это не только сухие определения, а сложное явление экономической и социальной жизни. Определения только отражают черты данного процесса. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг.
Понятие и классификация инфляции. Уровень инфляции.
Инфляция спроса и инфляция предложения 3
1.1. Понятие инфляции 3
1.2. Классификация инфляции 4
1.3. Уровень инфляции 6
1.4. Инфляция спроса 8
1.5. Инфляция предложения 9
2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики 10
2.1. Цели кредитно-денежной политики 11
2.2. Инструменты кредитно-денежной политики 12
3. Задача 3.2 17
4. Задача 6.7 17
Список литературы 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Экономики
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Макроэкономика»
Тюмень, 2013
СОДЕРЖАНИЕ
Инфляция спроса и инфляция предложения 3
1.1. Понятие инфляции 3
1.2. Классификация инфляции 4
1.3. Уровень инфляции 6
1.4. Инфляция спроса 8
1.5. Инфляция предложения 9
2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики 10
2.1. Цели кредитно-денежной политики 11
2.2. Инструменты кредитно-денежной политики 12
3. Задача 3.2 17
4. Задача 6.7 17
Список литературы 19
1. Понятие и классификация инфляции. Уровень инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения
1.1. Понятие инфляции
Инфляция (от латинского inflatio - вздутие) – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и соответственно рост цен.
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса.
Стоит заметить, что инфляция это не только сухие определения, а сложное явление экономической и социальной жизни. Определения только отражают черты данного процесса. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг.
Инфляция –
это повышение общего уровня цен.
Наиболее общее определение инфляции
– это обесценение бумажных денег
вследствие их чрезмерного выпуска.
Однако эту трактовку нельзя считать
полной. В то же время не все цены
повышаются при инфляции. Даже в
периоды довольно быстрого роста
инфляции некоторые цены могут оставаться
относительно стабильными, а другие
падать. Действительно, одним из главных
больных мест инфляции является то,
что цены имеют тенденцию подниматься
очень неравномерно. Одни подскакивают,
другие поднимаются более умеренными
темпами, а третьи вовсе не поднимаются.
Инфляция сложное социально-
Современное определение инфляции будет звучать так: инфляция – это разбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, которое, как правило, сопровождается превышением совокупного спроса над совокупным предложением и повышением цен.
Не всякий рост
цен, исходя из определения, будет признаком
инфляции. Например, повышение розничных
цен в результате прекращения
субсидирования из госбюджета производства
каких-либо товаров с передачей
высвободившихся средств
1.2. Классификация инфляции
Прежде чем характеризовать виды инфляции, нужно отметить, что в реальности эти виды в чистой форме не встречаются. Инфляционные процессы представляют собой некоторую комбинацию, но для понимания таких процессов надо рассматривать по отдельности их составляющие как отдельные виды.
Классификация видов инфляции происходит по различным основаниям.
1)
В зависимости от причин
а) инфляцию спроса,
б) инфляцию предложения.
2)
В зависимости от степени
а) непредвиденная инфляция – доходы произвольно перераспределяются за счет получателей фиксированного дохода, кредиторов и владельцев сбережений.
б) ожидаемая инфляция – лица и фирмы могут принять меры, чтобы уменьшить или полностью исключить ее негативные последствия.
3)
В зависимости от соотношения
роста цен по различным
а) сбалансированная
инфляция – цены изменяются
в одном направлении и
б) несбалансированная
инфляция – цены могут
4)
В зависимости от
а) открытая инфляция – в рыночной экономике. В условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен.
б) скрытая
(подавленная) инфляция –
5)
В зависимости от темпов
а) умеренная
(ползучая) инфляция – темпы до
10% в год. Это низкий темп
инфляции, при котором обесценение
денег настолько незначительно,
б) галопирующая инфляция – ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа. Другими словами, сделки (контракты) начинают индексироваться.
в) гиперинфляция
– в странах с развитой
1.3. Уровень инфляции
Уровень инфляции – это показатель процентного изменения уровня цен за определенный период времени.
Уровень инфляции варьируется в зависимости от изменения покупательной способности денег и служит средним показателем инфляции за отчетный период.
Для расчета уровня инфляции применяют следующую формулу:
Уровень инфляции за год = (Индекс цен текущего года – Индекс цен прошедшего года) / Индекс цен текущего года
Индексы цен
рассчитываются для
Для компаний, чья деятельность ориентирована на внутренний рынок, высокий уровень инфляции нежелателен, так как обесценивание денег «съедает» заметную часть их прибыли. Если же компания работает в основном на экспорт, то высокий уровень инфляции позволит ей, напротив, даже выиграть за счет экономии на издержках.
Нормальным уровнем инфляции для развитой рыночной экономики считается 2–5% в год.
Рост уровня инфляции происходит при росте непроизводственных расходов государства, при дефиците государственного бюджета, покрываемого выпуском бумажных денег или государственных ценных бумаг, при товарном дефиците и других факторах экономики.
Рассматривая причины инфляции, экономисты приводят различие между двумя ее видами – «инфляцией покупателей» (инфляцией спроса) и «инфляцией продавцов» (инфляцией издержек). В сущности это две, как правило, взаимосвязанные, но неравнозначные причины инфляции: одна лежит со стороны спроса (избытка денежных средств у покупателей), другая – со стороны предложения (роста производственных издержек).
1.4. Инфляция спроса
Инфляция спроса возможна, если растет совокупный спрос при постоянном совокупном предложении, или же рост совокупного спроса превышает расширение предложения.
|
Избыточный спрос
приводит к взлету цен. Суть инфляции
спроса иногда объясняют одной фразой:
«слишком большое количество денег
охотятся за слишком малым количеством
товаров». В условиях роста цен
создаются возможности для
Условия инфляции спроса:
• рост спроса со стороны населения, факторами которого выступают рост заработной платы и рост занятости.
• увеличение инвестиций и рост спроса на капитальные товары во время экономического подъема.
• рост государственных расходов (рост военных и социальных заказов).
1.5. Инфляция предложения
В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработков (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.).
Цены на сырье, топливо
Заработная
плата
Предложение товаров
Цены
Номинальная заработная плата
Издержки производства
Реальные доходы
Цены
Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов. Ее иногда так и называют инфляцией издержек производства. В последнее время тип инфляции, при котором цены растут при снижении совокупного спроса, часто встречается в мировой практике.
Теория инфляции,
обусловленной ростом издержек, объясняет
рост цен такими факторами, которые
приводят к увеличению издержек на
единицу продукции. Повышение издержек
на единицу продукции сокращает
прибыль и объем продукции, которое
предприятия готовы предложить при
существующем уровне цен. В результате
уменьшается предложение
Основным источником инфляции предложения являются рост заработной платы и цен за счет удорожания сырья и энергоносителей.
2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики
Кредитно-денежная политика государства представляет собой комплекс мер, воздействующих на денежное обращение и состояние кредита в целях достижения неинфляционного экономического роста и полной занятости.
Денежно-кредитная политика направлена на поддержание общего макроэкономического равновесия в государстве. Осуществляет ее, как правило, центральный банк страны (ЦБ).
Кредитно-денежная политика базируется на принципах монетаризма. Главным ее преимуществом перед бюджетно-налоговой политикой является оперативность и гибкость. Поскольку она проводится Центральным банком, а не парламентом страны, она гораздо меньше подвержена политическому влиянию.
Основное значение при выработке целей и методов денежно-кредитной политики придается установлению равновесия на рынках денег и активов. Именно от этого зависит баланс между национальными сбережениями и инвестициями, а от последнего в свою очередь - общий макроэкономический баланс.
Отрицательным моментом по сравнению с бюджетно-налоговой политикой является косвенный характер воздействия кредитно-денежной политики на экономику, опосредованный определенными «передаточными механизмами». Центральный банк способен оказывать преимущественно косвенное воздействие на коммерческие банки с целью сокращения или увеличения ими кредитов, что в свою очередь способствует финансовой стабилизации, укреплению денежного обращения, расширению инвестиций и, в конечном итоге, экономическому росту в стране.
2.1. Цели кредитно-денежной политики
Основными целями кредитно-денежной политики государства являются: