Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 17:36, контрольная работа
Инфляция – это повышение общего уровня цен в стране, возникающее в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса. Стоит заметить, что инфляция это не только сухие определения, а сложное явление экономической и социальной жизни. Определения только отражают черты данного процесса. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась, чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Термин инфляция впервые был употреблен в Северной Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг.
Понятие и классификация инфляции. Уровень инфляции.
Инфляция спроса и инфляция предложения 3
1.1. Понятие инфляции 3
1.2. Классификация инфляции 4
1.3. Уровень инфляции 6
1.4. Инфляция спроса 8
1.5. Инфляция предложения 9
2. Цели и инструменты кредитно-денежной политики 10
2.1. Цели кредитно-денежной политики 11
2.2. Инструменты кредитно-денежной политики 12
3. Задача 3.2 17
4. Задача 6.7 17
Список литературы 19
Достижения поставленных целей Центральный банк добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.
Различают пассивную и активную кредитно-денежную политику. Под пассивной политикой понимают изменения денежных параметров, возникающие вследствие осуществления государством фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Проводя активную политику, государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей.
Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную (сдерживающую). Способы проведения денежно-кредитной политики представлены в табл. 1.
Таблица 1. Способы проведения денежно-кредитной политики
Политика |
Изменение нормы обязательных резервов |
Изменение ставки рефинансирования |
Операции на открытом рынке |
Стимулирующая |
Снижение |
Снижение |
Скупка государственных ценных бумаг |
Сдерживающая |
Увеличение |
Увеличение |
Продажа государственных ценных бумаг |
Стимулирующая кредитно-денежная политика (кредитная экспансия) осуществляется в целях увеличения экономической активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента).
Ограничительная кредитно-денежная политика (кредитная рестрикция) направлена на сдерживание инфляционного экономического роста и предполагает сокращение объемов денежного предложения и увеличение цены денег.
Можно также выделить долгосрочную и краткосрочную кредитно-денежную политику. Они различаются по своим результатам. В краткосрочном периоде кредитно- денежная политика в большей мере влияет на объем национального производства и в меньшей – на цены. В долгосрочном периоде, напротив, она оказывает преимуществен- ное воздействие на уровень цен, лишь незначительно влияя на реальный объем выпуска.
2.2. Инструменты кредитно-денежной политики
Кредитно-денежная политика осуществляется как прямыми (административными), так и косвенными (экономическими) методами воздействия.
Прямым методом кредитно-денежной политики является внедрение кредитных ограничений: лимитов в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.
Инструменты прямого
контроля (или административно-
Административно-количественные инструменты могут применяться выборочно (селективно) по отношению к отдельным банкам, группам кредитных организаций, либо по отношению к отдельным видам банковских операций (установление максимальных темпов роста или максимальных процентов по отдельным видам кредитов, например, ипотечных, депозитов и т.д.).
Меры прямого контроля применяются, как правило, в условиях недостаточного развития финансовых рынков или иных инструментов денежно-кредитной политики, а также в кризисных ситуациях, требующих быстрого и жесткого воздействия на финансовую сферу. Вместе с тем длительное применение этих инструментов может оказывать искажающее влияние на рынки, содействовать оттоку финансовых ресурсов на неконтролируемые (так называемые серые) рынки, т.е. в «теневую» экономику или за рубеж, появлению денежных суррогатов, а также усилению бюрократических факторов и коррупции в денежной сфере.
Экономическими (косвенными) инструментами кредитно-денежной политики, принятыми в мировой практике, являются:
Учетно-процентная политика или политика рефинансирования коммерческих банков заключается в регулировании размера учетной процентной ставки, по которой Центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. В России аналогичная процентная ставка носит название ставки рефинансирования. Уровень этой ставки обычно является верхней границей рыночной ставки банковского процента, влияет на его размер. Повышение центральным банком ставки рефинансирования вызывает удорожание кредитов для коммерческих банков. Те, в свою очередь, стремятся компенсировать потери путем увеличения ставок по кредитам, предоставляемым своим заемщикам, что приводит к сокращению кредитных операций коммерческих банков. И наоборот, снижение ставки рефинансирования создает условия для уменьшения процентной ставки, расширения кредитной деятельности коммерческих банков и оживлению инвестиционной деятельности в стране.
Данный метод имеет ряд недостатков. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном банке, то эффективность данного метода снижается. В периоды неблагоприятной конъюнктуры уменьшение учетной ставки создает лишь предпосылки для снижения банковского процента и вливания денег в экономику. Но Центральный банк не может заставить коммерческие банки брать у него кредиты и расширять кредитную деятельность. Кроме того, снижение учетной ставки может при вести к оттоку капиталов из страны.
Политика обязательных резервов, по мнению многих специалистов, является наиболее действенным, но слишком жестким механизмом кредитно-денежного регулирования.
Проводя политику минимальных резервов, Центральный банк оказывает влияние на размер денежной массы через действие банковского и денежного мультипликаторов. Обязательные резервы – это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь кредитные организации для обеспечения собственной ликвидности (т. е. способности выполнять обязательства перед клиентами), как правило, в виде депозитов в Центральном банке либо в иных высоколиквидных формах, определяемых Центральным банком. Норматив обязательных резервов представляет собой процентное отношение их суммы к абсолютным или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитование) операций. Нормативы могут быть установлены как ко всей сумме обязательств или ссуд, так и к определенной их части.
Политика обязательных минимальных резервов осуществляется по двум основным направлениям:
1. Периодически изменяя норму обязательных резервов, Центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации в стране.
2. Посредством изменения норматива резервных средств Центральный банк воздействует на масштабы активных операций коммерческих банков и на возможность создания ими безналичных денежных средств (депозитную эмиссию). Когда масса денег в обороте превышает допустимый объем, Центральный банк осуществляет кредитную рестрикцию. Он увеличивает норму обязательных резервов, снижая тем самым возможности коммерческих банков по выдаче кредитов и вынуждая их сократить объем активных операций. Снижение нормы обязательного резервирования увеличивает возможности банков по предоставлению кредитов, повышает банковский мультипликатор и увеличивает денежную массу.
Недостатком этого метода кредитно-денежного регулирования является его жесткость. Он способен затронуть основы всей банковской системы страны. В то же время, некоторые кредитные организации, к примеру, специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положении по сравнению с крупными банками, имеющими значительные депозиты.
Операции на открытом рынке в мировой практике в настоящее время выступают основным инструментом кредитно-денежной политики. Этот инструмент монетарной политики является мягким, поскольку не связан с установлением каких-либо нормативов. Его суть заключается в том, что Центральный банк проводит операции купли-продажи ценных бумаг на открытом финансовом рынке. Продажа ценных бумаг означает «связывание денег», применяется в целях их удорожания и уменьшения денежного предложения.
Если же Центральный банк поставил своей задачей снижение процентной ставки, он начинает скупать ценные бумаги, в сферу обращения поступают денежные средства. У банков в результате продажи ценных бумаг увеличиваются ресурсы для кредитования, растут избыточные резервы, что повышает денежный мультипликатор и вызывает увеличение предложения денег и снижение ставки процента.
По форме проведения операции Центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми и обратными (РЕПО).
Проведение валютных интервенций, т. е. операций по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке, также используется Центральным банком для регулирования денежного предложения. Так, продавая иностранную валюту, Центральный банк «связывает» денежные средства хозяйствующих агентов, снижает денежное предложение и укрепляет национальную валюту. Скупая валюту, Центральный банк вливает в экономику дополнительные денежные средства, увеличивает денежное предложение, а также способствует укреплению иностранной валюты и снижению курса собственной.
3. Фактический уровень безработицы в стране равен 8%, а ее естественный уровень – 6%. Потенциальный ВВП растет темпами 3% в год. Какими темпами должен увеличиваться фактический ВВП, чтобы в стране поддерживалась полная занятость, если коэффициент Оукена равен 2?
Решение:
(y-y*)\y* = - β (u-u*)
(y-y*)\y* = -2* (0,08-0,06)
y-y* = - 0,04 y*
y = y* - 0,04 y*
0,03 = x – 0,04
Х = 0,07
Ответ: на 7%
4. В экономике страны естественный уровень безработицы равен 6%, а фактический 4.5 %. Потенциальный ВВП составляет 2000 млрд. долл., а разрыв ВВП 4%. Какую политику должно проводить правительство для стабилизации экономики, если известно, что предельная склонность к потреблению равна 0,75?
Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП. Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов). Отставание (разрыв) фактического ВВП от потенциального ВВП (GDP gap) рассчитывается как процентное отношение разницы между фактическим и потенциальным ВВП к величине потенциального ВВП:
GDPgap = (Y - Y*)/Y* * 100%,
где Y – фактический
ВВП, а Y* - потенциальный ВВП.
Найдем фактический ВВП:
100% => х=2080 млрд. руб.
По решению задачи фактический ВВП больше потенциального ВВП (иногда можно превысить потенциальный ВВП, но долгое время сохранить превышение фактического ВВП над потенциальным нельзя) и по условию задачи естественный уровень безработицы (6%) меньше фактической безработицы (4,5), следовательно, ресурсы используются полностью, отсутствует циклическая безработица, отсутствует недопроизводство общественного продукта. При этом наблюдается предельная склонность к потреблению 0,75, а предельная склонность к сбережению 0,25. (Население склонно потреблять).
По закону Оукена, когда фактический уровень безработицы превышает естественный на 1%, то это влечет недопроизводство ВВП примерно на 2,5%.
Правительство должно
стабилизировать отчасти
ЛИТЕРАТУРА:
1. С.С. Носова. Экономическая теория: Учебник – ВЛАДОС, 2005.
2. З.К. Океанова. Экономическая теория: Учебник – ИНФРА-М, 2003.
3. А.С. Булатов. Экономика: Учебник – ОМЕГА-Л, 2007.
4. И.П. Николаева. Экономическая теория: Учебник – Проспект, 2003.
5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.
6. Экономическая теория: МАКРОЭКОНОМИКА: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 286 с.