Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:50, контрольная работа
Вопрос 2. Функции экономической. Соотношение экономической теории к экономической политике.
Вопрос 42. Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Микроэкономика.
Вопрос 2. Функции экономической. Соотношение экономической теории к экономической политике.
Первым поводом к изучению экономической теории является то, что эта теория дело с такими проблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужно выполнять? как они оплачиваются? сколько товаров можно купить на доллар заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? какова вероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находить подходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?
В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:
1. Экономическая теория есть
наука о видах деятельности, связанных
с обменом и денежными
2. Экономическая
теория есть наука об
3. Экономическая
теория есть наука о
4. Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.
5. Экономическая теория есть наука о богатстве.
Этот перечень достаточно велик сам по себе; однако проведя час в соответствующем отделе хорошей библиотеки, грамотный человек сможет во много раз удлинить его. Втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах охватываемым этим предметом,- дело весьма нелегкое. Экономическая теория, несомненно, включает в себя все элементы, указанные как в этих определениях, так и в тех, которые могли бы войти в более длинный перечень.
Если заставить специалиста выбрать из всех приведенных выше дефиниций лишь одну, то в наше время он, по всей вероятности, остановился бы на второй.
Экономическая
теория есть наука о том, какие
из редких производительных ресурсов
люди и общество с течением времени,
с помощью денег или без
их участия, избирают для производства
различных товаров и
Жизнь человеческого образа многообразна, сложна и запутана. Она складывается из многочисленных и разнообразных видов деятельности человека в производстве материальных благ и оказании услуг, в науке и культуре, в политике и идеологии. Человечество стремится разгадать тайну отношений. Это стремление не стремление к самопознанию, а удовлетворение потребностей в регулировании экономической жизни. А самое главное желание - воздействовать на экономические процессы в нужных для человека направлениях.
Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.
Экономическая Теория призванная изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этого Экономическая Теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрывать законы и предсказывать пути их использования.
Предметом Общей Экономической Теорией являются экономические отношения (производственные отношения) возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества.
Метод Общей Экономической Теории
- это метод диалектического
Научной абстракцией - называются обобщенные понятия (деньги, товар, рабочая сила, и т.д.) выработанные людьми путем мышления отвлеченного от непосредственно конкретного изучения явления, а исходным пунктом научного познания является объективная реальность. И этой реальностью выступает экономическая жизнь человеческого общества. Если это объективная реальность то она не зависит от воли и сознания человека одновременно с тем, что эта реальность складывается из осознанных поступков и деятельности индивидов. Необходимыми элементами экономического исследования являются анализ и синтез. В процессе анализа мышление от видимого конкретного идет к абстрактному мышлению, расчленяя исследуемые элементы на его простейшие части и стороны. В процессе синтеза познаваемые явления исследуются во взаимной связи составляющих его сторон в движении и противоречии, в результате чего открываются пути и формы разрешения противоречий, а следовательно развития явлений. Имеется еще 2 элемента - качественный и количественный анализ. Это связано с тем что любому экономическому явлению присущи качественная и количественная определенность.
Поступки людей определяются их интересами, и прежде всего их экономическими интересами.
Осознанная деятельность индивидов в экономической жизни общества создает экономические явления и процессы которые действуют в соответствии с экономическими законами. Поэтому говорится, что экономическая жизнь общества, включая в себя производство, распределение, обмен и потребление, подчинена действию объективных экономических законов.
Экономический закон - необходимая существенная, постоянно повторяющаяся, причинно следственная связь экономических процессов и явлений.
В материальной основе для нормального развития человеческой цивилизации является прогрессивное развитие общественного производства. Для того, чтобы раскрыть закономерность открытия общественного производства, необходимо рассматривать развитое производство, как таковое вообще.
Производство вообще это научная абстракция представляющая собой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфических форм. Эти всеобщие черты производства дают представление об экономических условиях производства жизненных благ необходимых для прогресса человечества. В то же время они позволяют определить единое для всех ступеней развитие цивилизации присущее производству свойство, причем специфическое свойство. А с другой стороны это позволяет определить то всеобщее что даст возможность ясно и глубже увидеть и понять существующие различия которые разграничивают эти ступени общественного развития. Изучая производство надо четко понять, что его конечной целью является потребление. И только при условии нормального свободного потребления производство может быть нормальным. Между производством и потреблением лежит сложная, теоретически противоречивая связь, и при всей важности производства оно имеет смысл только в том случае если есть свободное потребление, так как свободное потребление цель и движущиеся мотивы производства. Оно определяет объем, структуру и качество общественного производства. Потребление материальных благ не однозначно, следует различать производительное и личное потребление. Производительное потребление это есть процесс производства, где потребляемые средства производства (орудия и предметы труда), а также производственное потребление силы человека, т.е. расход его физической и духовной силы. Личное потребление оно напротив происходит не на производстве, а за его пределами. Личное потребление включает в себя потребление людьми пищи, одежды, жилища и т.д. В производственном потреблении продукт создается, а в личном - уничтожается. В производстве потребляют средства производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между производством и потреблением взаимно обуславливаются т.е. производство определяет потребление, но в то же время потребление определяет и производство. Производство порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Производство всегда ведет за собою потребление, определяющее в конечном счете его объем и многообразие, а потребление активно влияет на производство. Прекращается производство вещи ненужной для потребления, утратившей свое значение как полезного продукта. В то же время потребление каких либо продуктов требует дальнейшего их создания и по мере удовлетворения старых потребностей побуждает и вызывает к жизни новые потребности людей. Связующими звеньями между производством и потреблением являются распределение и обмен. Под распределением следует понимать распределение произведенных материальных и нематериальных ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т.е. собственности. Таким как присваиваются продукты труда, какая часть из них идет на производительное и личное потребление, вот эти вопросы составляют содержание процесса распределения продуктов в любом общественном производстве. Распределение активно влияет на производство, оно может способствовать росту производства и в то же время оно может тормозить это производство.
Обмен и распределение входят непосредственно в процесс производства, а также составляют его существенные черты, и зависят, также, от непосредственного производства даже в тех случаях, когда они выходят за его границы.
Любое общественное производство человеческой цивилизации для своего осуществления должно иметь определенные условия при которых процесс производства мог бы протекать нормально. Этими условиями являются:
Для осуществления процесса производства необходимы три простейших момента :
Труд - целесообразная деятельность человека направленная на отделение вещества от природы и приспособления его к потребностям людей. Труд это затрата и расходование рабочей силы человека в процессе создания материальных и нематериальных благ.
Рабочая сила - это совокупные физические и духовные способности человека которые могут быть направлены на создание материальных и нематериальных благ. Для осуществления процесса труда человек создает и употребляет для производства орудия и средства труда.
Средство труда - это комплекс вещей или вещь с помощью которых человек воздействует на природу.
Предметы труда - это материалы или вещества данные природой, которые подвергаются воздействию человека для приспособления их к удовлетворению потребностей людей.
Факторы производства:
1) вещественный или объективный фактор;
2) личный или субъективный
Политическая экономия, или политическая наука (Economics), занимается исследованием нормальной жизнедеятельности человеческого общества; она изучает ту сферу индивидуальных и общественных действий, которая теснейшим образом связана с созданием и использованием материальных основ благосостояния.
Следовательно, она, с одной стороны, представляет собой исследование богатства, а с другой - образует часть исследования человека. Человеческий характер формировался в процессе его повседневного труда и пол воздействием создаваемых им в этом процессе материальных ресурсов, причем в гораздо большей степени, чем под влиянием любых других факторов, исключая религиозные идеалы; двумя великими силами формировавшими мировую историю, были религия и экономика. Иногда на время возобладал пылкий дух военных или людей искусства, но нигде влияние религиозного и экономического факторов не оттеснялось на второй план даже на короткий срок, и почти всегда эти две силы имели большее значение, чем все другие, вместе взятые. Религиозные мотивы сильнее экономических, но их непосредственное воздействие редко распространяется на столь обширную жизненную сферу. Занятие, с помощью которого человек зарабатывает себе на жизнь, заполняет его мысли в течение подавляющего большинства часов, когда его ум эффективно работает; именно в эти часы его характер формируется под влиянием того, как он использует свои способности в труде, такие мысли чувства этот труд в нем порождает и какие складываются у него отношения с товарищами по работе, работодателями или его служащими.
Очень часто воздействие, оказываемое на характер человека размером его дохода, едва ли меньше - если вообще меньше, - чем воздействие, оказываемое самим способом добывания дохода.
Правда, в религии, семейных привязанностях и дружбе каждый бедняк может найти приложение для тех своих способностей, которые служат источником высшего счастья. Но условие, сопутствующее крайней нищете, особенно в перенаселенных районах, могут убить самые лучшие качества. Те, кого называют "отбросами" наших больших городов, располагают очень малыми возможностями для дружбы; им неведомо приличия и добропорядочность, они почти не знают согласия в семейной жизни; часто и религия не получает к ним доступа. Нет сомнения, что их физическая, умственная и нравственная ущербность частично порождаются и иными причинами, помимо нищеты, но последнее служит главной причиной.
Кроме "отбросов", существуют много людей как в городе, так и в деревне, которые вырастают, скудно питаясь и одеваясь, в жилищной тесноте, чье образование прерывается из-за того, что им приходится рано начинать трудиться ради заработка, которые, следовательно, в течение долгих часов заняты трудом, изнуряющим их истощенный организм, а поэтому начисто лишены возможности развивать свои умственные способности. Они не обязательно ведут нездоровую или несчастную жизнь. Получая радость в своих привязанностях к богу и человеку и обладая, быть может, некоторой врожденной утонченностью чувств, они могут вести жизнь гораздо менее ущербную. Чем жизнь многих, владеющих больших материальным богатством. Но при всем том бедность составляет для них громадное, истинное зло. Даже когда они здоровы, их утомленность часто равносильна боли, развлечений у них мало; когда же наступает болезнь, страдания, порождаемые бедностью, удесятеряются. И хотя ощущение удовлетворенности может в большей мере примерять их с этими бедствиями, существуют другие беды с которыми оно примерить их не в состоянии. Перегруженные работой и оставшиеся недоучками, изнуренные и изможденные, не имеющие покоя и досуга, они лишены каких бы то ни было шансов полностью использовать свои умственные способности.
Можно было ожидать, что наука, имеющая
дело со столь важными для