Контрольная работа по "Макроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Вопрос 2. Функции экономической. Соотношение экономической теории к экономической политике.
Вопрос 42. Занятость и безработица. Государственная политика эффективной занятости.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

Файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

Стабилизация и последующий  рост производства должны стать отправным  пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

  • · финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости.  При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);
  • · социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), непревышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально  признанных безработными, следует рассматривать  как неизбежный  результат особенностей движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического механизма регулирования рынка труда,  а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего  спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего  спрос на рабочие места.

На современном  этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной  занятости должно достигаться путем сохранения  имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное  развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование  рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном  регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории,  характером поддержки предприятий федеральными и региональными  органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации  и Правительством Российской Федерации  совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация Программы  призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося  рынка труда к саморегулированию  все еще незначительна, поэтому  остается необходимость в использовании  элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Реализацию Программы предусматривается  осуществлять в два этапа в  течение 1996-2000 гг.

В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в  создании рабочих мест 

2. Выявление отраслевых и региональных  приоритетов в развитии и сохранении  перспективных рабочих мест 

3. Проведение  социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ

4. Разработка нормативной правовой  базы, ориентированной на формирование  общих условий для создания  и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего  развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы

6. Повышение эффективности использования  имеющихся производственных мощностей 

7. Формирование системы организации  временных рабочих мест на  базе общественных работ 

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест

9. Целевая поддержка создания  и сохранения рабочих мест  для неконкурентоспособных граждан 

На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг. федеральным  органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета  целевых программ, направленных  на создание рабочих мест в  отраслях экономики и регионах  Российской Федерации 

2. Создание условий для повышения  качества рабочих мест

3. Стимулирование формирования  эффективной структуры занятости  населения  

 

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда  занятости населения (ГФЗН) используются  в полной мере, а в структуре  расходов преобладают финансирование затрат на сохранение  рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное  обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Пассивная политика могла бы опираться на систему социального страхования от безработицы с иными принципами аккумулирования средств, критериями и условиями выплаты пособия по безработице.

Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены  в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической  необходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своего существования в период не занятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно  или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государство не должно навязывать безработному форму не только его занятости, но и не занятости.

Принципиально важно одно - имеет  ли человек право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в  формировании страхового фонда. Если да, то размер его пособия, продолжительность  и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру  заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.

Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна  зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах  занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру  расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

Всесторонняя оценка эффективности  функционирования государственной  службы занятости может быть дана на основе использования  системы  взаимосвязанных показателей, характеризующих конечные  результаты ее работы (ежеквартально, нарастающим итогом). Соответствующая методика должна основываться на следующих принципиальных  положениях:

  • · охват всех направлений деятельности службы занятости, по которым достигнутые результаты отражаются в конкретных показателях;
  • · ограниченность количества принятых для оценки показателей, исключающих их дублирование;
  • · «сквозной» характер оценочных показателей, обеспечивающих возможность сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских, районных), региональных (на уровне субъекта РФ) центров  занятости и Федеральной службы занятости России в целом;
  • · единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
  • · полная объективность оценочных показателей;
  • · использование действующих форм учета и отчетности.

Критериями эффективности работы органов службы занятости следует  считать повышение их роли в организации  рынков труда - общероссийского, регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как не занятых  трудовой деятельностью  граждан, так и работодателей.  

 

Важнейшим элементом  формирующейся рыночной экономики  должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом  сочетании механизмов саморегуляции  и государственного регулирования,  обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности. Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики  РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной  службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах исполнительной власти.

Формирование и эффективное  функционирование системы регулирования  занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить Федеральная служба занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение  

 

Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости  является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два  блока проблем:

  • · оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
  • · совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров.

Перемещение людей в экономическом  пространстве должно происходить  прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в  том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

Список литературы: 

 

  1. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России», «Вопросы экономики», № 5 - 1995
  2. Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994
  3. Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1992
  4. Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные     масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 - 1994
  5. «Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика, 1991

Информация о работе Контрольная работа по "Макроэкономике"