Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

2.8.1. Спрос и предельный доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции
2.8.2. Фирма в условиях чистой монополии
2.8.3. Фирма в условиях монополистической конкуренции
2.8.4. Фирма в условиях олигополии

Файлы: 1 файл

микроэкономика.docx

— 188.69 Кб (Скачать файл)

2.8.1. Спрос и предельный доход фирмы  в условиях несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции (см. тему 2.6) цена не является заданной величиной, поэтому кривая спроса не является горизонтальной линией и P не равняется MR: P ≠ MR. Но при этом, подобно конкурентному продавцу, монополист будет максимизировать прибыли путем уравнивания предельных издержек MC и предельного дохода MR.

Предприятие в условиях несовершенной конкуренции может контролировать одновременно два параметра:  объем выпуска Q и цену P (в отличие  от   предприятий в условиях  совершенной конкуренции, которые могут контролировать только один параметр –объем выпуска Q). Монополист может либо производить меньше продукции и продавать ее по более высокой цене, либо, наоборот, снизить цену за счет увеличения масштабов производства.

Как следствие, цена превышает предельный доход, т.е. на монополизированном рынке P > MR.

Для правильного понимания  ценовой стратегии монополиста необходимо вспомнить взаимосвязь эластичности спроса по цене и выручки.

Приведем пример. Известно, что увеличение спроса может быть достигнуто снижением цены. Допустим, монополист решает снизить цену со 110 долл. (Р1) до 100 долл. (Р2). При этом спрос растет с 4 единиц (Q1) до 6 единиц (Q2). Убытки от снижения цены равны (Р– Р2) Q= (110 - 100) · 4 = 40 долл., а выгода (прибыль) составит (Q– Q2) · Р. = (6 - 4) · 100 =200 долл. (рис. 7). Чистое приращение прибыли будет равно 160 долл. 

Рис. 1. Цена и  предельный доход в условиях чистой монополии

В общем виде мы можем записать: 1) когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки;  2) когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки (см. рис.2). Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Рис.2. Спрос, предельный и  общий доход фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Рассмотрим подробней  каждую из трех форм несовершенной  конкуренции.

2.8.2. Фирма в  условиях чистой монополии

Чистая  монополия является противоположностью совершенной конкуренции. Здесь понятия «фирма» и «отрасль» совпадают. Существует она там, где нет близких заменителей. Являясь единственным продавцом, монополист  способен оказывать влияние на цену своей продукции.

Для вступления в отрасль  существуют серьезные препятствия:

·          Эффект масштаба – эффективное производство, т.е. с наименьшими средними издержками, может быть достигнуто, только если производители являются очень крупными;

·          Естественные монополии – имеет место в отраслях, в которых экономия, обусловленная ростом масштабов производства, особенно велика и в то же время конкуренция неосуществима, затруднительна или просто недопустима (электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения и связи и т.п.); государство в обмен на предоставление исключительных прав таким компаниям оставляет за собой право регулировать их действия с целью предотвращения злоупотреблений;

·          Владение или контроль над весьма важным ресурсом;

·          Патенты на научные исследования и лицензии на осуществление какой-либо деятельности – легальные барьеры для вступления в отрасль;

·          Нечестная конкуренция.

Эти барьеры, которые являются очень значительными в краткосрочном  периоде, могут оказаться преодолимыми в долговременном периоде.

Различают следующие типы монополий:

·          Экономическая –  возникает в условиях рыночной экономики, функционирует по ее законам и вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией;

·          Административная – имеет место в условиях административно-командной экономики, базируется на государственной собственности и действует в условиях значительной ограниченности рынка и товарного дефицита;

·          Естественная (см. выше);

·          Двусторонняя;

·          Монопсония;

·          Монополия с ценовой дискриминацией – назначение разных цен для различных покупателей.

Образование монополий может  происходить двумя путями:

1.     концентрации капитала и производства – через капитализацию прибыли;

2.     централизации капитала и производства – за счет:

- добровольного слияния мелких фирм;

- поглощения одних фирм другими.

При одних и тех же издержках  монополист сочтет выгодным ограничить объем производства Qи назначить более высокую цену Pm, чем сделал бы конкурентный продавец (Qи Pсоответственно). Другими словами, будут выполняться следующие неравенства: P> P, Q< Qc (см. рис.3).

Рис.3.  Определение цены и объема производства в условиях чистой конкуренции и чистой монополии

Несмотря на то, что монопольные  цены выше конкурентных, следует помнить, что монополист стремится к максимизациисовокупной прибыли, а не прибыли на единицу  продукции. Рост цен ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Как уже было отмечено выше, равновесие на монопольном рынке  будет достигаться при условии MC = MR (см. рис. 4). Барьеры на пути в отрасль могут позволить получать монополисту экономическую прибыль даже в долговременном периоде. Необходимо отметить также, что: а) монополист не назначает наивысшую цену, которую он может получить; б) максимальная совокупная прибыль, к которой стремится монополист, редко совпадает с максимальными прибылями на единицу продукции; в) высокие издержки и слабый спрос могут помешать монополисту получить какую-либо прибыль вообще.

Рис. 4. Максимизация прибыли  монополистом.

Несмотря на то, что рынок в условиях монополии является равновесным, а монополист может иметь эффективное производство, монопольные рынки являются неэффективными. В условиях монополии рыночная цена продукции выше предельных издержек производства P > MC, что  свидетельствует о неэффективном распределении ресурсов, и минимальных средних валовых издержек P> ATCmin, что указывает на то, что потребители не получают продукт по минимально возможной при данных условиях цене. Производя слишком мало продукции и продавая ее по слишком высоким ценам, монополия ведет к сокращению общественного благосостояния (существование «мертвого груза монополии»). Кроме того, отсутствие  давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, т.к. возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называют X-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу.

Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение  монопольных проявлений. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера, которые  в единстве образуют систему антимонопольного регулирования.Законодательные меры – это правовые нормы, направленные на предотвращение монопольных проявлений на рынках, а также нечестной конкуренции (запрещение договоров о ценах и разделе рынка, контроль за слияниями и т.п.). Экономический меры – это набор экономических инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации рыночной власти продавцов (прямое и косвенное регулирование цен и прибылей).

2.8.3. Фирма в условиях монополистической  конкуренции

Отличительными особенностями  рынка монополистической конкуренции являются: дифференциация продукта, достаточно большое число продавцов, отсутствие отраслевых барьеров, отсутствие стратегического поведения. Данная структура широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления.

Поставляя дифференцированный товар, фирма приобретает некоторую  рыночную власть – она самостоятельно устанавливает цену вне зависимости  от действий конкурентов – и сталкивается с убывающей кривой спроса. Однако наличие товаров заменителей ибольшого количества продавцов делает кривую спроса на продукт фирмы высоко эластичной (функция от числа конкурентов и степени дифференциации продукта) в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм  конкурентный характер. Таким образом, рынок дифференцированного товара обладает чертами как монополии, так и совершенной конкуренции. Контроль над ценой носит достаточно ограниченный характер, т.к. объем продаж каждого продавца относительно невелик.

Дифференциация продукта может принимать ряд форм: а) качество продукта (физические и качественные  параметры товаров и услуг, функциональные особенности, используемые материалы, дизайн и.т.п.); б) услуги и условия, связанные с продажей товара(гарантии, доставка, кредит и т.п.); в) размещение и доступность магазинов; г) стимулирование сбыта и упаковка (реклама продукта, фирменная упаковка, использование товарных знаков, марок и т.д.)

Рис. 5. Прибыли  в краткосрочном периоде 

Рис. 6. Убытки в краткосрочном периоде  


Фирмы в условиях монополистической  конкуренции могут получать прибыли  или нести убытки в краткосрочном  периоде (см. рис. 5  и 6).

В долгосрочном периоде фирмы, действующие в условиях монополистической  конкуренции, имеют тенденцию к  получению нормальной прибыли, т.е. цена просто покрывает издержки на единицу  продукции  при объеме производства, для которого MR =MC.

Поскольку данная рыночная структура является формой несовершенной конкуренции, для нее характерно P > MC и P >ATCmin, что делает ее менее общественно желательной, чем совершенная конкуренция, и свидетельствует о неполной загрузке производственных мощностей.

Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция и реклама. Фирма заинтересована в рекламе, поскольку с помощью нее она пытается приспособить потребителя  к новому продукту, расширить спрос и тем самым способствовать уменьшению эластичности спроса по цене. По поводу рекламы существуют разные точки зрения. Сторонники рекламной деятельности считают ее необходимой, т.к. она стимулирует изменение продукта, усиливает конкуренцию, ослабляет монопольную власть, помогает потребителям познакомиться с новой продукцией, а также финансирует национальные системы связи. Противники рекламы  отмечают ее негативные стороны: необъективность, высокие расходы, отражаемые в цене, создание финансовых барьеров для вступления в отрасль, «засорение» средств массовой информации.

2.8.4. Фирма в  условиях олигополии

Наряду с монополистической  конкуренцией наиболее часто встречаемым типом рыночной структуры является олигополия.Первой  ее характерной чертой является немногочисленность фирм в отрасли. Для характеристики  олигополии используютпоказатель концентрации производства:     

             (1)

Наряду  с классической (жесткой) олигополией, в которой главную роль играют 3-4 фирмы, существует еще и мягкая (аморфная) олигополия, когда основную долю продукции выпускают 6-8 фирм.

Второй характерной чертой олигополии являются высокие барьеры для вступления в отрасль.

Третьей характерной чертой является всеобщая взаимозависимость. Проявляется она, в частности, в возможности «тайного сговора» фирм-олигополистов. Он возможен в случае т.н. кооперативной формы поведения  производителей, когда фирмы, осознав свою взаимозависимость, могут негласно договориться между собой о ценах, разделении рынков  и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом. В этом случае устанавливаемые ими цена и объем производства являются по существу такими же, как и при чистой монополии. Препятствиями к сговору могут стать, например, различия в уровне спроса и издержек у разных фирм, их относительно большое число, вступление новой фирмы в олигополистическую структуру, изменение уровня деловой активности, существование антимонопольного законодательства. Организационными формами «тайного сговора»  являются:

Картель – соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции, ценах  и разделе рынков сбыта (например, ОПЕК).

Синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции.

Трест – монополия, в которой объединяются и производство, и сбыт продукции фирм,  входящих в нее, т.е. объединяется собственность.

Концерн – монополия с единым финансовым центром (через владение контрольными пакетами акций)  всех входящих в нее фирм разных отраслей и с общей технологией. Самая распространенная форма  на сегодняшний день.

Конгломерат – объединения, основанные на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

В случае второй возможной формы  поведения – некооперативной – каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними может начаться ценовая война. Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. К сожалению для потребителей, ценовые войны скоротечны и сейчас встречаются довольно редко.

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"