Контрольная работа по "Микроэкономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Работа содержит задания по дисциплине "Микроэкономика"

Файлы: 1 файл

КР по Микроэкономике.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

(национальный  исследовательский университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «микроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент группы ЭиУ

Проверил:

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

Вариант №1

 

  1. Объясните и покажите графически влияние следующих факторов на рыночный спрос:
    1. Увеличение дохода потребителей на спрос на товар высокого качества;
    2. Понижения цены на товар В на спрос на взаимодополняемый товар А.

 

Решение:

а) Увеличение доходов потребителей приводит к тому, что они предъявляют спрос на большее количество данного товара при каждой цене или же на то же количество товара, но более высокого качества, а соответственно более дорогого. То есть спрос на товар высокого качества растет и кривая спроса смещается вправо из положения D1 в D2. 

б) Взаимодополняемые товары – товары, которые не могут быть использованы друг без друга (бензин и автомобиль). Если товар А дополняет товар В, то снижение цены на товар В повлечет за собой увеличение спроса на товар А и сдвиг кривой спроса на него вправо: из положения D1 в D2. 

а

  •  — Цена
  •  — Объем спроса
  •  — Кривая спроса

 

 

 

 

  1. Предположим спрос на товар А и предложение данного товара растут. Можно ли однозначно определить, будет ли цена расти, снижаться или останется неизменной? То же относительно объема продаж товара. Представьте график и ответ.

Решение:

Если рыночный спрос растёт при одновременном увеличении рыночного предложения, то можно однозначно утверждать, что увеличится равновесный объем производства. Как будет меняться равновесная цена будет зависеть от соотношения роста спроса и роста предложения, ведь рост спроса «толкает» рыночные цены вверх, тогда как расширение предложение их понижает.  Поэтому, если рост спроса превышает рост предложения, равновесная цена вырастет. Если предложение увеличивается в большей пропорции по сравнению с увеличением спроса, то равновесная цена снижается. При абсолютно одинаковом изменении спроса и предложения рыночная цена не изменится.

 

  1. Дана функция спроса на некоторый товар Qd=8-0.5p. При какой цене коэффициент прямой эластичности спроса по цене равен (– 0,5). Представьте расчет.

Решение:

Эластичность  спроса по цене . По функции спроса можно найти производную Q'd = – 0,5.

Составим уравнение:

-0,5 = -0,5 х P   →   -0,5х(8 – 0,5Р) = -0,5хР  → -4 + 0,25Р = -0,5Р → 0,75Р = 4 

           8 – 0,5P

→ Р = 5,33

 

Ответ: Р = 5,33

 

  1. Даны функции спроса и предложения Qd=900-10p, Qs=-600+20p. Определить:
    1. Условие рыночного равновесия (равновесную цену и равновесный объем);
    2. Величину излишков потребителя и производителя при равновесном состоянии рынка. Представьте график и расчет.

Решение:

а) Условие рыночного равновесия: Qd = Qs

Приравняем функцию спроса и функцию предложения.

900 – 10Р = -600 + 20Р

1500 = 30Р

Р = 50 – равновесная  цена

Qd= 900 – 10х50 = 400 или Qs= -600 + 20х50 = 400 – равновесный объем

б) Излишек потребителя – это разница между тем, что потребители готовы платить за данный объем товара и тем, что они платят реально. Излишек потребителя графически лежит под кривой спроса и над рыночной ценой. Определим цену, при которой объем спроса равен нулю. 0=900-10хР, отсюда Р=90.

Излишек потребителя = ½ x 90 x 400 = 18000


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Излишек потребителя (CS) графически показывается площадью под кривой спроса над рыночной ценой треугольник PHG.

Излишек производителя (PS) – это разница между выручкой от реализации и той суммой, за которую продавец готов был отдать этот объем товара. Излишек производителей графически лежит над кривой предложения и под рыночной ценой. Определим цену, при которой объем предложения равен нулю. 0=-600+20Р, отсюда Р=30. Излишек производителя = ½ x 30 x 400 = 6000


 

На рисунке  излишек производителя обозначен площадью РКМ.

 

Ответ: Р = 50 – равновесная цена, V = 400 – равновесный объем, CS = 18000 – излишек потребителя, PS = 6000 – излишек производителя.

 

  1. Дайте характеристику совершенной конкуренции. Какую роль в экономической теории и практике играет совершенная конкуренция? Приведите примеры рынков, максимально приближенных к рынку совершенной конкуренции.

Ответ:

Совершенная (чистая) конкуренция — когда на рынке работает бесконечно  большое количество производителей или продавцов данной продукции. 
В условиях совершенной конкуренции нет таких негативных процессов как: перепроизводство  товаров, инфляция, безработица, монополизация рынка, поскольку в совершенной конкуренции складываются идеальные экономические условия.

Общая характеристика совершенной конкуренции:

  1. На рынке работает бесконечно большое количество конкурирующих между собой фирм, при этом ни один из субъектов (будь то производитель, продавец или покупатель), ввиду их большого числа, не могут повлиять на цены и поэтому вынуждены приспосабливаться к уже сложившимся уровням цен. Спрос на продукцию фирмы совершенного конкурента абсолютно эластичен, т. е. он всегда есть и постоянно удовлетворён.
  2. Равенство и анонимность предприятий работающих на рынке. — поскольку при совершенной конкуренции производится абсолютно идентичная продукция, то никакого значения не имеет реклама, престижность торговых марок, индивидуальные характеристики и качества продукции. Продукция фирмы А ничем не отличается от продукции фирм В С и D.
  3. Абсолютная мобильность материальных, трудовых и финансовых ресурсов  — поскольку нет никаких экономических, финансовых, технологических и иных препятствий.
  4. Независимость любой фирмы в принятии решений.
  5. Свободный вход и выход с рынка для любой фирмы — препятствий для этого не существует.
  6. Полная информированность любой фирмы о всех параметрах рынка  — о ценах, издержках, спросе, объёмах производства, свойствах товаров и другом на рынке и у конкурентов.

Совершенная конкуренция  играет особую роль в экономической теории. Совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике и позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры; причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка дает вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков.

Примеры чистой конкуренции очень редки. К ней  можно отнести мировой рынок  ценных бумаг, фермерство США.

 

  1. Функция общих издержек фирмы имеет вид: ТС = 54+2Q+Q². Фирма производит 4 единицы продукции. Определить:
    1. величину средних полных , постоянных и переменных издержек;
    1. размер предельных издержек.

Представьте расчет.

Решение:

Средние полные издержки АТС = ТС/Q = 54 + 2х4 + 4² = 54 + 8 + 16 = 78 = 19,5

                                                                                   4                      4             4

Общие издержки фирмы включают в себя постоянные и переменные издержки:    TС = FC + VC.

Постоянные  издержки не зависят от объема производства и равны FC = 54.

Переменные  издержки равны: VC = 2Q + Q² = 2х4 + 4² = 8 + 16 = 24.

Предельные  издержки MC представляют собой прирост  общих издержек производства ТС в  результате выпуска дополнительной единицы продукции. Если задана функция ТС, то функция МС находится как производная от общих издержек (ТС).

МС = 2 + 2Q = 2 + 2х4 = 10

Ответ: АТС = 19,5, FC = 54, VC = 24, МС = 10

 

  1. Если монополия наносит ущерб общественному благосостоянию, то почему правительство нередко старается защитить определенных продавцов от конкуренции, которая бы возникла при вхождении в отрасль дополнительных производителей? (При ответе используйте теорию естественной монополии).

Ответ:

Правительство нередко старается  защитить определенных продавцов от конкуренции так  как, существуют рынки, на которых конкуренция  нежелательна или даже невозможна. Если производство сопровождается существенной экономией от масштаба, так что  долгосрочные средние издержки всегда падают с ростом объема выпуска, то более эффективно в данном случае иметь единственного производителя, чем целую отрасль, состоящую из множества фирм. В условиях такой естественной монополии конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца приводило бы к росту издержек. Конкуренция здесь и невозможна в силу того, что самая крупная фирма всегда обладает преимуществами в части издержек перед своими соперниками, а мелкие фирмы, размеры которых малы относительно других, по-видимому, не способны выжить в этих условиях.     

При наличии множества фирм, цена и  выпуск продукции устанавливались бы конкурентными путем, но в этом случае объем производства каждой фирмы был бы на более низком уровне, а, следовательно, с более высокими средними издержками, чем те, что могли быть достигнуты в ситуации с единственным монопольным производителем. В данном случае общество нуждается в монопольном производстве для минимизации издержек за счет использования экономии от масштаба.

 

  1. Как формируется двусторонняя монополия на рынке труда и происходит формирование ставок заработной платы. Какое влияние на предложение труда и ставку заработной платы оказывают профсоюзы (представьте графическую иллюстрацию). Какова роль профсоюзов в экономике России.

Ответ:

Модель  двусторонней монополии  на рынке труда. На рынке труда возможно противодействие крупных монополий друг другу. Двусторонняя монополия представляет собой рынок, где взаимодействуют один крупный профсоюз-монополист и монопольный покупатель. Данная ситуация чаще встречается в металлургической, автомобильной, сельскохозяйственной промышленности и т.д.

Рассмотрим  графически на рисунке 1 формирование ставок заработной платы в условиях двусторонней монополии. Монополист – покупатель труда заинтересован в установлении ставки заработной платы Wm ниже конкурентной, так как это позволит сократить издержки по найму работников. С другой стороны, для профсоюза выгодно, чтобы ставка заработной платы была выше конкурентной. Противостояние монополий друг другу может привести к промежуточному результату в интервале от Wm до Wu. В условиях двусторонней монополии возможна ситуация, когда устанавливаемая ставка заработной платы и уровень занятости приближаются к аналогичным показателям конкурентного рынка.

Рис. 1. Варианты ставок заработной платы в условиях

  двусторонней монополии на рынке  труда

 

В случае соглашения двух сторон, для  покупателя труда исчезает необходимость  ограничивать занятость. Ставка заработной платы и количество нанимаемых работников определяется равенством MRC=MRP.

Влияние на предложение труда  и ставку заработной платы профсоюзов.  Работники предлагают свой труд через профсоюзы, являющиеся монополистами на рынке труда, так как объединяют значительную часть предложения труда.

Профсоюзы могут существенно влиять на формирование ставок заработной платы, используя следующие методы: повышение спроса на труд и сокращение предложения труда.

Рассмотрим  механизм действия профсоюзов в случае повышения спроса на труд (рис. 2-а).

С целью увеличения заработной платы, профсоюз повышает спрос на труд с DL до DL1 за счет увеличения спроса на готовую продукцию, повышения производительности труда, роста цен на ресурсозаменители. В результате этого, ставка заработной платы возрастает до уровня Wu, а численность нанятых работников – до уровня Lu. 

Информация о работе Контрольная работа по "Микроэкономике"