Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 13:11, контрольная работа
Изменения излишков потребителя и производителя продукции. Свойства производственной функции. Производство в длительном периоде. Отдача масштаба.
1. Раскройте понятие «излишек покупателей», и «излишек продавцов». Каков их экономический смысл. Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций.
2. Раскройте содержание законов производительности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Задачи
1. Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями p=400–2q, p= –50+3q. Найдите чистую потерю экономического излишка в результате введения налога, взимаемого с покупателей в размере 100 руб. с каждой покупаемой единицы товара. Дать графическую иллюстрацию.
2. Даны три технологии, каждая из которых описывается производственной функцией:
Технология А Q = 2К + 14L
Технология Б Q = min {2K, 14L}
Технология В Q = K0..5L0..5.
Пусть К = 3, L = 5. Для каждой из трех технологий найти значения объема продукта, предельной производимости капитала и средней производительности труда.
Тесты
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра «Экономической теории и национальной экономике»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по микроэкономике
заочного отделения
Шифр 140006621
Хабаровск 2014
Задания на контрольную работу №1
Вариант- 1
Вопросы
1. Раскройте
понятие «излишек покупателей»,
и «излишек продавцов». Каков
их экономический смысл. Приведите
пример использования этих
Задачи
2. Даны три технологии, каждая из которых описывается производственной функцией:
Технология А Q = 2К + 14L
Технология Б Q = min {2K, 14L}
Технология В Q = K0..5L0..5.
Пусть К = 3, L = 5. Для каждой из трех технологий найти значения объема продукта, предельной производимости капитала и средней производительности труда.
Тесты
5. Предприятие присваивает
А) максимизирует валовую прибыль;
Б) монополизирует рынок;
В) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;
Г) максимизирует разницу между MR и MC.
6. Рост денежного дохода
А) бюджетную линию потребителя вправо;
Б) бюджетную линию потребителя влево;
В) кривую безразличия потребителя влево;
Г) кривую безразличия потребителя вправо.
7. Какое событие может привести к росту равновесной цены на рынке товара А?
А) Инфляционные ожидания производителей товара А;
Б) Повышение рыночных цен товаров, дополняющих товар А в потреблении;
В) Рост доходов покупателей А, если А – товар низшей категории;
С) Снижение налоговой нагрузки на производителей товара А.
8. В долгосрочном периоде чистый
монополист максимизирует
А) средним общим издержкам AC;
Б) предельному доходу MR;
В) средним переменным издержкам AVC;
Г) рыночной цене продукта.
9. Когда MC=MR и AVC>p:
А) производственная мощность предприятие превышает минимальный эффективный масштаб (МЭМ);
Б) предприятие получает экономическую прибыль;
В) предприятие прекращает производство в краткосрочном периоде;
Г) предприятие наращивает производственную мощность.
10. Если монополист проводит
совершенную ценовую
А) кривая его придельного дохода совпадает с кривой его совокупного дохода;
Б) кривая его придельного дохода совпадает с кривой его придельных издержек;
В) кривая его придельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукт;
Г) объем продаж монополиста сокращается.
1. Раскройте понятие «излишек покупателей», и «излишек продавцов». Каков их экономический смысл. Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций.
Для оценки последствий экономических преобразований на благосостояние населения экономисты рассчитывают изменения излишков потребителя и производителя продукции.
Излишек покупателя - разность между максимальной суммой денег, которую покупатель согласен заплатить за купленное количество товара и суммой денег, которую он фактически заплатил за товар1. Можно также сказать, что излишек покупателя - это выраженные в деньгах потери покупателя от отсутствия данного товара на рынке. Концепция потребительского излишка необходима для определения выгоды, получаемой потребителями от приобретения благ. Графически излишек покупателя представляет фигуру, ограниченную линией спроса, линией цены и осью У. Существует также концепция излишка продавца. Графически он представляет фигуру, ограниченную линией предложения, линией цены и осью У.
Излишком потребителя CS (consumer’s surplus) при покупке Q единиц некоторого товара называется превышение общей денежной суммы, которую потребитель готов заплатить за данное количество товара над его реальными расходами на их приобретение. Не вдаваясь в детали, заметим, что графически потребительский излишек может быть представлен площадью фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и прямой параллельной оси абсцисс, проходящей через точку рыночного равновесия.
Налоги, снижение излишков и потери
Мы рассматриваем потоварный налог, установленный в размере Т руб. с каждой единицы продаваемого товара и взимаемый с продавца. Рис. 1, иллюстрирующий эту ситуацию2.
Кривая S (кривая предложения до введения налога) связывает объем предложения с ценой, остающейся у продавца после уплаты налога; S1 - это кривая, устанавливающая связь между объемом предложения и ценой, уплачиваемой покупателем, - кривая предложения после введения налога. Кривая S1, получена из кривой S смещением на Т единиц в направлении оси цен (вверх).
Введение налога вызвало перемещение равновесия из точки E0 в точку E1; при этом объем продаж сократился с Q0 до Q1, цена, уплачиваемая покупателем, выросла с Р0 до PD1, а получаемая продавцом - снизилась с Р0 до PS1.
Выгода от покупки-продажи снизилась и для покупателя, и для продавца. Излишек потребителя снизился и из-за того, что за каждую единицу покупаемого товара он вынужден платить больше, и из-за того, что ему при этом приходится сокращать объем потребления, а часть потребителей, возможно, вообще откажется от покупки данного товара. Воспользовавшись геометрическим представлением излишка потребителей,
мы можем сказать, что уменьшение его величины изображается площадью фигуры P0PD1E1E0.
Продавец получает за каждую единицу товара меньше, чем до введения налога, и к тому же сокращается объем продаж; часть продавцов, возможно, вынуждена будет покинуть данный рынок. Сокращение их излишка представлено на рис. 1 площадью фигуры Суммарному сокращению излишков покупателей и продавцов соответствует площадь фигуры PS1PD1E1E0ES1.
Из этого же рисунка видно, что налоговые поступления в бюджет государства не совпадают с величиной налогового бремени - снижением излишков покупателей и продавцов. Поступления в бюджет равны произведению TQ1 и изображаются площадью прямоугольника PS1PD1E1ES1. Эта величина меньше совокупного уменьшения излишков: площадь треугольной области ES1E1E0 (она на рисунке заштрихована) не покрывается величиной налогового сбора. Это - чистые потери общества, обусловленные введением налога.
Рис1. Схема снижения излишков за счет введения налога и схема увеличения излишков
Дотации, увеличение излишков и потери. Обсудим теперь ситуацию, симметричную только что рассмотренной. Допустим, что на некоторый товар установлена фиксированная дотация в размере V руб. на единицу товара, выплачиваемая из государственного бюджета производителю (которого мы здесь отождествляем с продавцом). Возникающая при этом ситуация представлена на рис. 23. Кривая предложения с точки зрения покупателя (S2) сдвигается по отношению к фактической кривой предложения (S) на V единиц вниз, равновесие перемещается из точки E0 в точку E2.
Излишки покупателей и продавцов возрастают: покупатели приобретают товар по более низкой цене и в большем объеме, продавцы реализуют свой товар по более высокой цене и также в большем объеме. Характеристика дотации как "налога наоборот" справедлива почти во всех отношениях. Это избавляет нас от необходимости детального разбора ситуации - читатель может сделать все это сам по аналогии. Равенства (3)-(6) сохраняют силу применительно к дотации, если всюду Т заменить на -V, а индекс 1 - на 2. Знак "минус" в выражении М2 = -VQ2 связан с тем, что теперь речь идет не о доходах, а о расходах бюджета.
Излишек производителя (продавца) PS (producer’s surplus) представляет собой превышение той денежной суммы, за которую производитель был бы готов продать Q* единиц товара над той суммой, которую он реально получает от продажи этого количества товара4. Графически излишек производителя представляет собой площадь фигуры, ограниченной кривой предложения, осью ординат и прямой, параллельной оси абсцисс, проходящей через точку рыночного равновесия.
Скажем, если цена равна Р', объем производства равен Q', производители могут быть поставлены перед альтернативой: либо они могут продать неограниченное количество товара по данной цене, либо они вообще лишены возможности производить и продавать этот товар. Излишек, получаемый производителями, представляет собой ту сумму денег, которую они согласны заплатить за саму возможность производить и продавать данный товар по данной цене.
Сумма излишков покупателей и продавцов характеризует общественную выгоду (social gain ≈ англ.), возникающую в связи с возможностью покупать и продавать тот или иной товар, т. е. в связи с существованием рынка. Если бы объем продаж составил не 6, а 8 единиц товара, общественная выгода оказалась бы меньше площади треугольника ABE на величину площади треугольника ЕСТ, характеризующего общественный ущерб от превышения объема рынка над равновесным.
Рассмотренные понятия могут быть эффективно использованы при разработке государственной налоговой и внешнеэкономической политики, при оценке эффективности сооружения за счет государственного бюджета объектов инфраструктуры (мостов, дорог, дамб) и в ряде других случаев.
Рассмотрим несколько примеров использования этих понятий применительно к проблемам ценообразования и налогообложения.
На рис. 2 изображена уже знакомая читателю ситуация. После введения потоварного налога Т руб. в расчете на единицу товара равновесный объем рынка сократился с Q1 до Q2, цена, уплачиваемая покупателем, возросла с PE до Р+, цена, фактически получаемая продавцами, понизилась с PE до Р-.
В результате введения налога излишек потребителей сократился с площади треугольника АРEЕ до площади треугольника АР+К. Излишек производителей сократился с площади треугольника ВРEЕ до площади треугольника ВР-L. Правда, часть этих потерь компенсируется поступлениями в госбюджет потоварного налога в сумме, равной площади прямоугольника Р+КLР-. Эти деньги в принципе могут быть использованы государством в интересах тех же потребителей и производителей. Тем не менее часть потерь, равная площади треугольника KLE, не компенсируется ничем. Она представляет собой чистые потери для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.
Рис.2. Влияние потоварного налога на излишки, получаемые потребителями и продавцами
2. Раскройте содержание законов
производительности в
В современной экономической теории выделяется три основных фактора производства: труд, земля (природные ресурсы) и капитал. Производственные факторы – это реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Производственные факторы подразделяются на постоянные (фиксированные) и переменные. К постоянным относятся те, количественные масштабы применения которых нельзя изменить на данном временном интервале (производственные мощности). К переменным относятся производственные факторы, количественный состав которых может быть изменен на данном временном интервале (вспомогательные материалы, топливо, энергия, сырье и т.д.).
Производство заданного продукта требует обязательного использования определенного числа факторов производства. Зависимость между объемом выпуска продукта и количеством применяемых факторов выражается производственной функцией:
Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.
Q = f(x1, x2, x3,….xn),
где Q – количество произведенной продукции;
x1, x2, x3,….xn – используемые факторы производства.
Производственная функция показывает максимально возможный выпуск продукции, который может произвести фирма при каждом конкретном сочетании факторов производства. Она строится для конкретной технологии.
Свойства производственной функции:
В микроэкономике в деятельности фирмы выделяют три временных интервала:
Отложив по осям по осям X и Y величину ресурсов (труда и капитала), используемых для производства одного и того же объема выпуска, получают изокванту.