Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 13:11, контрольная работа
Изменения излишков потребителя и производителя продукции. Свойства производственной функции. Производство в длительном периоде. Отдача масштаба.
1. Раскройте понятие «излишек покупателей», и «излишек продавцов». Каков их экономический смысл. Приведите пример использования этих понятий в анализе рыночных ситуаций.
2. Раскройте содержание законов производительности в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Задачи
1. Спрос и предложение на рынке некоторого товара описываются уравнениями p=400–2q, p= –50+3q. Найдите чистую потерю экономического излишка в результате введения налога, взимаемого с покупателей в размере 100 руб. с каждой покупаемой единицы товара. Дать графическую иллюстрацию.
2. Даны три технологии, каждая из которых описывается производственной функцией:
Технология А Q = 2К + 14L
Технология Б Q = min {2K, 14L}
Технология В Q = K0..5L0..5.
Пусть К = 3, L = 5. Для каждой из трех технологий найти значения объема продукта, предельной производимости капитала и средней производительности труда.
Тесты
Изокванта (линия равного выпуска) отражает все комбинации двух факторов производства, при которых выпуск (Q) остается неизменным.
Свойства изоквант:
Предельная норма технологической замены фактора Y фактором X(MRTSXY) – это количество фактора Y, от которого можно отказаться при увеличении фактора X на 1 ед., чтобы выпуск не изменился:
MRTSLK = - ΔK/ΔL.
Предельная норма технической замены равна тангенсу угла α (угол между касательной и изоквантой в точке касания). При движении сверху вниз вдоль изокванты предельная норма технологической замены все время убывает.
В краткосрочном периоде действует закон убывающей предельной производительности.
В коротком периоде труд считается переменным фактором, а капитал – постоянным. Выделяют при этом суммарный, средний и предельный продукт переменного фактора.
Суммарный продукт (q) - представляет собой валовый выпуск.
Средний продукт (АР) – производительность переменного фактора) – это выпуск, деленный на количество переменного фактора: АР= q/L.
Предельный продукт (МР) – приращение выпуска при приращении переменного фактора на 1 ед.: Δ q/ΔL
Если количество труда возрастает при постоянном капитале, предельный продукт сначала увеличивается, потом достигает максимума, а затем начинает уменьшаться. Последнее обстоятельство отражает закон убывающей производительности переменного фактора.
В краткосрочном периоде действует закон убывающей предельной производительности.
Закон убывающей предельной производительности действует в краткосрочном временном интервале, когда один производственный фактор остается неизменным. Действие закона предполагает неизменное состояние техники и технологии производства, если в производственном процессе будут применены новейшие изобретения и другие технические усовершенствования, то рост объема выпуска может быть достигнут при использовании тех же самых производственных факторов. То есть технический прогресс может изменить границы действия закона.
Если капитал является фиксированным фактором, а труд – переменным, то фирма может увеличить производство за счет использования большего количества трудовых ресурсов. Но по закону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, то есть к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Если же наем рабочих будет продолжаться, то в конечном итоге, они будут мешать друг другу (предельная производительность станет отрицательной) и объем выпуска сократится.
Предельная производительность труда (предельный продукт труда – MPL) – это прирост объема производства от каждой последующей единицы труда
,
т.е. прирост производительности к совокупному продукту (TPL)
.
Динамику валового выпуска, предельного и среднего продуктов в зависимости от изменения переменного фактора можно представить графически.
Линия предельного продукта всегда пересекает линию среднего продукта в точке ее максимума.
Зона 1. Предельный продукт растет и достигает максимума, средний и суммарный продукты тоже возрастают.
Зона 2. Предельный продукт начинает снижаться; средний продукт возрастает, достигая своего максимума; суммарный продукт возрастает.
Зона 3. Предельный продукт уменьшается. При равенстве предельного продукта нулю достигается максимальный суммарный выпуск. Средний продукт начинает снижаться, но медленнее, чем предельный продукт.
Зона 4. Предельный продукт становится отрицательным, средний и суммарный продукт снижаются.
Рационально мыслящий предприниматель будет использовать труд в интервале L2-L3, что обеспечит выпуск от q2 до qmax.
Производство в длительном периоде. Отдача масштаба.
В длительном периоде производство характеризуется отдачей от масштаба. Эффектом масштаба называется эффект экономии ресурсов за счет роста масштабов производства. Снижение издержек в результате роста производства обусловлено действием следующих факторов:
Названные факторы позволяют в целом снижать издержки на единицу продукции. Однако эффект масштаба имеет свои пределы роста. С определенного момента эффект масштаба замедляет свое действие, средние издержки в долгосрочном периоде перестают снижаться, предприятие достигает максимально эффективного масштаба производства. Дальнейшее увеличение объемов производства предприятием будет приносить ему только убытки, притом возрастающие. Возникает отрицательный эффект масштаба, когда издержки производства возрастают по мере увеличения масштабов производства.
Отдача от масштаба показывает, во сколько раз возрастает выпуск при увеличении всех факторов производства в n раз.
Возможны три варианта:
Характер отдачи от масштаба играет важную роль при определении оптимального размера предприятий в данной отрасли.
Решение задачи:
1. Находим равновесную цену и объём до введения налога, приравняв функции спроса и предложения:
400-2q=-50+3q
-5q=-450
q=90 штук, где q- равновесный объём.
Находим равновесную цену, подставляя q=90 штук.
Получаем: P=400 – 2q= 400-2*90=220 денежных единиц.
Таким образом, рынок достигает равновесия в точке E(220;90) рыночного пространства.
2. Вводя налог с продаж T=100, государство влияет на функцию предложения, сдвигая её влево и вверх ( смотреть графическую иллюстрацию на рисунке )
Новое рыночное равновесие возникает в точке E1 при пересечении старой функции спроса D0 и новой функции предложения S1 = c + dP1, где P1 = P – T.
Тогда D0 = S1
Выразим из функции спроса Qd = (P-400)/(-2)
Соответственно из функции
Исходя из условия, что Qd = Qs1 находим новую равновесную цену P1:
3P-1200 = -2P+50
5P=1250
P =250, а подставляем Q1=(250-400) / (-2)=75.
Новая рыночная цена Р1 будет выше первоначальной Р, а объем продаж Q1 < Q.
3. Чистым
потерям соответствует
Если основанием считать отрезок ES1E1 длиной T, то высота равна Q- Q1,
а площадь величина чистых потерь
S= ½*T(Q-Q1)=50*(90-75)=750 денежных единиц.
Графическая иллюстрация представлена на рисунке
Решение задачи:
Построим карту изоквант Q.
Объем продукта: Q1 = 2*3 + 14*5 = 76; Q2 = 6, т.к. min {6, 50}; Q3 = 30,5 * 50,5 = 4;
Предельная производимость капитала: Q1’ = (2К + 14*5)’ = 2; Q2’ = 2; Q3‘= (K0..5L0..5)’ = 0.5 * K0.5 = 0.5 * 30.5 = 0.86.
Средняя производительность труда: Q1’ = (2*3 + 14L)’= 14; Q2’ = 14; Q3‘= (K0..5L0..5)’ = 0,5 * L0.5=0.5 * 50.5 = 1.12.
Тесты
5. Предприятие присваивает потребительский излишек в полном размере, если оно:
Ответ: А. Предприятия, стремясь к максимальной для себя прибыли, способствует наиболее эффективному размещению ресурсов общества, увеличивая итоги общественного благосостояния.
6.
Рост денежного дохода
Ответ: А. При неизменных ценах на товары рост уровня дохода потребителя сдвигает его бюджетную линию вправо.
Бюджетная линия KL, смещаясь вправо, означает рост бюджетных возможностей для приобретения наборов благ более высокой полезности при данных ценах. Рост бюджетных возможностей означает также повышение уровня потребления, благосостояния и уровня жизни в целом.
7. Какое событие может привести к росту равновесной цены на рынке товара А?
Ответ: В. Рост доходов покупателей А, если А – товар низшей категории;
а) Инфляционные ожидания производителей влияет на сдвиг кривой предложения, когда производители пытаются быстрее реализовать свой товар.
б) Повышение рыночных цен товаров, дополняющих товар А в потреблении сокращает спрос на этот товар и равновесная цена не меняется.
в) Рост доходов покупателей А, если А – товар низшей категории увеличивает спрос на данные товары, что приводит к сдвигу равновесной цены.
г) Снижение налоговой нагрузки на производителей товара А повышает предложение данного товара, но равновесная цена не меняется.
8. В долгосрочном периоде
чистый монополист
Ответ: Г – рыночной цене продукта.
В долгосрочном периоде совершенно конкурентная фирма получает максимальную прибыль при объёме выпуска, для которого долгосрочные предельные издержки равны цене товара: P= LMC (Q).
9. Когда MC=MR и AVC>p:
Ответ: В) предприятие прекращает производство в краткосрочном периоде;
В случае снижения цен фирма перестает быть конкурентоспособной, т.к. не может покрывать даже текущие издержки (AVC > P) и вынуждена будет покинуть отрасль.
Ответ Б – неверный, так как предприятие получает экономическую прибыль в случае, когда MC=MR и P> AVC (Средних переменных издержек).
10.
Если монополист проводит
Ответ: В. Монополист может усилить перераспределительный эффект – захватить существенно большую величину потребительского излишка покупателей либо, даже весь их потенциальный излишек, прибегнув к ценовой дискриминации покупателей. В условиях дискриминации первой степени функция предельной выручки совпадает с обратной функцией спроса: MR disc(q)= p (q).
Список литературы
1 Экономика: Учебник / Под ред. А.И. Архипова и др. – М.: Проспект, 2005. – с. 195.
2 Экономическая теория: Учебник // Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2005. – с. 147.
3 Современная экономика / под ред. Мамедова О.Ю. – РД: Феникс, 2005 – с. 93.
4 Рыночная экономика. Учебник. Том 1, часть 1. – Москва.: Издательство “Соминтек”. 2005. – с. 205.