Контрольная работа по "Мировая экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 09:56, контрольная работа

Описание работы

1 Дайте характеристику такой форме интеграции, как общий рынок. Приведите пример из мировой практики и определите долю выбранного интеграционного объединения в мировом ВВП и мировой торговле

Файлы: 1 файл

мир эк 1.docx

— 90.12 Кб (Скачать файл)

1 Дайте характеристику такой форме интеграции, как общий рынок. Приведите пример из мировой практики и определите долю выбранного интеграционного объединения в мировом ВВП и мировой торговле

 

Важнейшей чертой современности является рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро - и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру.

Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики. Типы и виды интеграции: всемирная и региональная.

Выделяют следующие формы экономической интеграции:

- преференциальная зона

- зона свободной торговли 

- таможенный союз

- общий рынок 

- экономический союз

- валютный союз

Основными признаками интеграции являются: взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов; структурные изменения в экономике стран-участниц; необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Уровни интеграции: макроэкономический (интеграция на государственном уровне); микроэкономический (межфирменные объединения ТНК). Преимущества: увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства; возрастает конкуренция между странами; происходит обеспечение лучших условий торговли; расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры; распространение новейших технологий.

Остановимся более подробно на такой форме интеграции как общий рынок.

Под общим рынком в современной экономической науке понимается объединение стран, на территории которых, посредством законодательства создаются условия для свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Как подчеркивают ведущие экономисты мира, это объединение является еще и политическим, поскольку требует от правительств стран-членов единого понимания целей и задач интеграции, и согласованных действий для ее достижения.

Характерным отличием общего рынка от других форм интеграции является мобильность факторов производства в пределах его территории. Это действительно серьезный шаг на пути к экономическому сплочению, поскольку государства вынуждены поступиться национальными интересами ради общей цели. На этом этапе создаются наднациональные институты управления, регулирующие и контролирующие деятельность общего рынка и способствующие его совершенствованию.

Общий рынок включает три основных элемента.

Первый элемент – это таможенный союз, который охватывает всю торговлю товарами, предусматривает запрещение импортных и экспортных пошлин и любых сборов с равнозначным эффектом в торговых отношениях между государствами-членами, а также введение общего таможенного тарифа в их отношениях с третьими странами.

Второй элемент предопределяет то, что кроме таможенных пошлин и количественных ограничений на товарооборот, внутри общего рынка подлежат ликвидации и другие препятствия конкуренции и взаимодействия экономик государств-членов. Условия, при которых эти ограничения устранены, получили название «принципы общего рынка» или «свободы общего рынка»: свобода движения товаров, свобода движения лиц, свобода движения услуг, свобода движения капиталов.

Третьим элементом общего рынка является так называемая «позитивная интеграция» (в отличие от «негативной интеграции», направленной на разрушение экономических барьеров) – проведение государствами-членами через органы Европейского сообщества общих политик: аграрной. антимонопольной, торговой и т.д.

На настоящий момент в мире сложилось несколько общих рынков. Наиболее развитым из них является европейский общий рынок, созданный в послевоенные годы и функционирующий по сей день. В состав объединения входят 15 европейских стран. Предпосылками возникновения рынка явились: во-первых, послевоенная разруха и необходимость восстановления экономики; во-вторых, в политическом плане нужна была мощная организация, способная противостоять Америке и Советскому Союзу; в-третьих, опыт двух мировых войн привел к пониманию ценности мирного сосуществования и требовал немедленных шагов по его достижению.

Первым шагом к образованию общего экономического пространства в Европе послужило создание Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС), которое впоследствии, по мере присоединения новых членов переросло в Европейское Сообщество. Определяющими «вехами» в истории развития ЕЭС явились: Римский договор (1957 г.), ознаменовавший объединение Европы; «Белая книга» - комплекс мер для достижения целей общего рынка (1985 г.);  Единый европейский акт (1987 г.), законодательно закрепивший, все эти меры.

Несмотря на трудности в ходе интеграции цели европейского рынка все же были достигнуты, и на сегодняшний день Европа представляет единый отлаженный механизм, один из центров мировых сил.

Примеры группировок стран, создавших общий рынок: Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия; Общий рынок Южного Конуса, (МЕРКОСУР-крупнейшая интеграционная группировка в Южной Америке) – объединяет Аргентину, Бразилию, Парагвай, Уругвай, существует с 1991 г. Руководство осуществляется Советом общего рынка (в составе министров иностранных дел); Группой общего рынка — исполнительным органом, функционирующим постоянно и имеющим административный секретариат со штаб-квартирой в Монтевидео. 

Картина всемирного общего рынка еще не стабильна, она постоянно изменяет свои очертания, но уже сегодня можно различить образы экономического будущего отдельных регионов и даже всей планеты. Они очевидны там, где национальные экономические законодательства государств или не действуют, или же жестко ограничены, где новые технологии, капиталы, жажда наживы и ощущение экономической свободы соединяются в единую мощную силу, придающую экономике любой страны невиданные темпы роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Раскройте сущность механизма распределения выигрыша от торговли между странами. Теорема Столпера-Самуэльсона и теорема Рыбчинского

 

Теория международной торговли, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыша в виде прироста общего благосостояния. Одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не поровну. Следует иметь в виду, что в результате специализации происходят изменения в распределении ресурсов между отраслями и, следовательно, изменяются доходы владельцев факторов производства.

Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, и каковы объемы торговли.

Чтобы показать, как устанавливаются мировые цены и определяются объемы взаимной торговли, рассмотрим условный пример. Пусть две страны (Аргентина и Бразилия) производят один и тот же продукт – зерно. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии SБ и в Аргентине SА (см. рисунки 1.1.а и 1.1.в), показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, определяется предельными издержками, динамика которых, в свою очередь, зависит от обеспеченности стран факторами производства, используемой технологии и т.д.

Рисунок 1.1. Установление цен на зерно

Кривые спроса на зерно (DА в Аргентине и DБ в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в Аргентине устанавливается при цене 120 долл. за 1 т, а в Бразилии - при цене 200 долл. за 1 т.

Цена на зерно в Бразилии выше, чем в Аргентине, поэтому аргентинским производителям должно быть выгодно, экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии — покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена. Зная характеристики внутреннего спроса и предложения в обеих странах, мы теперь можем определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены. Важно подчеркнуть, что в условиях свободной торговли внутренние цены изменяются до уровня мировой цены.

Аргентинским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цена будет выше первоначальной внутренней цены в Аргентине (Рw > 120). Чем выше  будет мировая цена, тем больше производители в Аргентине будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в Аргентине будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна на мировом рынке (Sx) будут определяться разницей между предложением и спросом на внутреннем рынке Аргентины, возникающей в условиях роста цен на зерно: Sx = SA - DA.

С другой стороны, бразильским потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Рw < 200). Чем ниже будет мировая, а, следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dm) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей  в условиях падения цен на зерно: Dm = DБ – SБ.

Итак, по мере налаживания торговых связей цена на зерно в Аргентине растет, и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается, и спрос на импорт растет. На рисунке 1б показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей  цене равновесия. В нашем примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. за 1 т зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в Аргентине (90 - 30 = 60). При более высокой цене предложение зерна на мировом рынке превысит спрос, что будет способствовать снижению цены. При более низкой цене, наоборот, спрос превысит предложение, и мировая цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.

Модель спроса и предложения, описанная выше, позволяет показать, что хотя свободная торговля является взаимовыгодной для стран в целом, однако внутри этих стран одни группы населения выигрывают, а другие проигрывают.

Рассмотрим влияние внешней торговли на интересы потребителей. До установления торговых отношений между странами потребители в Бразилии покупали 50 тыс. т зерна по цене 200 долл. за 1т, а потребители в Аргентине – 60 тыс. т по цене 120 долл. за 1 т. Приобретая зерно по этим ценам, потребители получали выигрыш (так называемый излишек потребителя), равный разнице между максимальной суммой, которую потребители были согласны заплатить за зерно, и суммой, которую они фактически платили исходя из сложившейся рыночной  цены. На графике этот выигрыш представляет собой площадь между кривой спроса и линией рыночной  цены: для потребителей зерна в Бразилии он был равен области d (рисунок 1.1.а), а для потребителей в Аргентине – области g + h + k (рисунок 1.1.в).

После установления торговых отношений Бразилия становится импортером зерна, и цена на ее внутреннем рынке снижается с 200 до 150 долл. за 1т. В результате потребители увеличивают закупки зерна с 50 до 80 тыс. т., и их совокупный выигрыш теперь составляет область а + b + с + d, из которого область а + b + с — это чистый выигрыш, полученный  в результате внешней торговли. Обратная картина наблюдается в Аргентине как стране экспортере зерна. Внутренняя цена в Аргентине повышается со 120 до 150 долл. за 1 т, что приводит к падению спроса на зерно и,  соответственно, его закупок. Потребительский излишек в Аргентине теперь равен только области k, и значит, потребители несут чистые потери от внешней торговли в размере области g + h.

Таким образом, в результате развития международной торгов ли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок.

Рассмотрим теперь влияние международной торговли на интересы производителей. До установления внешнеторговых отношений производители в обеих странах получали выигрыш от продажи зерна – так называемый излишек производителя, представляющий собой разность между выручкой от продажи продукта под  рыночной цене (в нашем примере 50 * 200 в Бразилии и 60 * 120 в Аргентине) и суммой, которую бы они выручили при продаже  по минимально возможной цене (площадь под кривой предложения).

Таким образом, выигрыш производителей от продажи продукта по сложившейся рыночной цене может быть измерен как  площадь между кривой предложения и линией рыночной цены:  для производителей зерна в Бразилии он был равен области а + е (рисунок 1.1.а), а для производителей в Аргентине — области f + j (рисунок 1.1.в).

После установления внешнеторговых отношений аргентинские  производители зерна становятся экспортерами и получают дополнительные стимулы для увеличения объемов производства в виде  более высоких цен и расширившихся рынков сбыта. В этих новых условиях их совокупный выигрыш составляет область (f + j + g + h + i), а чистый выигрыш от развития торговли – (g + h + i). Что  касается бразильских производителей зерна, то они, в силу меньшей конкурентоспособности своего производства, уступают свои позиции на внутреннем рынке иностранным конкурентам и сокращают производство. Их совокупный выигрыш теперь составляет только область е, то есть они несут чистые потери в размере  области а.

Информация о работе Контрольная работа по "Мировая экономика"