Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 11:38, контрольная работа

Описание работы

1. Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
2. Общая характеристика методов управления
3. Роль и место бюджета развития региона
4. Эссе на тему: «Охрана окружающей среды Самарской области: текущее состояние и стратегическое управление.

Файлы: 1 файл

Теория сельскохозяйственного штандорта Й.docx

— 64.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена

  1. Общая характеристика методов управления

  1. Роль и место бюджета развития региона
  2. Эссе на тему: «Охрана окружающей среды Самарской области: текущее состояние и стратегическое управление.

Список использованных информационных источников.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена

Становление теории размещения (локализации) принято связывать с выходом  в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии". Главным содержанием этого фундаментального труда было выявление закономерностей размещения сельскохозяйственного производства.

Исследование Й. Тюнена отличали высокий  уровень абстракции, точные формулировки поставленных задач. Он предполагал  наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта  сельскохозяйственной продукции и  источником обеспечения промышленными  товарами. Здесь цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются  прямо пропорциональными весу груза  и дальности перевозки.

Й. Тюнен ставит вопрос: какие формы  примет при установленных предпосылках сельское хозяйство, и какое влияние  на его размещение будет оказывать  расстояние от города? Он находит ответ  на поставленный вопрос методом сопоставления  транспортных затрат на перевозку продукции  от места производства до рынка, в  результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации  транспортных затрат) для размещения в их пределах тех или иных видов  сельскохозяйственного производства.

Й. Тюнен доказывает, что в рамках сделанных допущений оптимальная  схема размещения сельскохозяйственного  производства — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться производство. В то же время чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере удаления от города.

Й. Тюнен выделяет шесть поясов (колец) размещения сельскохозяйственной деятельности, основываясь на условиях ведения хозяйства в своем  имении в Мекленбурге (рис. 3.1). Ясно, что при других условиях конкретный состав поясов будет другим, но принцип  их чередования сохранится.

Рис. 3.1. Графическая  схема размещения сельского хозяйства  по Й. Тюнену

Нахождение расстояния, отделяющего  зоны размещения тех или иных видов  сельскохозяйственной деятельности от центра сбыта, осуществляется по простым формулам. Пусть имеются "не сельскохозяйственные культуры, доходность которых на единицу продукции составляют т1и т2, а объемы их производит" — vи v2. Транспортный тариф (на 1т) равен t. Тогда r — расстояние от центра, разграничивающее посевы двух культур, находится из уравнения безразличия (равенства разностей между доходом и транспортными затратами):

Одновременно Й. Тюнен обосновал  основные положения теории земельной  ренты по местоположению. Определенный продукт продается по одной и  той же цене независимо от места  своего производства. Земельная рента  равна величине экономии на транспортных издержках в хозяйствах, расположенных  относительно ближе к центру. Она  максимальна в первом кольце и  падает по мере удаления земельного участка  от центра. В наиболее удаленном  кольце, где еще ведется сельское хозяйство, величина ренты равна  нулю. Минимум транспортных затрат на доставку сельскохозяйственной продукции  соответствует максимуму земельной  ренты.

По-видимому, Й. Тюнен не знал теории ренты по местоположению Д. Рикардо. Тем не менее, начиная свой анализ с принципиально иных посылок, он приходит к тем же выводам, что Д. Рикардо.

Работа Й. Тюнена была первым и весьма показательным пpимером использования  абстрактных математических моделей  в теории пространственной экономики. Ее важное методическое значение признано в новой экономической науке1.

 

 

  1. Общая характеристика методов управления

Методы  управления — важнейший элемент в механизме использования объективных законов рынка. Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов управления.

Метод управления — это способ целенаправленного воздействия на организацию с целью достижения поставленных перед ней задач.

Сложность, изменчивость объекта управления определяет и многообразие используемых методов.

Различают общие и специальные методы управления, которые реализуются через изучение объекта управления во времени и пространстве, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с другими объектами, с учетом этнопсихологии населения и т.д. В связи с внедрением компьютеров, электронных вычислительных машин, возникшей потребностью объективного и быстрого обоснования принимаемых решений все чаще используются специальные методы экономического моделирования.

Классификация методов  управления

Классификация включает следующие методы управления:

  • административные (организационно-распорядительные);
  • экономические;
  • социально-психологические;
  • воспитательные и др.

Такое деление методов  в известной мере условно, так  как абсолютно четко обособить  каждый из них не представляется возможным: они взаимопроникают и имеют  немало общих черт, то же время присущие им различия в способах воздействия  на объекты управления позволяют  рассматривать каждый из методов  в отдельности.

Особую остроту проблема методов управления приобретает  в обстановке перехода к рыночным отношениям. Важнейшими отличительными чертами создаваемой в России рыночной экономики является переход  от преимущественно административных к преимущественно экономическим методам управления.

Административные  методы. Деятельность по управлению невозможна без разумного применения административных методов (которые нередко называют организационно-административными или организационно-распорядительными). С их помощью формируются основные системы управления в виде устойчивых связей и отношений, положений, предусматривающих права и ответственность подразделений аппарата управления, отдельных работников.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия руководителей, собственников на подчиненных. Оно может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, различные положения, правила, нормативы и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, их четкую работу, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность.

Формы и масштабы применения административных методов определяются задачами управляющего органа, уровнем  организации производства, квалификацией  и культурой работников, принимающих  решения. Чем полнее представлены эти  параметры, тем меньше потребности  в административном вмешательстве.

В современных условиях применение административных методов предполагает предварительный анализ материалов, дающих полное, достоверное представление  о состоянии управляемого объекта, и несовместимо с каким бы то ни было волюнтаризмом.

Экономические методы. Потребность в экономических методах управления закономерно и существенно возрастает, поскольку в условиях развития частного предпринимательства не всегда возможно и разумно решать с помощью директивного воздействия сложную совокупность задач удовлетворения растущих потребностей населения.

Сущность экономических  методов — в воздействии на экономические интересы потребителя и работников с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов, позволяющих создавать эффективный механизм работы. Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

Особенности экономических  методов управления состоят в  том, что они:

  • базируются на некоторых общих правилах поведения, дающих возможность маневрировать ресурсами, тогда как административные характеризуются конкретно-адресными заданиями, ориентированными на достижение целей управляемой системы путем формирования ее четкой структуры, создания условий для подготовки, принятия и реализации решений (хотя некоторые общие правила, касающиеся, например, методики разработки бизнес-планов, режима работы и другие, могут предусматриваться директивными актами);
  • оказывают на производителей и потребителей косвенное воздействие, посредством системы отношений учитывают интересы коллектива и отдельных работников (административные методы по своей природе не способны столь полно и непосредственно ориентироваться на экономические интересы объектов управления);
  • непременно предполагают самостоятельность предприятия на всех уровнях при одновременном возложении на него ответственности за принимаемые решения и их последствия (в отличие от административных методов, предполагающих значительную долю ответственности вышестоящих органов, принимающих решения);
  • побуждают исполнителей к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива (административные распоряжения большей частью однозначны, требуют обязательного, точного исполнения).

Экономические методы управления должны занять и неизбежно займут доминирующее положение. Это необходимо для обеспечения нормальных условий  функционирования ассоциаций, союзов, предприятий в новых условиях хозяйствования. Одновременно сокращается  число звеньев управления.

При умелом использовании  экономических методов управляющие  органы в условиях рынка легче  преодолевают инертность в реализации своих задач, обусловленной отсутствием  соответствующей экономической  заинтересованности в оперативном  удовлетворении меняющихся потребностей. Усиливается самоконтроль, до минимума снижается необходимость в административном контроле, который сосредоточивается, если в том есть потребность, конечных результатах обслуживания населения.

Чем шире применяются экономические  методы, тем большее число вопросов решается непосредственно в основных звеньях управления, ближе к источнику  информации. В прошлом в условиях необоснованно широкого применения административных методов нередко  на высоких уровнях управления принимались  решения, которые по своему содержанию входили в компетенцию нижестоящих  звеньев управления. В результате замедлялся процесс принятия решений  и не обеспечивалась требуемая оперативность  управления, снижались его компетентность и качество.

Использование системы экономических  методов на государственных предприятиях даст должный эффект только в том  случае, если принцип прибыльности ведения хозяйства будет охватывать все звенья организационной структуры  управления, образуя замкнутую систему  с распределением материальной ответственности  между всеми ее звеньями.

Экономическое моделирование

В практике управления часто  приходится решать задачи, связанные  с изменением условий функционирования объекта. Подчас изменения системы  управления в ходе различных экспериментов  достигаются методами проб и ошибок, которые порой оборачиваются  немалыми просчетами для потребителей. Нередко судьбу эксперимента определяют внешние условия функционирования объекта управления, не регулируемые им. Существенная часть внутренних факторов и внешних условий постоянно находится в развитии во времени и пространстве. В результате все сложнее становится без специальных методов, опираясь лишь на простые расчеты и тем более на интуицию, прогнозировать поведение объекта управления при переходе на рыночные механизмы хозяйствования, разрабатывать альтернативные решения.

Разрешение возникающих  в связи с этим проблем в  значительной мере облегчается благодаря экономическому моделированию. Процессы, поддающиеся количественному измерению, можно описать в виде экономических моделей, введя условные обозначения для составляющих их факторов и результатов. Рассчитав такие модели, легко использовать их для научно обоснованного управления объектом анализа, прогнозирования, распределения ресурсов и маневра ими, для контроля за эффективностью работы и реализации иных функций управления.

Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"