Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

Введение.

Региональная экономика изучает  проблемы и закономерности функционирования и развития экономики страны, которая  рассматривается как система  взаимодействующих регионов, свободных  экономических зон, крупных экономических  районов, отдельных территориально-производственных комплексов, а также крупных промышленных и городских агломераций.

 Актуальность исследования определяется тем, что в последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регионального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

  К предмету экономики региона относится изучение региональных аспектов экономической жизни.

Таким образом, предмет экономики региона  в широком смысле сложен, многосторонен. Его главными составляющими являются:

экономика отдельного региона;

экономические связи между регионами;

региональные  системы (национальная экономика как  системы взаимодействующих регионов);

размещение  производительных сил;

региональные  аспекты экономической жизни.

Региональная  экономика и управление тесно  связана с экономической теорией, макроэкономическим прогнозированием, отраслевыми экономиками (экономикой промышленности, экономикой сельского  хозяйства, транспорта и других), статистикой, теорией управления и другими  социально-экономическими науками. Она  широко использует результаты исследований демографии, социологии, географии, этнографии, управления.

В рамках региональной экономики исследуются  следующие проблемы:

- экономика отдельного региона;

- экономические связи между регионами;

- региональные системы (национальная  экономика как система взаимодействующих  регионов);

- размещение производительных сил;

- региональные аспекты экономической  жизни; 

- моделирование системы управления  регионом;

- совершенствование механизмов и  методов управления и регулирования  хозяйственной деятельности в  регионе.

Вопрос 1. Региональная экономика как часть экономики  страны

При исследовании региона  как части единого народно-хозяйственного комплекса страны встают проблемы определения  его места в системе разделения труда в территориальном разрезе, исследования воспроизводственных  циклов и определения на этой основе территориальных связей и пропорций  в народном хозяйстве страны.

 

    1. Место региональной экономики в воспроизводственном процессе страны

Устройство регионального  блока «экономика» зависит от организации национальной экономической  системы1.

В административно-плановой экономической системе СССР отдельный  регион (административно-территориальная  единица) представлял собой часть  национальной экономики (единого народно-хозяйственного комплекса) и в гораздо меньшей  мере - экономическую подсистему (региональный хозяйственный комплекс). Внутренние материальные и финансовые связи  региона были существенно слабее внешних связей, регулируемых общегосударственным  планированием (включающим планирование производства, материально-технического снабжения и сбыта, финансов, распределения  трудовых ресурсов и т.д.). Таким образом, экономика региона была слабосвязанной экономической подсистемой.

Переход к рыночной экономике  и реальному федерализму сопровождается тем, что каждый регион - субъект  Федерации - становится экономической  подсистемой, характеризующейся сильной  взаимосвязанностью своих основных элементов. Значительно возрастает влияние доходов и платежеспособного  спроса на региональное производство, потребление и инвестиции, развитие социальной сферы, а также влияние  производства на занятость и доходы. Межрегиональный обмен осуществляется на рыночной основе, и поэтому регион как рынок испытывает влияние  внешних конкурирующих и дополняющих  рынков товаров, труда и капитала.

Укрупненные элементы и связи  регионального экономического механизма  в плановой и рыночной экономиках в основном совпадают. Однако при  переходе к рыночной экономике изменяются сущность и сила связей между элементами регионального механизма и внешней  экономической средой (федеральными регулирующими системами, экономиками  других регионов и мировыми рынками). Для внутренних и прямых межрегиональных  и международных связей типично  их усиление, для связей с федеральными системами - изменение качества связей или ослабление2.

Значительная часть финансовых потоков проходит через региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды. Так, доходы бюджета субъекта Федерации складываются из налогов (собственных и регулирующих), получаемых от предприятий, используемых природных  ресурсов и населения, а также  из поступлений от федерального бюджета (субвенций, трансфертов и т.п.). Источниками  формирования внебюджетных фондов являются заемные средства, социальные сборы (страховые и т.п.), добровольные взносы, поступления из федеральных внебюджетных фондов и др. Доходы регионального  и местных бюджетов и внебюджетных фондов направляются на финансирование социальной сферы (особенно образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства), финансовую поддержку производства (главным образом предприятий, находящихся  полностью или частично в региональной и муниципальной собственности), инвестиции в региональное хозяйство, охрану окружающей среды.

Регион как подсистема национальной экономики имеет экономические  связи с федеральными регулирующими  системами (федеральным центром), с  другими регионами и внешним  миром3.

Отношения между регионами  и внешним миром являются преимущественно  торговыми, хотя в последнее время  регионы становятся непосредственными  участниками межрегионального и  международного рынков кредитных ресурсов, ценных бумаг. Регулирование таких  финансовых взаимоотношений (особенно межбюджетных) - одно из главных направлений  государственной региональной экономической  политики.

 

1.2. Территориальное  разделение труда как основа  регионального воспроизводственного  процесса

Общественное  разделение труда - это объективный процесс развития производительных сил, при котором происходят обособление различных видов трудовой деятельности, специализация производственных единиц и обмен между ними продуктами своей деятельности.

Общественное разделение труда предопределяет последующую  интеграцию и установление связей между  его отдельными структурными элементами. Можно сказать, что уровень зрелости общественного производства определяется степенью развития общественного разделения труда.

Общественное разделение труда развивается в двух направлениях - в виде отраслевого и территориального разделения труда, между которыми существует объективная неразрывная связь.

Отраслевое разделение труда - процесс, знаменующий возникновение новых производств, при котором производители профессионально специализируются на изготовлении готовых продуктов и услуг или их составных частей, происходит дробление производства, выделение специализированных звеньев, возникновение новых профессий.

Социально-экономические  процессы, а также процесс общественного  разделения и интеграции производства видоизменяются и совершенствуются в ходе научно-технического процесса.

Территориальное разделение труда - процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами.

Территориальное разделение труда представляет собой пространственное проявление общественного разделения труда, обусловленное природными, экономическими, социальными и национально-историческими  особенностями регионов. В результате выделившиеся в процессе общественного  разделения труда отрасли и производства размещаются в районах с наиболее благоприятными предпосылками для  их развития4.

Территориальное разделение труда открывает дополнительные возможности повышения эффективности  регионального воспроизводства  как за счет преимуществ отраслевой специализации, так и благодаря  использованию природно-ресурсных  и социально-экономических возможностей регионов.

Сочетание отраслевого и  территориального разделения труда  формирует региональный воспроизводственный  процесс.

Воспроизводственный подход к отражению регионального развития означает необходимость установления прямых и косвенных связей между всеми элементами общественной системы, при которых создаются условия для осуществления непрерывного воспроизводственного процесса, ориентированного на достижение поставленных задач.

Изучение закономерных связей, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления, составляет предмет теории общественного  воспроизводства. Одним из важных методологических положений теории регионального  воспроизводства является выделение  двух его аспектов - межрегионального и внутрирегионального.

Межрегиональный аспект общественного воспроизводства связан с пространственной локализацией отраслевых производств. При этом объективной предпосылкой территориального разделения труда служат различия в природно-климатических условиях, ресурсном, экономическом, научно-техническом, демографическом потенциале. От пространственного размещения производительных сил зависят эффективность развития экономики и уровень благосостояния людей в регионе.

Внутрирегиональный  аспект воспроизводства охватывает проблемы комплексного развития региона, обеспечения достойного уровня жизни населения. Организация регионального воспроизводственного процесса должна соответствовать интересам населения региона и быть направлена на достижение благоприятных условий жизнедеятельности, сохранение и воспроизводство природных систем. Таким образом, экономические цели регионального воспроизводства связаны с заинтересованностью в росте экономического потенциала как основы роста благосостояния5.

 

1.3. Показатели, характеризующие межрегиональные  связи страны

Для характеристики межрегиональных  связей применяются показатели потоков  продукции и ресурсов как в  натуральном, так и в обобщенном стоимостном измерении. Наиболее характерными являются натуральные показатели, отражающие движение конкретных видов продукции  между регионами: сырьевых ресурсов, продовольствия, машин и оборудования (в весовом измерении и поштучно), а также трудовых ресурсов (в физических лицах).

Основными формами межрегиональных  связей являются обмен товарами и  услугами, миграция населения, финансовые и информационные потоки.

Простые методы анализа обмена товарами и услугами осуществляются с помощью коэффициентов ввоза  и вывоза продукции, а также товарообмена.

В целях получения более  общей картины взаимосвязей регионов страны применяются обобщающие показатели регионального развития, характеризующие потоки между отраслями в стоимостном выражении: по динамике валового регионального продукта, денежным потокам и пр.

Для наиболее общей характеристики взаимосвязей между регионами используется такой показатель, как валовой региональный продукт (ВРП). Он определяется как сумма валовой добавленной стоимости, произведенной за отчетный период институционными единицами - резидентами региональной экономики. При этом методология расчета валовой добавленной стоимости в большинстве случаев идентична применяемой на федеральном уровне. Валовая добавленная стоимость представляет собой разницу между стоимостью произведенных в отчетном периоде товаров и услуг (выпуском) и стоимостью товаров и услуг, потребленных в процессе производства за тот же период времени (промежуточным потреблением).

Единство методологии  исчисления ВРП дает возможность  проведения межрегиональных сопоставлений  и определения рейтинга регионов по данному показателю.

Величина ВРП является объективным индикатором вклада каждого региона - субъекта Федерации  в развитие экономики страны. В  настоящее время суммарный ВРП  составляет около 90% ВВП России. Различие между указанными показателями обусловлено  тем, что отдельные элементы ВВП, исчисленного на федеральном уровне, не могут быть рассчитаны для отдельных  регионов или распределены между  ними. (Структура ВВП по федеральным  округам приведена в табл. 1). К  числу указанных элементов относится  валовая добавленная стоимость: нерыночных коллективных услуг, оказываемых  государственными учреждениями обществу в целом (например, национальная оборона  и государственное управление); услуг  финансовых посредников, деятельность которых не ограничивается рамками  отдельного субъекта Федерации; услуг  внешней торговли и других услуг (как рыночных, так и нерыночных), информация по которым отсутствует  на региональном уровне. ВВП и ВРП  в рыночных ценах отличаются также  на величину налогов на экспорт и  импорт, поскольку специфика учета  данных видов налогообложения в  настоящий момент не позволяет полностью  распределить их между отдельными регионами6.

Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"