Контрольная работа по "Региональной экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2013 в 13:05, контрольная работа

Описание работы

Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэкономические условия, положение региона в общественном разделении труда, отраслевая структура, географическое положение, природные ресурсы), так и субъективными факторами, и в первую очередь - методами регионального управления. Последние годы экономических реформ показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенденциям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые использовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 44.31 Кб (Скачать файл)

Специфика промышленного  потенциала УФО обусловлена преобладанием  в структуре промышленного производства крупных предприятий машиностроения и металлообработки (как гражданских  отраслей, так и ВПК, что определило особую сложность его адаптации  к условиям переходного периода  и отказа от планового управления из центра Эти обстоятельства, а  также быстрый рост материальных, энергетических и транспортных затрат привели к резкому падению  объемов производства и снижению его рентабельности.

Значительное развитие получили сферы науки и высшей школы. На начало 2000 г. здесь размещались 281 организация, выполняющие исследования и разработки (6,9% их числа в РФ), в которых  было занято 51,3 тыс. человек (5,9%), 88 вузов (9,8%) с числом студентов 358,4 тыс. человек (8,8%). Число аспирантов возросло до 4,6 тыс. человек (4,3% их числа в РФ)13.

Кризисные явления в экономике  региона вызвали резкое ухудшение  использования достаточно мощного  трудового потенциала региона. В 2000 г. из 7103 тыс. человек экономически активного  населения число занятых в  экономике составило лишь 6217 тыс. человек,

К началу 2000 г. общая численность  безработных в регионе достигла 895 тыс. человек. При этом безработные  отличались достаточно высоким образовательным  уровнем. К 2000 г. численность не занятых  трудовой деятельностью граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, составила 118,2 тыс. человек.

Вопрос 2. Система  инструментов активного воздействия  государства на ход социально-экономического развития региона

 

Система инструментов активного  воздействия государства на экономическое  развитие региона включает: программирование регионального развития, разработку и реализацию бюджета региона, включая  налоговую систему региона и  бюджет развития14.

 

2.1. Программирование  регионального развития

 

Программирование  развития экономики региона означает разработку и реализацию специальных документов, описывающих цели, процедуру и мероприятия и средства решения наиболее актуальных проблем регионального развития.

Программирование знаменует  активное участие властных структур не только в опосредованном (косвенном) воздействии на экономические процессы, но и в непосредственном управлении ходом общественного воспроизводства. Этот процесс имеет место во всех развитых странах мира.

В основу программно-целевого подхода как инструмента проведения региональной администрацией целенаправленной политики по решению проблем региона  должна быть положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной  поддержке.

Целевые программы представляют собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Существуют федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые  программы являются важнейшим средством  реализации структурной политики государства, активного воздействия властных структур на ход экономических процессов  для достижения конечных социально-экономических  целей15.

Структурными  элементами программно-целевого подхода в регулировании регионального развития являются установление целей социально-экономического развития; разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей; обеспечение согласования целей и мероприятий; ресурсное обеспечение намечаемых мер16.

В качестве целевых установок  регионального развития могут выступать  задачи как общерегионального уровня (например, повышение эффективности  функционирования экономики региона  путем развития производственной инфраструктуры или создание условий для широкого развития предпринимательства), так  и более узкого и частного характера (например, решение продовольственной  проблемы, прорыв на мировой рынок  с товарами определенного вида).

Наиболее сложной проблемой  является разработка программы комплексного развития экономики и социальной сферы региона как целостного образования, поскольку в этом случае необходимо учесть все многообразие ограничений на экономическое развитие региона, а именно: состояние природного фактора, современную социально-демографическую ситуацию, прогноз социальной напряженности в регионе и пр. Принципиальное значение имеет положение о том, что для стабильного развития региона нельзя ограничиваться только решением задач, имеющих преимущественно оперативный характер и связанных с функционированием жизнеобеспечивающих систем и объектов. Необходимо решать задачи стратегического порядка, призванные обеспечить совершенствование (модернизацию) экономики базы, развитие социальной среды.

В качестве обязательных выдвигаются  следующие структурные элементы региональной комплексной программы:

• промышленная политика (подпрограмма модернизации экономики и реструктуризации предприятий);

• строительная политика (подпрограмма развития региональной инфраструктуры, реконструкция коммуникаций);

• социальная политика (подпрограмма развития образования, здравоохранения, культуры).

Процедура разработки комплексных  региональных программ опирается на апробированную и. общепринятую в мировой  практике схему и предусматривает  следующую последовательность действий:

• анализ социально-экономической ситуации в регионе, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;

• формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;

• выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;

• поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);

• детализация и уточнение отобранных альтернатив;

• разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;

• разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы17.

Ресурсное обеспечение  программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации Министерства экономического развития и торговли, а также Министерства финансов на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.

Программа должна иметь четко  фиксируемые начало и конец; при  этом сроки программы позволяют  осуществлять контроль за ее реализацией  и оценить ее выполнение.

Программа, как правило, реализуется  в несколько этапов. Дело в том, что с помощью данного метода управления задачи обычно решаются один раз и впервые в данной постановке, что предполагает несколько равновероятностных исходов. В свою очередь, последнее  обстоятельство заставляет разрабатывать  запасные варианты решения проблемы в случае неудачи на отдельных  этапах реализации программы. В связи  с этим широко применяется сетевое  планирование.

Методический  инструментарий программно-целевого подхода включает широко использовавшиеся в прежние годы методы «дерево целей», балансовых и технико-экономических расчетов, определения приоритетов, разработки вариантов и др., причем как в традиционном экономико-статистическом, так и в экономикоматематическом исполнении.

Региональные программы  должны базироваться на единой системе  методов и показателей общенационального  и территориального регулирования, что обеспечивает сопоставимость этих уровней и возможность включения в программный и непрограммный разрезы региональных разработок18.

На стадиях научной  разработки программы исключительно  важен вариантный подход. Многовариантность  позволяет надежно выявить и  обосновать наиболее эффективные пути достижения программных целей. При  этом надо различать ценность вариантов  с количественными различиями показателей (вилка) и с принципиальными качественными  отличиями решений (альтернатива).

Для выявления оптимального варианта программы подходят такие  критерии, как минимум времени  реализации при заданных ограничениях на ресурсы и конечных показателях; минимум затрат на реализацию при  фиксированных конечных показателях  и времени реализации; минимум  отклонения конечных показателей от установленных нормативов при заданных затратах и времени реализации.

Ограниченность финансовых, материальных и других ресурсов делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Речь идет, таким  образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных  проблем из числа потенциальных.

Важной предпосылкой отбора проблем является их тщательное изучение и научное обоснование с единых методологических позиций. Для этих целей применим метод, который основан  на ранжировании проблем согласно количеству баллов, «собираемых» каждой проблемой  по группам критериальных признаков, и их суммирование.

 

 

 

1 Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.- 416 с. - (Высшее образование). Стр.38

2 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.39

3 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.40

4 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.41

5 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.42

6 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.43

7 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.44

8 Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/i-vrp.htm

9 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.45

10 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.46-47

11 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.86

12 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.89

13 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.90

14 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.274

15 Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594.

16 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.275

17 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.276

18 Фетисов Г.Г., Орешин В.П., то же, стр.277


Информация о работе Контрольная работа по "Региональной экономике"