Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:13, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть основную общественно-массовую деятельность потребительской кооперации
Задачи курсовой работы рассмотреть:
Основная общественно-массовая деятельность потребительской кооперации, цели, задачи, конкретные преимущества;
Кооператив как хозяйственное предприятие;
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные кооперативные ценности……………………………………..6
2. Основные кооперативные ценности…………………………………….11
3. Реализация кооперативных принципов…………………………………21
4. Роль кооперативных ценностей и принципов в Концепции развития кооперации до 2015 года…………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемых источников……………………………………………..36
Приложения
Кооперативные принципы
позволяют реализовывать
3. Реализация кооперативных принципов в деятельности потребительской кооперации.
Потребительская кооперация — особая социально ориентированная система рыночной экономики, осуществляющая деятельность на кооперативных ценностях и принципах, которые усиливают социальное значение потребительской кооперации для общества.
Все организации системы потребительской кооперации — потребительские общества и потребительские союзы — соблюдают ценности и принципы, изложенные в Декларации о кооперативной идентичности МКА.
В то же время применительно к российской практике в Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» особо выделены принципы, усиливающие социальную направленность деятельности потребительских обществ:
— добровольность вступления в потребительское общество и выхода из него;
— демократичность управления потребительским обществом, которая проявляется в соблюдении принципа: «один пайщик — один голос», в подотчетности общему собранию общества других органов управления и контроля, в свободном участии пайщиков в выборных органах потребительского общества;
— обязательность уплаты вступительного и паевого взносов;
— взаимопомощь и обеспечение пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды;
Принципы добровольности вступления в потребительское общество и демократичности управления выделены в законе потому, что в условиях советской власти они нарушались: часто вступление граждан в кооператив было принудительным, руководители кооперативных организаций назначались партийными и государственными органами. Развитие демократического общества в современной России требует усиления самодеятельности и самоуправления пайщиков.
Принцип экономического участия членов в деятельности кооперативных организаций дополнен обязательностью уплаты вступительного и паевого взносов. Он направлен на повышение экономического участия пайщиков в деятельности потребительского общества.
В Законе «О потребительской
кооперации...» введены
Принцип ограничения размеров кооперативных выплат пайщикам требует ограничения размеров этих выплат от суммы распределяемой прибыли, полученной потребительским обществом по итогам хозяйственной деятельности за год.
Ограничение кооперативных выплат предусмотрено потому, что основная часть прибыли должна направляться на развитие хозяйственной деятельности потребительского общества с целью укрепления и расширения его деятельности, повышения конкурентоспособности в рыночной экономике, выполнения социальных задач.
Принцип доступности информации о деятельности потребительского общества для всех пайщиков способствует развитию демократии и повышению доверия пайщиков к руководителям потребительских обществ. Особое значение имеют издание и распространение газеты «Российская кооперация» и информация о кооперации в местной прессе.
Принцип широкого привлечения женщин для участия в органах управления и органах контроля направлен на развитие демократии в потребительской кооперации. Учитывая, что из общего количества работников потребительской кооперации более 60% составляют женщины, а в составе руководителей их удельный вес незначителен, этот принцип весьма актуален.
Удовлетворение культурных потребностей пайщиков — важное направление социальной деятельности потребительской кооперации. В условиях рыночных преобразований из-за недостатка денежных средств значительно уменьшилась деятельность клубов и других учреждений культуры в сельской местности. В то же время многие организации потребительской кооперации продолжают заниматься сохранением и развитием культурных традиций сельского населения: содержат самодеятельные танцевальные и песенные ансамбли, многие из которых получили звание народных. Кроме того, организации потребительской кооперации организуют культурный отдых молодежи в своих предприятиях, юбилейные торжества, встречи с интересными людьми, встречи с заслуженными кооператорами, проводят юбилейные кооперативные праздники, туристические поездки и другие мероприятия.
Следует отметить, что
в настоящее время
В этих условиях организации потребительской кооперации оказывают следующие виды социальной поддержки пайщиков и обслуживаемого населения:
— доставка товаров в отдаленные населенные пункты в районных центрах;
— доставка товаров на дом по заявкам населения, в первую очередь инвалидам и пенсионерам;
— реализация хлеба по цене ниже среднерыночной;
— отпуск товаров в долг пайщикам и населению;
— отпуск товаров в долг учреждениям социальной сферы и предприятиям сельского хозяйства;
— продажа товаров по льготным ценам пайщикам и ветеранам потребительской кооперации;
— обеспечение занятости населения общественно полезным трудом и др.
При любых погодных условиях (в дождь, пургу), по бездорожью работники потребительских обществ доставляют товары в самые отдаленные, труднодоступные и небольшие населенные пункты, в том числе и такие, в которых проживает по 10-15 человек. В этих селах и поселках кооператоры продают товары по тем же ценам, что и в районных центрах. Если у людей нет денег, то во многих случаях товары отпускаются им в долг, потому что потребительская кооперация не может оставить своих пайщиков и обслуживаемое население без продовольственных и других товаров повседневного спроса. Конечно, потребительские общества несут при этом значительные расходы, которые не возьмут на себя частные предприниматели.
В условиях безработицы неизмеримо возрастает роль потребительской кооперации в обеспечении занятости населения, особенно сельского, общественно полезным трудом. Реализация проблемы повышения занятости населения организациями потребительской кооперации возможна в первую очередь посредством создания дополнительных рабочих мест на основе организации небольших кооперативных производственных предприятий (мельниц, крупорушек, маслобоек); открытия магазинов на дому; организации надомного труда по производству отдельных товаров; привлечения населения к заготовкам дикорастущих плодов и ягод, грибов, лекарственных растений; развития разнообразных бытовых услуг; личного подсобного хозяйства, а также других видов деятельности.
Потребительская кооперация стремится использовать свой огромный экономический потенциал для того, чтобы помочь людям заработать средства для удовлетворения материальных и иных потребностей. Большое внимание организации потребительской кооперации уделяют молодежи, особенно сельской, предоставляя ей возможность заниматься общественно полезной деятельностью, обеспечивая получение профессий и организацию культурного досуга.
Таким образом, применение
кооперативных принципов в деят
На последующих уроках потребительская кооперация как крупная социально ориентированная система рыночной экономики будет рассмотрена подробнее.
На научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии», проходивших во всех регионах России в конце 2000 г., Председатель Совета Центросоюза РФ В. Ф. Ермаков предложил схему, которая характеризует потребительскую кооперацию как социально ориентированную систему
В предложенной схеме четко выделена хозяйственная (коммерческая) деятельность потребительской кооперации и показано содержание ее социальной миссии, определяющей особенность потребительской кооперации как социально ориентированной системы.
Таким образом, потребительская кооперация является социально ориентированной системой рыночной экономики. Это подтверждается социальной миссией, основными задачами, ценностями и принципами, реализуемыми в социально-экономической деятельности потребительских обществ и их союзов.
4. Роль кооперативных ценностей и принципов в развитии кооперации до 2010 года
Потребительская кооперация
- социально ориентированная
Политические, демографические, социальные, экономические, технологические и экологические изменения во всем мире и в отдельных странах, в том числе в России происходят на фоне разрушения национальных экономических границ, интернационализации и глобализации экономики.
При выборе стратегии развития следует учесть историческую тенденцию в предпочтении людей, проявляющуюся во всем мире, жить в общине. Поиск путей развития обеспечил повышенный интерес экономистов, политологов, социологов к кооперации, в первую очередь, к потребительской кооперации как социально ориентированной системе. Кооперация рассматривается как некий третий альтернативный путь развития: не капитализм, не социализм, а социально ориентированная экономика.
Для России любые формы кооперации имеют большое значение, поскольку в менталитете ее народов социальность (общинность) является одной из основных черт. Кооперация - институт малых форм хозяйственной жизни, взаимной поддержки предпринимателей малого бизнеса. Кооперация (производственная, сельскохозяйственная, потребительская) пришла на смену общине именно потому, что она, не нарушая российских традиций и менталитета, способна решать не только экономические, но и социальные задачи.
Социально-экономическая политика потребительской кооперации дифференцирована по субъектам: пайщики, работники, некооперированное население. Развитие системы зависит от того, как она выстраивает свои отношения с этими категориями населения, как соблюдает баланс интересов, обозначает приоритеты.
Отношения с пайщиками. Уставная цель потребительской кооперации - удовлетворение материальных и иных потребностей пайщиков. Пайщик - основной субъект потребительской кооперации, социальная база системы, экономическая опора, главное конкурентное преимущество.
Если любой другой хозяйственник ищет свою нишу на рынке, то у потре6ителъской кооперации она исторически определена, следует только сохранить своего пайщика в качестве покупателя, сдатчика, кредитора. Ни один из других субъектов рынка не имеет такого конкурентного преимущества. Задача - потенциальное конкурентное преимущество превратить в реальное. Этот резерв еще недооценивается. Пайщик воспринимается как субъект, которого надо спонсировать, а не как экономический партнер.
К сожалению, во многих кооперативах думают иначе: разбогатеем, тогда будем вкладывать в пайщика больше средств. При такой психологии есть опасность перерождения кооперации в коммерческую организацию. Не надо пайщику ничего давать просто так, ему надо платить за экономическое партнерство, за то, что он купил товары в кооперативных магазинах, сдал им продукцию своего подворья, дал взаймы свои сбережения для пополнения оборотных средств.
С пайщиком должны быть налажены нормальные взаимовыгодные экономические отношения. Чем больше его экономическое участие в товарообороте, закупках, формировании оборотных средств, тем больше он должен получить в форме кооперативных выплат. И в этом случае каждая организация станет, заинтересована в увеличении численности пайщиков.
Увеличение числа пайщиков,
их экономическое и
• восстанавливаются принципы и нормы кооперативной демократии;
• растут масштабы оборота розничной торговли за счет покупок пайщиков;
• возрастают объемы закупок сельскохозяйственных продуктов, сырья, дикорастущих от пайщиков, а, следовательно, объемы переработки и производства;
• увеличиваются ресурсы торговли за счет продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности, сельского хозяйства, народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;
• пополняются оборотные средства кооперативных организаций за счет заемных средств пайщиков, паевого фонда в результате вступления новых членов, а также увеличения паевого взноса. Потребительская кооперация, созданная пайщиками и служащая