Коопераативные ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть основную общественно-массовую деятельность потребительской кооперации
Задачи курсовой работы рассмотреть:
Основная общественно-массовая деятельность потребительской кооперации, цели, задачи, конкретные преимущества;
Кооператив как хозяйственное предприятие;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Основные кооперативные ценности……………………………………..6
2. Основные кооперативные ценности…………………………………….11
3. Реализация кооперативных принципов…………………………………21
4. Роль кооперативных ценностей и принципов в Концепции развития кооперации до 2015 года…………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………34
Список используемых источников……………………………………………..36
Приложения

Файлы: 1 файл

Текст.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

пайщикам для удовлетворения насущных потребностей, должна каждодневно стремиться создавать все условия для роста благосостояния своих членов). Сельские жители должны стремиться стать членами кооператива, видя реальные позитивные результаты от экономического сотрудничества с потребительским обществом.

Сохранение и (или) приумножение численности пайщиков должно расцениваться как главный итог реализации социальной миссии и как главный резерв экономического развития кооперативных организаций.

Ценности и принципы потребительской кооперации нашли  свое отражение в  концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 г.

Она формулирует в качестве одной из важнейших задач - развитие местных рынков регионов путем увеличения предложения товаров за счет продукции собственного производства, расширения ассортимента, увеличения доли непродовольственных товаров, товаров индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов, повышения качества товаров и услуг; стимулирование спроса (предоставление товарного кредита, продажа товаров пайщикам со скидкой, по сниженным ценам), увеличения покупательной способности населения за счет выручки за сданную сельскохозяйственную продукцию, сырье, непродовольственные изделия индивидуальной трудовой деятельности.

Таким образом, развитие местных рынков регионов осуществляется потребительскими обществами и союзами  с двух позиций расширения спроса и роста предложения. И этим потребительская кооперация четко обозначила свою роль и место в социальной экономике государства.

Главным условием динамичного  и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлечённых групп: потребителей товаров и услуг - основы экономического развития, 
работников потребительской кооперации - движущей силы системы потребительской кооперации, пайщиков - социальной основы потребительской кооперации.           

 Интересы потребителей  товаров и услуг потребительской  кооперации - это получение доступных  и качественных товаров и услуг.  Интересы работников потребительской кооперации - обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств. Интересы пайщиков - доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации.

Потребкооперация может стать серьёзной силой не только в достижении индивидуальных целей потребителей, работников системы потребкооперации и пайщиков, укреплении их личного благосостояния и социальной защищённости, но и в реализации общегосударственных задач, приоритетных национальных проектов, обеспечении занятости населения, решении проблем продовольственной безопасности страны. Потребкооперация может стать основным проводником (оператором) в реализации государственных задач по замещению импортной продукции продукцией отечественных сельскохозяйственных производителей.

Миссия потребительской  кооперации в России –  участие  в развитии социальной инфраструктуры, в первую очередь на селе, обеспечение  стабильного развития потребительского рынка страны за счёт удовлетворения потребностей и социальной защиты, повышения занятости населения, вовлекаемого в деятельность и обслуживаемого потребительской кооперацией, укрепление безопасности России в сфере продовольственного обеспечения.

В Концепции определены цели развития потребительской кооперации:

- сохранение и развитие  потребительской кооперации как  единой, мощной и самобытной системы;

- укрепление и усиление  позиций на традиционных рынках;

- укрепление позиций  в сельских поселениях на уровне  районных центров и центральных усадеб, развитие и конкуренция на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях, выход на рынки городов, в том числе крупных;

- модернизация и интеграция  в инновационную экономику;

- интеграция в решение  общегосударственных проблем, в  том числе повышения благосостояния сельского населения, развитие на основе эффективного взаимодействия с государственными институтами.

В Концепции учитывается анализ данных статистического наблюдения развития регионов России, в том числе данных о потребительской кооперации. Реализация Концепции предполагает системность и программный подход: каждое положение (группа положений) Концепции должно быть реализовано в конкретной программе, проекте или совокупности проектов, основанных на анализе исходной ситуации и содержащих систему мер и мероприятий для достижения целей и решения задач, определённых Концепцией.

Общие задачи, на решение  которых направлена Концепция, заключаются в следующем.

1.     Формирование и реализация опережающей наступательной стратегии потребительской кооперации, для реализации которой в настоящее время складываются необходимые условия:

ограничение импорта  и мировые тенденции к росту  цен на сельскохозяйственную продукцию, повышение внимания к безопасности России в сфере продовольственного обеспечения раскрывают рынок для отечественных производителей. Потребительская кооперация имеет реальные возможности восстановить заготовительную деятельность в крупных масштабах, значительно увеличить объёмы собственного производства (в частности по социально значимым продуктам питания), создать единую операционную цепочку: производство сельскохозяйственной продукции и заготовки - переработка - торговля. При этом особое внимание следует уделить отечественным традициям производства качественных натуральных продуктов, восстановлению и развитию культуры их потребления, взамен дешёвых и, как правило, некачественных импортных суррогатов. Потребкооперация в состоянии обеспечить растущий рынок продукции эксклюзивного (домашнего) качества, которая может быть востребована наиболее взыскательными потребителями в торговой сети и предприятиях общественного питания;

более полное самостоятельное  обеспечение товарными ресурсами  поможет организациям потребительской кооперации снизить влияние негативных изменений на товарных рынках, позволит удерживать цены на приемлемом уровне, сохранить и расширить сферу влияния кооперативной торговли в районных центрах, вернуть и укрепить ранее утраченные позиции на городских рынках. Каждая кооперативная организация должна не пассивно приспосабливаться к изменившемуся рынку, а активно влиять на него, завоёвывать новые (стратегические) позиции. При этом вероятны кардинальные перемены в организационной структуре, ценовой и ассортиментной политике, устранение убыточности и другие качественные преобразования.

2. Модернизация структуры  управления с ориентацией на  экономический рост и повышение эффективности, т.к. отсутствие интеграции организаций потребкооперации в систему, основанную на единых экономических и социальных интересах, не способствует повышению эффективности работы в целом.

3.     Меры по предотвращению банкротств кооперативных организаций. Для своевременного выявления признаков и причин неплатёжеспособности и банкротства, оказания помощи в разработке антикризисной программы и реализации мер по оздоровлению необходим систематический мониторинг финансового состояния организаций потребительской кооперации с целью выделения неформальных признаков несостоятельности (банкротства), системы критериев банкротства, ключевых показателей. Это потребует повышения общей юридической и финансовой грамотности руководящего звена, работников финансово-экономических и юридических служб.

4.     Для повышения интенсивности развития и снижения рисков потери доходов меры по повышению инвестиционной привлекательности организаций в рамках реализации инвестиционных программ потребительской кооперации разного уровня. При этом программы должны включать систему мер по защите организаций потребительской кооперации при привлечении инвестиционных ресурсов.

5.     Внедрение новых методов работы в области анализа, планирования, контроля и стимулирования с целью обеспечения оптимизации налоговых платежей, развития социальной сферы и защиты социально-экономических интересов пайщиков. Необходимо широко использовать современные технологии управления финансами, активно внедряя в практику хозяйственной деятельности системы потребительской кооперации инструменты финансового менеджмента, антикризисного управления в целях обеспечения устойчивого экономического роста и сбалансированного социального развития.

6.     Работа с пайщиками по сохранению и приумножению их численности. Это направление деятельности должно расцениваться как один из основных резервов экономического развития организаций потребительской кооперации. Увеличение числа пайщиков, их экономическое и организационное участие способствуют:

восстановлению принципов  и норм кооперативной демократии;

росту масштабов за счёт укрепления взаимодействия с пайщиками  как участниками заготовительной  деятельности и лояльными покупателями товаров кооперативных торговых сетей;

росту объёмов закупок  сельскохозяйственной продукции и  дикорастущего сырья, и, следовательно, объёмов переработки и производства;

увеличению ресурсов торговли за счёт продукции пайщиков, индивидуальной трудовой деятельности, народных промыслов, охоты, рыболовства, звероводства;

пополнению основных и оборотных средств кооперативных  организаций за счёт паевого фонда в результате вступления новых членов, увеличения паевого взноса, а также заёмных средств пайщиков, вовлечения пайщиков в инвестирование организаций потребительской кооперации.

7.     Полномасштабное развитие кадрового потенциала всей системы потребительской кооперации.

8.     Интеграция в международную систему организаций потребительской кооперации (Международный кооперативный альянс, Еврокооп и другие).

9.     Развитие информационного обеспечения деятельности потребкооперации, в том числе популяризация кооперативных идей и деятельности потребкооперации через средства массовой информации.

10.  Стимулирование платёжеспособного спроса населения и активизации производства в сельской местности посредством развития финансирования сельского населения, реализация программ микрофинансирования.

Таким образом, Сила и значимость кооперации в том, что она выступает как модель самоорганизации населения, является уникальной организацией, порожденной самой жизнью как путь борьбы с бедностью. Она берет на себя функцию государства - социальную защиту населения.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из проделанной работы, можно сделать несколько выводов:

1.Потребительская кооперация является частью социально

экономической инфраструктуры, поскольку способствует развитию социальной сферы села и достижению более высокого уровня жизни сельского населения посредством согласованного взаимодействия хозяйствующих субъектов во всей воспроизводственно-технологической цепочке. Это, в свою очередь, создает предпосылки для сбалансированного функционирования потребительской кооперации и экономики страны в целом, а также отдельных ее отраслей и структурных подразделений.

2. Предпосылками развития современной потребительской кооперация являются: во-первых, проверенные историческим опытом и временем кооперативные принципы и ценности; во-вторых, наличие совокупности личных, экономических, социальных и других потребностей членов-пайщиков в товарах и услугах, а также обслуживания экономических интересов объединившихся товаропроизводителей и достижения определенных выгод для ее участников; в-третьих, возможность реализации социальной миссии за счет ресурсов кооперативного предпринимательства.

3.Социальная миссия  современной потребительской кооперации  в России заключается в создании условий для решения социально-бытовых проблем и снижения социальной напряженности в обществе за счет развития как традиционных для нее отраслей (торговля, заготовки, переработка сельхозпродукции, бытовые услуги, кооперативная промышленность, подсобные хозяйства), так диверсифицированных видов деятельности(освоение новых производств, изменение организационных форм, расширение зон обслуживания, использование рыночных методов инвестиционной деятельности и др.).

4.Развитие организационных  форм потребительской кооперации  в составе российского АПК идет в направлении создания таких конструктивных элементов, как: обеспечение правовой регламентации хозяйственной деятельности кооперативного предприятия; включение данного производства в систему единого экономического пространства АПК; организационное закрепление управления технологическими, кадровыми, финансовыми процессами; увязка системы внутренних и внешних взаимоотношений участников кооперативного процесса; регламентация механизма взаимодействия профессионального и общественного управления.

5.Определяющими во  внешней среде для развития  потребительской кооперации являются  факторы: наличие отраслей специализации АПК; насыщенность рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия ;финансово-экономические возможности пайщиков и населения; совокупный платежеспособный спрос на продукцию и услуги потребительской кооперации в сельской местности; экономический потенциал региона в целом. Действия этих факторов обусловливает необходимость применения ситуационного анализа среды при выработке форм и моделей кооперативных формирований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. Введена в действие с 25 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть 1): от 30.11.1994 №51 – Ф.З.
  3. Закон РФ «О потребительской кооперации потребительских обществах, их союзах) Российской Федерации». Федеральный закон  от 21.03.2002 №31-ФЗ.
  4. Концепця развития потребительской кооперации до 2015 года.
  5. Абова Т.Е. Производственные кооперативы в России. Правовые  проблемы теории и практики.- М., 2004.
  6. Белов А.С. Теория потребительской кооперации – М., 2005.
  7. Буздалов И.Р. Кооперация и рынки. - М., 1990.
  8. Вахитов В. И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие. М., 2010.
  9. Кочкарова З.Р., Кочкаров Р.Х. Трансформация кооперации в современном условиях модернизации экономики сельского хозяйства. Ставрополь, 2006.  
  10. Кущетеров Р.М., Кравченко, И.Н., Газарян, Ю.В. Кооперативное движение. Ставрополь,2005
  11.    Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов высших и средних кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 – с.310.
  12. Медведева А. А. Организация системы кредитной кооперации в России и за рубежом / Обзорная информация. - М.: ВНИИТ, 2003.
  13. Теплова Л.Е. Кооперативное движение. - М., 2003.
  14. Теория кооперации //Под ред. А.П.Макаренко, А.И.Крашенинникова, А.В. Кизилевич - М., 1998.
  15. Храмцова Т.Г. Потребительская кооперация. Методология оценки социально-экономического потенциала – Новосибирск, 2007. – 327 с.
  16. Шкляр М.Ф. Кредитная кооперация. Учебное пособие. - М., 2004.
  17. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. М., 1925 (Репринтное воспроизведение этого издания в 1989 г.).

Информация о работе Коопераативные ценности