Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
- изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
- изучение функций и видов цен в экономике;
- рассмотрение основных этапов ценообразования;
- выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Цена как экономическая категория…………………………………..5
1.1. Основные теоретические подходы к определению сущности цены…….5
1.2. Функции цены в экономике……………………………………………….10
1.3. Виды цен……………………………………………………………………14
Глава 2. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………..18
2.1. Этапы ценообразования……………………………………………………18
2.2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции……………….23
2.3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции…………….25
Глава 3. Ценообразование в российской экономике………………………….29
3.1. Функции и проблемы отечественного рынка……………………………..29
3.2. Особенности ценообразования в российской экономике………………...31
3.3. Государственное регулирование процесса ценообразования в России…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40
2.3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок. Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка. Большую роль при этом играют реклама изделия, присвоение товарам марочных наименований.
В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.
Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.
В условиях олигополистической
конкуренции применяется
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм.
Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию.
Поскольку монопольное предприятие сосредоточило в своих руках весь выпуск продукции, кривая спроса предприятия совпадает с кривой спроса отрасли, и монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержания высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации (рисунок 4) [18, с. 17].
P
A
P1
B
P2
0 Q
Q1 Q2
Рисунок 4 ― Выбор монополиста
между снижением цен и
Площадь P1AQ1О – валовой доход от реализации Q1 объема продаж; P2BQ2О – валовой доход от реализации Q2 объема продаж. С увеличением объема производства с Q1 до Q2 валовой доход возрастает на величину площади FBQ2Q1 и одновременно уменьшается на Р1АFР2.
Таким образом, при определении, как установить объем выпуска, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за снижения цены).
Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют [20, с. 55]:
- по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;
- по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
- по территориальному принципу – товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;
- по времени – цены
на товар и услуги различны
по сезонам, месяцам, дням
Стратегия множественных
цен основана на том, что фирма-монополист
назначает для каждой группы покупателей
максимально высокую цену. Однако
в некоторых развитых странах
эта стратегия запрещена
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим - на высококонкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие исследования необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Глава 3. Ценообразование в российской экономике
3.1. Функции и проблемы отечественного рынка
Воздействие рынка на
повышение эффективности
Рынок – достаточно эффективная система. Однако возможности его не безграничны. Это заставляет отменить несовершенства рынка.
Рынок, отбирая только сильных производителей и квалифицированную рабочую силу, остается безжалостен к слабым и социально незащищенным слоям населения, приводя к социальному расслоению общества и к социальной напряженности, которую он в краткосрочной перспективе не способен сгладить [12, с. 39].
3.2. Особенности ценообразования в российской экономике
Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей на основе экономической
свободы, конкуренции
и частной инициативы. В социальной
рыночной экономике такие
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения президент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой политики и законодательства РФ о ценообразовании.
Политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществление регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением [3, с. 111].
Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисциплины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятельности в порядке, предусмотренном антимонопольным законодательством.
В структуре органов исполнительной власти предусматриваются органы, формирующие и реализующие политику цен. На федеральном уровне – это правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство экономики РФ и входящий в его состав Департамент цен.
Будучи центральным
органом федеральной
- разработка предложений по проведению единой в стране государственной политики цен;
- совершенствование механизма ценообразования с целью повышения действенности цен в развитии рыночных отношений, структурной перестройке в народном хозяйстве, решении социальных проблем;
- систематический анализ процессов ценообразования в отраслях народного хозяйства и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию государственной политики цен;
- совершенствование порядка установления и применения регулируемых рыночных цен, разработка прогнозов динамики цен в народном хозяйстве и в отдельных отраслях;
- регулирование цен на продукцию предприятий монополистов;
- осуществление контроля за соблюдением законодательства по ценообразованию и государственной дисциплины цен хозяйствующих субъектов;
- методическое руководство органами ценообразования;
- изучение и обобщение опыта ценообразования в зарубежных странах и государствах СНГ.
На уровне субъектов Российской Федерации вопросами ценообразования занимаются законодательные и исполнительные органы соответствующих субъектов Федерации, органы местного самоуправления. В исполнительных органах субъектов Федерации имеются специализированные подразделения по проведению ценовой политики – управления или комитеты по ценовой политике, при правительстве г. Москвы – управление ценовой и налоговой политики.