Координирующая роль цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
- изучение цены как экономической категории с точки зрения различных теоретических подходов;
- изучение функций и видов цен в экономике;
- рассмотрение основных этапов ценообразования;
- выявление различий в ценообразовании в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Цена как экономическая категория…………………………………..5
1.1. Основные теоретические подходы к определению сущности цены…….5
1.2. Функции цены в экономике……………………………………………….10
1.3. Виды цен……………………………………………………………………14
Глава 2. Ценообразование в условиях совершенной и несовершенной конкуренции……………………………………………………………………..18
2.1. Этапы ценообразования……………………………………………………18
2.2. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции……………….23
2.3. Ценообразование в условиях несовершенной конкуренции…………….25
Глава 3. Ценообразование в российской экономике………………………….29
3.1. Функции и проблемы отечественного рынка……………………………..29
3.2. Особенности ценообразования в российской экономике………………...31
3.3. Государственное регулирование процесса ценообразования в России…35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………...40

Файлы: 1 файл

Координирующая роль цен.doc

— 224.00 Кб (Скачать файл)

Органы ценообразования  субъектов Федерации (республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, г. Москвы и Санкт-Петербурга) ведут большую работу по ценообразованию: осуществляют регулирование цен на местных рынках РФ; обеспечивают реализацию на местном рынке политики и законодательства по ценообразованию; устанавливают на своей территории за счет средств местного бюджета фиксирование и регулирование цен на отдельные социально значимые товары, изготовляемые и реализуемые на местном рынке; осуществляют контроль за ценами.

Основные направления  государственной ценовой политики в России: во-первых, последовательное проведение либерализации цен и тарифов. Причем либерализация цен должна быть увязана с развитием конкуренции на товарных рынках России. Последнее является условием повышения эффективности рыночной экономики.

Во-вторых, осуществление  государственного регулирования цен  и тарифов в отраслях, относящихся  к естественным монополиям. В этих отраслях развитие конкуренции невозможно или неэффективно. Поэтому, чтобы предупредить со стороны субъектов естественных монополий завышение цен и тарифов на свою продукцию и сокращение объемов производства, нужно государственное регулирование. Правительство Российской Федерации принимает решения о введении государственного регулирования, осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов России по регулированию цен, утверждает перечни продукции, цены на которую на внутреннем рынке подлежат регулированию, и пересматривает их по мере необходимости [11, с. 12].

В настоящее время  разграничена компетенция в регулировании цен между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Так, на федеральном уровне сохраняется регулирование цен и тарифов в электроэнергетике, газораспределительной сети, на железнодорожном транспорте, на основные услуги связи, учитывая естественную монополию этих отраслей, а также на продукцию, закупаемую исключительно или преимущественно государством.

Политика регулирования  цен в сфере естественных монополий  является важнейшим условием для поддержания низкого уровня инфляции в промышленности и создания условий для экономического роста – повышения конкурентоспособности отечественной продукции путем снижения затрат на производство.

На продукцию, товары и услуги локальных, то есть местных, естественных монополий государственное регулирование цен и тарифов осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации. Сюда относятся электро- и теплоэнергия, отпускаемые региональными энергоснабжающими организациями (тарифы регулируются региональными энергетическими комиссиями), газ природный и сжиженный, реализуемый населению, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, коммунальные услуги (водоснабжение и канализация), услуги почтовой и электрической связи по утвержденному перечню, торговые надбавки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.

Права органов исполнительной власти в части регулирования  цен в значительной степени увязаны с возможностями их бюджетов.

Расширение прав предприятий  по самостоятельному установлению цен  и тарифов происходит с одновременным использованием экономических рычагов воздействия на цены, имеющихся в распоряжении исполнительной власти (налоги, льготные кредиты, арендная плата и т.д.), с тем, чтобы не допускать их необоснованного завышения, полнее учесть платежеспособный спрос населения и возможности бюджета [11, с. 13].

 

 

 

 

 

 

3.3. Государственное регулирование процесса ценообразования в России

 

Государственное регулирование  цен имеет своей главной целью защиту экономики, а также населения от стихийных проявлений экономических законов рыночной экономики. Как бы не утверждалось о преимуществах свободного ценообразования, однако вся история развития рыночной экономики в промышленно развитых странах свидетельствует о том, что без вмешательства государства в управление экономикой и ценами невозможно добиться нормального сбалансированного развития народного хозяйства. Об этом свидетельствует и современная практика ценообразования в странах с развитой рыночной экономикой. Примером таких стран являются США, Япония, Франция, Финляндия и ряд других.

Что касается России, то можно с достаточной уверенностью утверждать, что розничные цены на многие товары государством не регулируются и они постоянно растут, особенно на продукты высокого качества и медикаменты высокой эффективности, что делает их недоступными для основной массы населения.

Государственное регулирование  цен - это метод управления ценами со стороны государства. В настоящее время ценообразование в России носит во многом стихийный характер, что является одной из основных причин относительно высокого уровня инфляции и роста цен. Между тем, ценообразование является весьма важным и эффективным элементом рыночного механизма, умело пользуясь которым можно успешно решать многие экономические и социальные проблемы.

В настоящее время  в РФ вопросами ценообразования  занимаются много органов. К ним  относятся: органы ценообразования  Минэкономразвития РФ, Федеральная  служба по тарифам, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба [8, с. 237].

Государственное регулирование  цен осуществляется по нескольким основным направлениям. Законодательным путем  ограничиваются попытки сговора  о ценах и установления фиксированных  цен производителями товара, представителями оптовой и розничной торговли. Независимо от того, насколько «обоснованы» эти фиксированные цены, они признаются незаконными. Предприниматели, их установившие, строго наказываются, а на компании налагаются огромные штрафы. Такие нарушения получили название «горизонтальное фиксирование цен».

Во избежание подозрения в подобных нарушениях закона предприниматели  не должны: консультироваться или  обмениваться информацией с конкурентами о ценах, скидках, условиях реализации и кредита; подвергать осуждению цены, надбавки и издержки каких-либо фирм на профессиональных отраслевых собраниях; договариваться с конкурентами о временном сокращении производства с целью поддержания высоких цен. Исключение составляет договоренность о ценах, достигнутая под наблюдением уполномоченного государством органа власти.

Нарушением, преследуемым законом, является также «вертикальное  фиксирование цен». Оно проявляется  в том, что производители или  оптовая торговля требуют продажи  своего товара по конкретным ценам, контролируя таким образом розничные цены.

Государство запрещает  и ценовую дискриминацию, если она  наносит ущерб конкуренции. Так, производители и оптовые торговцы обязаны предлагать свой товар разным покупателям – участникам каналов  сбыта на одних и тех же условиях. Ценовая дискриминация допустима лишь в отношении товаров различного качества, однако в этом случае от производителя требуется доказательство того, что в ценах строго учтены качественные различия [13, с. 246].

Государство также принимает меры по защите мелких магазинов от нечестной ценовой конкуренции со стороны более крупных. Запрещено продавать продукцию по ценам ниже ее себестоимости с целью привлечения покупателей и устранения конкурентов. Оптовые и розничные торговцы должны реализовать продукцию по ценам, включающим издержки и фиксированный процент к ним, а также покрывающим накладные расходы и прибыль. В особенности это относится к таким товарам, как хлеб, молочные продукты, спиртные напитки.

По официальным данным в результате проведенного территориальными управлениями ФАС России мониторинга ценообразования на рынке тепловой энергии в 2010 г. выявлено следующее [12, с. 41]:

- в 57 регионах не выявлено нарушений в процедурах ценообразования на рынке тепловой энергии;

- в 6 регионах (Московской, Нижегородской, Рязанской, Свердловской, Томской областях, Республике Удмуртия) регионах выявлены признаки нарушения пункта 1 статьи 5 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», а именно нарушения установленного порядка ценообразования на рынке тепловой энергии, в том числе при расчете платы за тепловую энергию приобретаемую жилищными организациями, конечным потребителем которой является население.

В большей части субъектов  РФ процедура ценообразования соответствует законодательно установленным нормам. Также необходимо отметить факт, что в подавляющем большинстве регионов при тарифообразовании не применяется дифференциация по группам: «население» и «жилищные организации», что исключает возможности нарушений при применении тарифов при расчетах с жилищными организациями.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В условиях рыночной экономики  цена является одним из наиболее важных показателей, существенно влияющих на финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что от уровня цены зависит величина прибыли коммерческой организации, конкурентоспособность предприятия и его продукции. Цена является важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служит ориентиром принятия хозяйственных решений.

Цена влияет на характеристики товара, методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторы влияют на цену. Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скорее создает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различные товары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем, как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар, исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.

В условиях рынка ценообразование является сложным процессом, подверженным воздействию многих факторов. Выбор общей ориентации в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций фирмы осуществляется в рамках маркетинга.

Установление цены –  один из важных элементов маркетинга, прямо воздействующий на сбытовую деятельность, поскольку уровень и соотношение цен на отдельные виды продукции, особенно на конкурирующие изделия, оказывают определяющее влияние на объемы совершаемых клиентами закупок. Цены находятся в тесной зависимости со всеми составляющими маркетинга и деятельности фирмы в целом. От цен во многом зависят реальные коммерческие результаты, а верная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное воздействие на положение фирмы на рынке.

Окончательная цена зависит  от многих факторов: различные виды рекламы, скидки покупателям, оборот, доставка, кредитование покупателя и другие формы оплаты, место в объеме продаж (наиболее пользующийся спросом), необходимость в разбивке партии товара, наличие у данного товара торговой марки (фирменная или нет) организационные расходы, и, конечно же, фактическая себестоимость товара.

Государственное регулирование  также оказывает значительную роль в формировании цен. В России законодательным  путем ограничиваются попытки сговора  о ценах и установления фиксированных  цен производителями товара, представителями  оптовой и розничной торговли, а также запрещается ценовая дискриминация, если она наносит ущерб конкуренции.

Государственное регулирование  цен необходимо для предотвращения:

- инфляции роста цен  при устойчивом дефиците;

- монополизма производителей;

- резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо.

Принятый в Российской Федерации Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках» направлен  на пресечение любого вида монополизма  в народном хозяйстве. Он создает  широкие возможности для развития предпринимательской деятельности в условиях конкуренции, свободной борьбы за потребителя с проявлением гибкости в ценах, качестве, сроках, при повышенном внимании к покупателю.

Таким образом, прежде чем установить окончательную цену, фирма должна выбрать метод ценообразования, учесть степень государственного регулирования, издержки производства, уровень и динамику спроса, характер конкуренции, потребности оптовых и розничных торговцев. Т.е. успех фирмы зависит от грамотного анализа всех ценообразующих факторов и правильного выбора ценовой политики.

Список использованной литературы

 

  1. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (в ред. от 09.10.2002 N 122 -ФЗ).
  2. Агапова И.И. История экономической мысли: учебно-практическое пособие. - М.: ЭКМОС, 2006. – 248 с.
  3. Амосов А.И. Ценообразование и социально-экономическая политика в России // Экономика и математические методы. - 2008. - №7. - С.111-118.
  4. Бакалавр экономики: Хрестоматия в 3-х томах. Т. 2. / Под общ. ред. В.И. Видяпина. - М.: Триада, 2009. - 1050 с.
  5. Баликаев В.З., Ковалев В.А., Семенихина В.А. Курс общей экономической теории: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 2006. – 348 с.
  6. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. - М.: Новая волна, 2006. – 516 с.
  7. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Микроэкономика. - М.: ПИТЕР, 2006. – 367 с.
  8. Герасименко В.В. Ценообразование: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 427 с.
  9. Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006. – 544 с.
  10. Емцов Р.Г., Лунин М.Ю. Микроэкономика. - М.: Дело и Сервис, 2005.- 323 с.
  11. Жилкина М.С. Финансовые, кредитные и страховые инструменты государственного регулирования экономических процессов // Финансовый бизнес. - 2007. - №1. - С. 11-19.

 

 

  1. Колесников Ю.А. Основы государственной политики в сфере регулирования экономической деятельности в Российской Федерации // Финансы и право. - 2007. - №1. - С. 39-42.
  2. Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. - 2-е изд. - М.: Дело и Сервис, 2007. - 832 с.
  3. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 2006. – 559 с.
  4. Максимова В.Ф. Рыночная экономика: Учебник. В 3 т. Т.1. Теория рыночной экономики. Часть I. Микроэкономика. - М.: СиминтЭк, 2006. – 436 с.
  5. Мэнкью Н. Г.  Принципы экономикс. - М.: ПИТЕР, 2005. - 623 с.
  6. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 357 с.
  7. Салимжанов И.К. Конкуренция и ценообразование // Финансы. - 2009. - №9. - С. 16-19.
  8. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы. - 2009. - №7. - С. 68-70.
  9. Салимжанов И.К. Ценовая политика организации // Финансы. - 2010. - №8. - С. 55-58.
  10. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. В.Е. Есипова. -4-е изд. - СПб.: Питер, 2007. – 560 с.
  11. Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: Финстатинформ, 2007. - 304 с.
  12. Цены и ценообразование: Учебное пособие / Под ред. И.А. Желтякова, Г.А. Маховиковой. - СПб: Питер, 2008. – 112 с.
  13. Шуляк П.Н. Ценообразование: учебно-практическое пособие. - 8-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2008. - 192 с.
  14. Экономическая теория: В 3 ч. Ч. 3 Макроэкономика: Учебное пособие / Под ред. В.В. Седова. – М.: Экзамен, 2006. – 120 с.

Информация о работе Координирующая роль цен