Корпорации: понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Все чаще и чаще мы встречаем в нашей жизни такие слова как корпорации, холдинги и т.д. Первые корпорации были публичными образованиями и выполняли публичные цели. На сегодняшний день, корпорация является наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства.
Выбор этой темы обусловлен тем, что в России последние 5-6 лет корпорации демонстрируют впечатляющие темпы развития. Проблему специфики корпораций я считаю актуальной на сегодняшний день, так как в современных условиях корпорации являются более распространенной формой организации крупного предпринимательства. В условиях обострения кризисных ситуаций в мировой экономике проблемы развития корпораций приобретают особую значимость. Корпорации заметно влияют на экономическое развитие, как всей мировой экономики, так и отдельных ее элементов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОРПОРАЦИЙ 5
1.1Понятие и сущность корпорации 5
1.2 Основные этапы развития и виды корпорации 11
2. РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ 20
2.1.Транснациональные корпорации: понятие, признаки, причины 20 возникновения, история становления
2.2 Тенденции и перспективы развития транснациональных 24 компаний в российской экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                     С.                                                      ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3                               

1.  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОРПОРАЦИЙ                                             5                                                        

1.1Понятие и сущность корпорации                                                                         5

1.2 Основные этапы развития и виды корпорации                                                  11

2.  РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ                               20

2.1.Транснациональные корпорации: понятие, признаки, причины         20                                        возникновения, история становления

2.2 Тенденции и перспективы развития транснациональных                     24                                            компаний в российской экономике                                                                                                                 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          29              

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                  31          

                                                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

          Все чаще и чаще мы встречаем в нашей жизни такие слова как корпорации, холдинги и т.д. Первые корпорации были публичными образованиями и выполняли публичные цели. На сегодняшний день, корпорация является наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства. 

Выбор этой темы обусловлен тем, что в России последние 5-6 лет корпорации демонстрируют впечатляющие темпы развития. Проблему специфики корпораций я считаю актуальной на сегодняшний день, так как в современных условиях корпорации являются более распространенной формой организации крупного предпринимательства. В условиях обострения кризисных ситуаций в мировой экономике проблемы развития корпораций приобретают особую значимость. Корпорации заметно влияют на экономическое развитие, как всей мировой экономики, так и отдельных ее элементов.

Одновременно с этим национальная экономика становится важнейшим условием развития корпораций и всей системы транснациональных хозяйственных отношений.

Актуальность исследования особенностей развития и экономической природы корпораций проявляется в том, что они выступают крупнейшими налогоплательщиками, работодателями, импортерами валюты, потребителями инвестиционных товаров и услуг.

Исследования, проверенные в сфере корпораций, достаточно разнообразны и многоаспектны. Проанализировав множество работ о корпорациях можно сложить различные понятия корпораций, огромное количество их видов и разнообразную экономическую природу.

Цель моей работы – это изучение и анализ понятия корпорации.                                     Исходя из цели, определены следующие задачи:

• изучить и проанализировать литературу по теме;

• рассмотреть понятие корпорации и ее признаки;

• рассмотреть виды корпоративных объединений;

• изучить экономическую природу корпораций;

•        рассмотреть формы организации корпораций в России.

Объектом исследования данной курсовой работы являются – корпорации.     

Предметом исследования данной работы являются разновидности корпораций и их сущность.

Информационно-методологической базой исследования стали материалы, опубликованные в научной литературе, а также источники Интернета. Методологическую базу данной работы составляют такие общенаучные методы, как логический, сравнительный и системный.

Структура работы. Поставленная цель, задачи и используемые методы исследования обусловили структуру данной курсовой работы. Она состоит из введения, четырех параграфов, объединенных в две главы, заключения и списка использованных источников.

 Во введении обосновывается  актуальность темы курсовой работы, ставятся цель и задачи исследования, а также определяются предмет и объект данной темы. Первая глава «Экономическая природа корпораций» посвящена общему понятию и видам корпораций, признакам и факторам их развития.

 Во второй главе «Развитие корпораций в России и Зарубежом» рассматриваются транснациональные корпорации: понятие, признаки, причины возникновения, а также история их становления. Кроме этого, говорится о тенденциях и перспективах развития транснациональных компаний в российской экономике.

В заключении подводятся общие итоги работы и формулируются выводы.

 

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОРПОРАЦИЙ                                     

1.1 Понятие и сущность корпорации

Как показывает практика стран с развитой рыночной экономикой, корпорация - наиболее распространенная форма организации управления крупным производством. Это - организация или союз организаций, созданных для защиты каких-либо интересов и привилегий участников и образующих самостоятельное юридическое лицо. Основы корпоративного законодательства устанавливают за корпорацией право действовать на правах юридического лица независимо от своих владельцев. Корпорация может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д., причем отдельные акционеры не несут никакой ответственности за ее действия. Юридически независимое существование корпорации необходимо чтобы компания могла нормально функционировать при наличии огромного числа индивидуальных акционеров.

        Современная корпорация - это, как правило, материнская компания, с целой сетью дочерних обществ, отделений, филиалов, агентств и прочих хозяйственных образований, имеющих различный юридический статус и разную степень хозяйственно-оперативной самостоятельности 1. Поэтому принципиальное значение для деятельности корпорации имеют формы и методы управления ею. Акционеры не руководят компанией непосредственно. Вместо этого они делегируют такое право президенту (генеральному директору), однако при этом оказывают влияние на его решения различными путями и, главным образом, посредством своего права голоса. Акции корпоративной собственности обычно являются также голосующими акциями. Акционеры избирают совет директоров, который контролирует деятельность исполнительного органа.

      

 

____________                                                                                                                                                                                                                                                          1Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. 8-е изд. -СПб.: Питер, 2010. -208с.

        Одной из важнейших особенностей большинства корпораций является тот факт, что их акции могут свободно продаваться и покупаться на рынке3. Корпорации способствуют решению двух фундаментальных проблем рыночной экономики:

1. Привлечение капитала под крупные инвестиции.

2. Диверсификация и распределение риска.

       В современных условиях определяющей тенденцией в управлении корпорациями становится применение как традиционных, линейно-функциональных и других структур, так и современных форм, предусматривающих переход от централизованного руководства к децентрализованным системам управления. Основные черты этого процесса: организация в компаниях отделений по видам выпускаемой продукции; введение групповых высших управляющих для координации производственно-хозяйственной деятельности нескольких отделений или компаний; подчинение функциональных органов высшему корпоративному руководству 2.    

        В практике управления корпорациями происходит создание «суперотделений»: объединяются два или несколько отделении, и на их основе создается крупное самостоятельное подразделение корпорации групповой аппарат в высшем звене становится органом, непосредственно управляющим производственно-хозяйственной деятельностью ряда отделений. Корпорация - главная организационно-правовая форма крупного бизнеса. Из примерно 60 млн. фирм, зарегистрированных в мире, лишь 10% - корпорации, однако они производят более половины мирового ВВП. Доля корпораций в российском ВВП еще выше, т.к. малый и средний бизнес развит недостаточно. В 2006-2007 гг. около 50 российских корпораций провели IPO (initial public offering) - первичное публичное размещение своих акций на российских и зарубежных биржах, получив около 40 млрд. долл. - в 6,5 раз больше, чем за десятилетие 1996-2005 гг.  

__________________                                                                                                                                                                                                                                                                             2Арсеньев М. С. "Российский экономический журнал",2010 г. № 12. [Электронный ресурс] URL:  http://www.re-j.ru/archive/2010/4 (дата обращения 05.04.2014)                                                                                                                                           

           Капитализация российского фондового рынка в 2005-2006 гг. выросла более чем вчетверо и в 2008 г. по прогнозу Национальной ассоциации его участников составила 1 трлн., а планы на 2015 г. - 3 трлн. долл. Объем сделок с акциями по прогнозу увеличится в 25-30 раз и достигает 4,6-5,7 трлн. долл., а с корпоративными облигациями в 21-27 раз (до 350-450 млрд. долл.)

Однако лишь 800 корпораций выпустили свои акции в свободное обращение, причем доля этих акций часто составляет лишь несколько процентов акционерного капитала. Активно котируются на биржах акции всего 200-300 корпораций (в Индии - более 10000). Около 38% капитализации фондового рынка в 2007 г. давали всего 50 ОАО. Это значит, что большинство российских корпораций по существу таковыми не являются. Они не проводят листинг (оценку) своих ценных бумаг на бирже, т.к. для этого нужно раскрыть информацию о составе собственников, доходах, финансовых потоках, долгах, перейти на международную систему финансовой отчетности (МСФО). Раскрытие информации резко увеличивает опасность недружественного поглощения, которое проводится с помощью коррумпированных представителей власти. Так, после того, как «Тольятти – азот» - одна из самых успешных химических корпораций отказалась передать контрольный пакет своих акций олигархической структуре, в 2006 г. комбинат подвергся двум сотням налоговых проверок, суд арестовал часть пакета акций корпорации, что позволило бы недружественным миноритарным акционерам получить большинство голосов (в 2007 г. это решение было отменено президиумом Высшего арбитражного суда). Необходимо кардинальное совершенствование корпоративного законодательства, защищающее права учредителей и инвесторов.

Основные идентификационные признаки, позволяющие раскрыть сущность понятия корпорации:

1)    Корпорация как  юридическое лицо;

___________                                                                                                                                         3Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: Учебник / Р.М. Нуреев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2012. - 576 c.

2)    Корпорация как  синоним акционерного общества;

3)  Корпорация как искусственное образование;

4) Корпорация существует на основе договорной теории или теории контрактов.

5)  Корпорация существует на основе широкого подхода к целям деловой организации.

Корпорация – это объединение юридических лиц хозяйствующих субъектов в организацию, представляющую собой структурированную группу членов-участников,  вступающих в согласованные и скоординированные организационно-экономические и управленческие отношения по поводу формирования и использования акционерной  собственности для достижения желаемого результата, как синергетического эффекта интеграционного взаимодействия 4.

         Цели объединения в корпоративные структуры 5:

-  Повышение финансовой устойчивости в рамках интегрированного комплекса;                  - Перемещение накопленного капитала в более перспективные направления деятельности;

- Повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и сохранение эффективного спроса на него;

-  Проведение технического перевооружения на инновационной основе;

-  Вхождение в интернациональный бизнес и на международные рынки;

-  Получение определённых преимуществ в использовании узких сегментов или ниш рынка;

-  Получение разнообразной маркетинговой, консалтинговой и другой помощи;

____________                                                                                                                            4Василевский Т. Л. Налевьева М. А. "Российский экономический журнал", 2009 г.                                                                           5Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. Учебное пособие. - М.: Дело, 2010

        Пути создания корпораций, преимущества и недостатки объединения;

        Пути создания:

      По инициативе государства:

- Преобразование государственных  предприятий в акционерные общества  в процессе приватизации;

Информация о работе Корпорации: понятие, сущность, виды