Корпорации: понятие, сущность, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 14:23, курсовая работа

Описание работы

Все чаще и чаще мы встречаем в нашей жизни такие слова как корпорации, холдинги и т.д. Первые корпорации были публичными образованиями и выполняли публичные цели. На сегодняшний день, корпорация является наиболее распространенной формой организации крупного предпринимательства.
Выбор этой темы обусловлен тем, что в России последние 5-6 лет корпорации демонстрируют впечатляющие темпы развития. Проблему специфики корпораций я считаю актуальной на сегодняшний день, так как в современных условиях корпорации являются более распространенной формой организации крупного предпринимательства. В условиях обострения кризисных ситуаций в мировой экономике проблемы развития корпораций приобретают особую значимость. Корпорации заметно влияют на экономическое развитие, как всей мировой экономики, так и отдельных ее элементов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОРПОРАЦИЙ 5
1.1Понятие и сущность корпорации 5
1.2 Основные этапы развития и виды корпорации 11
2. РАЗВИТИЕ КОРПОРАЦИЙ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖОМ 20
2.1.Транснациональные корпорации: понятие, признаки, причины 20 возникновения, история становления
2.2 Тенденции и перспективы развития транснациональных 24 компаний в российской экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

- Создание новых АО или государственных корпораций со 100% государственной собственностью.

         -  Создание корпорации заново «с нуля».

         Преимущества объединения: концентрация средств, недосягаемая для индивидуальных владельцев, которая позволяет расширить возможности производства продукции и долю на рынке. Снижение удельных затрат на единицу продукции или экономия на затратах как результат масштаба производства. Распределение рисков и ответственности между участниками, что снижает возможные потери каждого.

         Недостатки объединения: потеря финансовой, а иногда и производственной самостоятельности и независимости при объединении компании.

         Отличительные особенности корпорации:

1. Независимое существование  корпорации от собственников  означает, что корпорация как  самостоятельное юридическое лицо  владеет имуществом и распоряжается  результатами своей деятельности. Акционеры или участники корпорации  являются собственниками акций, но не имущества. Акционеры и  корпорация взаимосвязаны, так как  акция даёт право получения  доходов, участие в управлении  и на часть имущества корпорации  при её ликвидации. Акция отражает  обязательственные права. Акционер  не отвечает по долгам а.о. Ответственность акционера ограничена и его потери не могут быть больше, чем он вложил в покупку акций.

2. Особый характер перехода  собственности проявляется через  продажу акций. Акция может переходить  от одного к другому владельцу, но само а.о. не прекращает своего существования, происходит лишь переход доли или пая в стоимостном выражении, а не в натуральном. Так как акция отражает стоимость капитала а.о. приходящегося на 1 акцию.  Особенность передачи собственности в РФ зависят от типа а.о. в ОАО – нет ограничений на передачу акции внешним инверсорам. В ЗАО существует особый порядок. Акции предлагаются акционерам ЗАО, во вторую очередь самому ЗАО, в третью  внешним инвесторам. При этом отказ ЗАО выкупить собственные акции оформляется выпиской о собрании акционеров.

3. Отделение собственности  от управления. В корпорациях, особенно в крупных  собственники не в состоянии осуществлять оперативное управление. Поэтому они передают права на управление наёмным менеджерам, которые представляют их интересы как внутри общества, так и во внешних учреждениях. Поскольку менеджеры не всегда используют свои полномочия в интересах акционеров, со стороны общества необходим контроль за их деятельностью. Контроль осуществляется с помощью 3-ёх звеньев:

-                    Общее собрание акционеров;

-                    Совет директоров;

-                    Исполнительный орган.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные этапы развития и виды корпораций

Основные этапы развития корпораций

Этап

Период

Основные характеристики

Этап железнодорожного строительства

Конец 19в - начало 20в.

Становление и распространение корпоративной собственности через акции железнодорожных компаний. Бум финансовых спекуляций, вызвавший законодательное вмешательство в процесс деятельности корпораций

Государственный монополистический этап

Начало XX в. — 50-е гг. ХХ в.

Корпоративная форма организации бизнеса становится основой для создания крупнейших монополий. Формирование и развитие антимонопольного законодательства

Современный  этап

С 50-х гг. ХХ в.

Укрепление позиций корпоративной формы собственности в мировой экономике. Участниками корпоративных отношений становится значительная часть населения


 

 Рассмотрим содержание приведенной таблицы более подробно. Промышленная революция и научно-технический прогресс конца XIX в. способствовали ускоренному росту производственной сферы, а соответственно, и доходов населения, опережающих увеличение потребления. В связи с этим был создан ряд крупнейших корпораций в Западной Европе и США, на базе деятельности которых интенсивными темпами происходило развитие промышленной индустрии. В этот период значительное количество товаров потребления и услуг производилось уже акционерными обществами. Можно привести пример, что по итогам 1899 г. в США на долю предприятий с акционерной формой хозяйствования приходилось 66 % стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности 6.      

 

________________                                                                                                                                   6 Журнал «Экономика и организация управления». Выпуск №1(7).2010г.    

 Необходимо отметить, что на данном этапе становления и развития корпоративной формы организации бизнеса появилась возможность реализации крупномасштабных идей и проектов посредством быстрой централизации капитала, что в свою очередь стимулировало развитие производительных сил и укрепление деятельности акционерных обществ.

     В этот же период появляется определение сущности корпорации как «объединенное имущество» 7, с. 24-25. При этом данное понятие предполагает рассмотрение корпорации не как объединение лиц (акционеров), а как объединение имущества. Именно имущество и все отношения, связанные с ним, являются сущностью корпорации и играют здесь основополагающую роль, а именно отношения и права по поводу обладания акциями. Акции являются центральным моментом данной теории и выступают в роли своеобразного фундамента корпорации, делая ее вещественно-правовым обществом. Анализируя вышеприведенные факты, можно сделать вывод о том, что данный подход имел следующий довольно существенный недостаток: само понятие «имущество» никоим образом не имеет возможности произвести классификацию разнообразным предпринимательским объединениям, так как отсутствует какой-либо критерий отделения одного объединения от прочего. В связи с этим не следует рассматривать корпорацию только лишь как объединенное «имущество». Однако любая корпорация не только не может быть создана и не может осуществлять свою деятельность без имущества, но и при его отсутствии подлежит ликвидации. При этом сказать то же самое, об участниках корпоративного объединения, акционерах, достаточно трудно, поскольку они не играют особой существенной роли — их появление или уход не могут оказать влияние на правовой статус корпорации.            Следовательно, их связь с корпорацией обуславливается лишь вложенным имуществом. На государственном монополистическом этапе, как видно из приведенной ранее таблицы, это начало ХХ в. — 50-е гг. ХХ в., главной формой ведения хозяйственной деятельности становятся корпоративы. Данный фактор стал источником появления крупных монополистических объединений. Первоначально монополии появились в конце XIX ст. в виде разнообразных форм хозяйственных обществ, в основе которых находились отношения по поводу акций. Все дальнейшие процессы централизации капитала в начале ХХ ст. лишь укрепили господствующее положение корпораций и окончательно закрепили их на мировой экономической арене.

О. М. Мозговой отметил, что «в это время курсы акций корпораций непрерывно росли, и разрыв между номинальной и реальной стоимостью их был огромен». Еще одним немаловажным фактором развития и расширения корпоративного сектора послужил рост курса акций, и возможность получения прибыли от операций с ними. На данном этапе корпорация становится важнейшим социально-экономическим явлением, «фундаментом» развития индустриального общества. Однако все эти процессы способствовали развитию рынков с несовершенной конкуренцией, что в свою очередь не могло ни вызвать ряда мер со стороны государства, направленных на разработку и закрепление ряда антимонопольных законов и постановлений. Таким образом, в этот период корпорация развивалась под влиянием ряда внешних факторов, воздействовавших на нее как на институт индустриального общества. При этом главной целью корпорации, обеспечивающей ее «выживание» среди конкурентов, было снижение издержек и при этом получение максимальной прибыли. Это говорит о том, что внутренняя среда данного объединения в большей степени была ориентирована на экономическое переустройство всех сфер, принципов и методов деятельности. Анализ развития корпораций, проведенный Карлом Марксом, показал, что «уже на стадии технологического производства кооперация под началом управляющего обеспечивает более высокую производительность капитала и его прогресс». При этом акцентируется внимание на том, что дальнейшее корпоративное производственное развитие возможно лишь тогда, когда работники данной организационной структуры не имеют права владения и распоряжения средствами производства. В этой ситуации как нельзя лучше применима теория Л. Акоффа, о том, что «корпорация представляется как машина, целью которой является создание прибыли для ее владельца» 8, с. 27-32. Такая составляющая внутренней среды корпорации, как рабочая сила, а именно основная трудовая мощь и служащие корпорации, подчиняющиеся владельцу, в теории Л. Акоффа представляются той самой машиной, которая посредством повторяющейся механической работы и простых однотипных заданий и производит основную прибыль всей организации.

____________                                                                                                                          7 Козаченко А.В. Корпоративное управление / А. В. Козаченко, А. Э. Воронкова. — К.: Изд-во «Либра», 2009. — 368с. 8Акофф. Планирование будущего корпорации / Акофф, Л. Рассел; пер. с англ. — М.: Сирин, 2009. — 256 с.

    Однако в связи с возникшими потребностями в более высокой квалификации работников, а также с появлением и развитием менеджмента, отделенного от владельцев организации, «машинная» концепция корпорации постепенно исчезла, упор начал делаться на человеческий фактор, а именно на качественный, образованный рабочий штат.                                                                                                             

     В соответствии с предложенной Л. Акоффом теорией, в условиях рыночной экономики корпорация в своем развитии проходит три основных этапа: машины, организма и организации. Концепция корпорации как организма сформировалась по окончанию Второй мировой войны. Данный этап характеризуется постановкой собственных целей корпорации обособленно от ее собственников. При этом приоритетными целями и задачами корпорации становятся выживание и рост (как у обычного организма), а получение прибыли является необходимым, но не обязательным условием деятельности «организма». Некоторые экономисты отмечают, что на данном этапе в характерных чертах предприятия происходят следующие существенные изменения: оно становится юридическим лицом, собственником имущества, разрабатывает непосредственно собственные цели, от своего имени осуществляет все виды деятельности, функционируя при этом независимо от своих владельцев9. Третий этап, представленный в таблице характеризуется появлением и быстрым распространением новых совершенных технологий, а, следовательно, и ростом специализации и научных знаний работников, занятых в этих сферах. Данный факт повлек за собой необходимость учиться быстро, реагировать на изменяющиеся потребности рынка. В данный период возникает новая социальная реальность, характерными признаками которой становятся рост потребностей и формирование желания и возможностей самовыражения, самореализации индивида. Следствием этого, как ответ на вновь образованный спрос, послужило расширение предложения спектра товаров и услуг, а также необходимость найма более квалифицированных в этой сфере работников.

______________________                                                                                                                                                                                                                                                                                             9  Чернявская Е.И. Предприятие как организация / Е.И. Чернявская // Актуальные проблемы Экономики. – 2011. - №2 (20) – С.3-7.                                                                                                                                                                                                

          На данном этапе и происходит превращение корпорации в организацию, характеризующуюся мощным социальным звеном, но при этом стремящейся к росту объемов производства и максимизации прибыли. Вспомним об известной работе Р. Коуза «Природа фирмы», опубликованной в 1937 году. В своих трудах Р. Коуз рассматривает фирму как сеть или совокупность контрактов10. Применяя эту точку зрения к корпорации, можно отметить, что она является ничем иным, как совокупностью особых долговременных соглашений между различными группами участников ее внешней и внутренней среды — акционерами, менеджерами, работниками, кредиторами. Как отмечает Е. И. Чернявская, «с превращением корпорации в организацию корпорация становится особым хозяйствующим субъектом.

Каждый участник производственного процесса — как менеджер, так и акционер может оказывать существенное влияние на результативность деятельности корпорации, а контракт (сеть контрактов) становится формой непрерывного развития производства»11, с. 93-94. В современных экономических условиях корпоративный сектор характеризуется согласованностью интересов всех участников корпоративного объединения; формированием плана стратегического развития организации; ростом производства путем привлечения необходимых финансовых ресурсов; развитием новейших информационных технологий и знаний посредством стимулирования роста интеллектуального капитала и постоянным обучением своих работников; охватом большего количества отраслей и выходом на новые внешние рынки. Таким образом, корпоративный сектор является главным источником как экономического, так и социального прогресса. В последнее время корпоративные отношения охватывают все большие сферы деятельности общества.

 

__________                                                                                                                                   10 Природа фирмы. / Под ред. О. И. Уильямсона, С. Дж. Уинтера; пер. с англ. — М.: ДЕЛО, 2009. — 360 с.                                    11 Чернявская Е.И. Предприятие как сеть контрактов: некоторые особенности / Е. И. Чернявская // Актуальные проблемы Экономики. — 2011. — №11(41). — С. 89-96.

          Продолжаются процессы глобализации мирового сообщества и расширение международных хозяйственных связей, растет роль корпоративного сектора в обществе, он выступает не только как совокупность объединений капиталов с целью развития производства, но и как форма согласования интересов субъектов мирового сообщества.

Распространение транснациональных корпораций приводит к укрупнению масштабов корпоративного сектора. Однако необходимо отметить, что в связи с продолжающимся экономическим кризисом 2008-2009 гг. большая часть корпораций оказалась в некотором затруднительном положении, и не располагает необходимыми финансовыми средствами, чтобы должным образом обеспечить использование новейших информационных технологий и реализацию программ, направленных на повышение образовательного уровня и квалификации работников. При этом, несмотря на данную ситуацию, обращаем внимание на то, что именно в рамках корпоративного сектора может быть достигнуто оптимальное сочетание экономического прогресса и социальной гармонии.                                                                          

Информация о работе Корпорации: понятие, сущность, виды