Краткосрочный прогноз мировых цен на нефть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 21:43, курсовая работа

Описание работы

В течение полутора века нефть находится постоянно в эпицентре международной политики, представляя собой надежный источник благосостояния и политической силы государств. Россия является одной из крупнейших мировых нефтедобывающих держав, удовлетворяющая за счет собственных природных ресурсов не только внутренние потребности в углеводородном сырье, но и экспортирующая значительные объемы нефти за рубеж. В сегодняшней России нефтяной сектор в целом оказался наиболее стабильным сектором экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………...…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретические основы …………………………………………………………...…5
Влияние политики государства на внешнеторговые цены ….……..…………………5
1.2 Структура цены российской нефти………….……………………….……………...…8
ГЛАВА 2. Аналитическая часть……………………….……………………………………....10
2.1 Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены на примере рынка нефти …………………..……………………...………….….……………10
2.2 Меры тарифного регулирования нефти……………………………………………….21
ГЛАВА 3. Краткосрочный прогноз мировых цен на нефть ……......…………………….…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………….…...27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.………………29

Файлы: 1 файл

Анализ влияния тарифной политики государства на внешнеторговые цены.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Фактически в 2014 г. отсутствуют серьезные фундаментальные причины для роста котировок нефти. На конец 2013 г. коммерческие запасы сырой нефти в США находятся на максимальном уровне за последние 30 лет - 360,5 млн баррелей. Рост спроса на нефть в Китае в прошлом году оказался самым слабым за последние шесть лет - увеличение на 295 тыс. баррелей в день.

Нефундаментальные факторы, способные поддержать котировки нефти, такие как ослабление доллара США, нивелируются вместе с ожиданием дальнейшего сокращения программы количественного смягчения ФРС. Укрепление евро в валютной паре евро/доллар, доминирующей в индексе доллара США, приближается к уровню 1,40 долларов за 1 евро (на начало марта 2014 г. дневной курс 1,39). С начала прошлого года, уровень 1,4050 является минимальной целевой зоной. После достижения этого уровня, по оценкам, тренд доллара может резко изменится в сторону укрепления. И в ближайшие 1-1,5 года мы можем наблюдать снижение европейской валюты к уровню 1,28 долларов за 1 евро. Актуальный нейропрогноз дает минимальную планку 94,1 долларов за баррель в середине 2015 г. и максимальную - 111,8 долларов за баррель в начале 2015 года. Прогнозируемая среднегодовая цена на 2014 г. - 104-105 долларов за баррель, на 2015 г. - 101-102 долларов за баррель. (Рис. 2.3)

 

 

 

Рис. 2.3 Прогноз цен на нефть

Пик роста спроса на сырую нефть на протяжении 2002-2006 гг. пришелся на 2004 г. Важной причиной усиления спроса на топливо стал быстрый экономический рост в мире, превысивший 5%, – лишь в 1972–1973 гг. мировая экономика росла большими темпами. Повышение цен на нефть ускорило процессы энергосбережения и освоения новых технологий разведки и добычи, новых источников энергии. Эффект от этих усилий будет с каждым годом все более заметен и в ближайшие несколько лет приведет к постепенному снижению цен на нефть. При этом зависимость спроса на нефть от темпов экономического роста будет постепенно ослабевать в совокупности с уменьшением темпов роста мировой экономики (в том числе за счет высоких цен на нефть), что приведет к более существенному снижению темпов повышения спроса на углеводородное сырье по сравнению с прогнозами многих экспертов (Рис. 2.4).

Рис. 2.4 Спрос на нефть и экономический рост

 

Об ослаблении взаимосвязи между экономическим ростом и спросом на нефть говорят статистические показатели. Например, в период 1970–1986 гг., когда котировки сырой нефти в реальном выражении превышали 40 долл./барр. (в ценах 2004 г.), достигая в отдельные годы уровня 80 долл./барр., темпы роста мировой экономики объясняли более 80% повышения спроса на нефть. При этом 4%-ный прирост ВВП увеличивал нефтяной спрос на 10%. Столь высокая зависимость экономики от спросового фактора в определенной степени объясняла резкое увеличение цен в тот период. В условиях рыночной экономики производители использовали любые возможности для развития энергосберегающих технологий. В результате за последние почти двадцать лет коэффициент эластичности в линейной зависимости снизился с 2.5 до значения менее 1, объясняя при этом менее 70% всех колебаний спроса (Рис. 2.5).

 

Рис. 2.5 Зависимость спроса на нефть от экономического роста

 

Можно выделить 3 основных группы факторов, влияющих на конъюнктуру цен и структуру поставок мирового рынка нефти. К первой группе относятся данные о спросе и предложении. Вторую группу факторов характеризуют биржевые механизмы ценообразования и управления рисками (хеджирования) на рынке, в основе которых лежит торговля стандартными контрактами с соответствующим базовым активом. Третью группу составляют аспекты нефтяной дипломатии стран-экспортеров и импортеров, или так называемые политические факторы. Таким образом, успешная торговля на мировых биржах должна учитывать все возможные механизмы влияния на динамику цен на нефть и, самое главное, опираться на тщательный анализ происходящих изменений на мировых и национальных рынках.

Нефтяной сектор России включает в себя около 10 крупных нефтегазовых компаний и 113 мелких. Крупнейшими российскими компаниями являются ЛУКОЙЛ, Роснефть, включая Юганскнефтегаз, ТНК-BP, включая 0,5 Славнефти, Сургутнефтегаз, Газпром, включая Сибнефть и 0,5 Славнефти, Татнефть. На долю ВИНК приходится 90,7% добычи и более 87% переработки нефти. Это свидетельствует о том, что рынки нефти и нефтепродуктов находятся под контролем ВИНК, которые сосредоточили в своих руках практически весь цикл обращения нефти, начиная от ее добычи и последующей переработки до продажи конечным потребителям на внутреннем розничном и внешнем рынках.

На внутреннем российском рынке нефти и нефтепродуктов остается ряд нерешенных проблем. К их числу следует отнести: ухудшение финансового состояния отдельных предприятий нефтяного сектора; дефицит инвестиционных ресурсов; высокую степень износа основных фондов предприятий сектора; деформацию ценовых соотношений на взаимозаменяемые энергоресурсы, что приводит к нерациональной структуре спроса на энергетические ресурсы. Из 25 НПЗ, расположенных на территории России, 20 работают по 40-50 лет, износ основных производственных фондов НПЗ в настоящее время достигает 60-75%. Внутренний спрос на нефтепродукты составляет менее 120 млн. тонн, он полностью удовлетворяется производимыми в стране нефтепродуктами. Важным фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка России, стал уровень мировых цен на сырую нефть. Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «вытягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо.

Перспективы глобальной экономической интеграции применительно к проблемам российского энергетического сектора до сих пор рассматривались, в основном, с точки зрения влияния на доходы российских экспортеров нефтяного и газового сырья. Между тем, в стране не проводилось единой политики регулирования вопросов экспорта, импорта и транзита энергоресурсов. Отсутствовала какая-либо стратегия государства в вопросах поддержки расширения присутствия российских энергетических корпораций на зарубежных рынках производства и потребления энергетических ресурсов как источника не только доходов страны, но и расширения экономического влияния России в мире. Несмотря на то, что ряд российских компаний являются одними из крупнейших обладателей запасов и производителей энергоресурсов в мире, государством до сих пор не проводилась осознанная политика поддержки их присутствия как на мировых рынках производства и продажи энергоресурсов, так и на международных рынках капитала, являющихся важным потенциальным источником инвестиций в инвестиционно-дефицитные сектора российского ТЭК.

Недостаточной в течение периода реформ была политика оценки перспективных внешних рынков торговли энергоресурсами и организации экспорта. Недостаточна взаимосвязь между мерами налоговой, таможенно-тарифной политикой, регулированием доступа к экспортной инфраструктуре транспорта энергоресурсов и поддержкой развития этой инфраструктуры. Регулирование экспорта в основном ограничивалось решением односторонних задач: защите внутреннего рынка нефти и нефтепродуктов и решения задачи пополнения бюджета за счет изъятия части доходов экспортеров в виде пошлин, экспортных транспортных тарифов и т.д.

В результате многие тенденции развития экспорта являются неконтролируемыми (продолжающийся рост нефтяного экспорта), существуют перспективы потенциального вытеснения российских компаний зарубежными конкурентами на развивающихся внешних рынках (в частности, в Северо-Восточной Азии).

России необходима осознанная стратегия импорта энергоресурсов: при определенных условиях импорт может быть весьма выгодным для единого топливно-энергетического баланса страны. Опасность представляют наметившиеся тенденции участия российских компаний в зарубежных проектах, имеющих слабые экономические перспективы и отвлекающих материальные и финансовые ресурсы из России, и поддержка таких проектов отдельными органами государственной власти.

Государственная энергетическая политика во внешнеторговой сфере должна быть основана на принципах:

  • максимизации национальных выгод от присутствия на внешних энергетических рынках в комплексном контексте, с учетом оценки взаимоувязанных последствий политики в области экспорта, импорта и транзита, присутствия на мировых рынках энергоресурсов и капитала;
  • создания механизмов координации государственной политики в области внешнеторгового регулирования в энергетической сфере;
  • стимулирования диверсификации товарной структуры экспорта, повышения доли вывоза продукции с более высокой степенью добавленной стоимости;
  • поддержки проектов по расширению российского присутствия на зарубежных рынках капитала в энергетической сфере;
  • защиты внутреннего рынка от избыточного оттока энергоресурсов на экспорт при помощи мер, допустимых принципами честной международной конкуренции.

В долгосрочной перспективе Россия должна будет проводить самостоятельную политику на мировых энергетических рынках. Вступление в международные альянсы поставщиков отдельных видов энергетических ресурсов с принятием на себя избыточных обязательств по проведению согласованной политики на мировых рынках энергоресурсов противоречило бы принципам честной международной конкуренции. С другой стороны, Россия будет проводить сбалансированную политику конструктивного диалога как с государствами – нетто-импортерами энергетических ресурсов и потенциальными покупателями российской энергетической продукции, так и со странами – нетто-экспортерами нефти, газа, угля и других энергоресурсов. Конечная цель этой политики – добиться прозрачных, открытых и стабильных условий торговли энергетическими ресурсами на мировом энергетическом рынке, избежать дисбалансов, неблагоприятно влияющих на развитие мировой экономики.

Твердые позиции России на мировых энергетических рынках позволят не только обеспечить стабильный национальный доход от экспорта продукции ТЭК, повысить конкурентоспособность топливно-энергетического комплекса страны.[11]

 

2.2 Меры  тарифного регулирования нефти

 

По мере интеграции России в мировую экономику внешнеэкономическая деятельность, основу которой составляет внешняя торговля страны, становится все более важным фактором всей экономической жизни государства. В современных условиях регулирование ВЭД имеет целью обеспечить взаимодействие национальной экономики с внешним миром, создать условия для развития конкурентоспособности отдельных сфер экономики, а также сохранить экономическое равновесие и стабильность внутри страны. Во внешнеэкономическую деятельность включаются различные виды деятельности: внешнеторговая деятельность, валютные и финансово-кредитные отношения, производственная кооперация и инвестиционное сотрудничество. Внешнеторговая деятельность - составная часть ВЭД, и, безусловно, роль внешнеторговых операция является приоритетной: именно внешнеторговые операции опосредуют любую ВЭД, а поэтому их современная роль и значение остаются определяющими в комплексе ВЭД. Правовые основы взимания таможенных платежей, размеры таможенных платежей, порядок и сроки их уплаты, формы обеспечения уплаты таможенных платежей в Российской Федерации определяются актами таможенного законодательства Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К ним относятся: Таможенный кодекс Таможенного союза; международные соглашения, принятые государствами - участниками Таможенного союза в развитие положений ТК ТС (Соглашение от 9 декабря 2010 года "О порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Соглашение) и др.); Закон РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О Таможенном тарифе"); иные нормативные правовые акты, принятые в соответствии с вышеперечисленными документами (Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2006 года № 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ № 695) и др.). Базой для исчисления вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и нефтепродуктов является их физическая характеристика в натуральном выражении, а именно масса. Сумма вывозных таможенных пошлин, подлежащих уплате, определяется путем применения базы для исчисления вывозных таможенных пошлин и соответствующей ставки вывозных таможенных пошлин. Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ. Ставки вывозных таможенных пошлин различаются в отношении нефти сырой и нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, бензол, толуол, мазут и др.). Ставки вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, устанавливаются на срок один календарный месяц (размеры ставок в настоящий момент указаны в Постановлении Правительства РФ № 695), пример таких ставок представлен в приложении 719. Согласно ст. 3 Закона "О таможенном тарифе", ставки вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и нефтепродукты устанавливаются Правительством РФ (в долл. США за тонну) с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с первого числа календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Периодом мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья является период с 15-го числа каждого календарного месяца по 14-е число следующего календарного месяца включительно. Средняя цена на сырую нефть марки "Юралс", определенная в результате такого мониторинга, публикуется на официальном сайте Министерства экономического развития РФ ежемесячно в срок не позднее первого числа календарного месяца, следующего за месяцем окончания периода мониторинга. Продолжилась реализация дифференцированного налогового режима при экспорте нефти, добытой на труднодоступных участках недр. Так, для ряда месторождений  Восточной  Сибири  и  Северного  Каспия  сохранялась пониженная  ставка  вывозной  таможенной  пошлины,  уровень  которой  не  превышал 35% от уровня ставки вывозной пошлины на нефть. Правительством Российской Федерации были приняты решения, направленные на  создание благоприятных  инвестиционных  условий  по  разработке  шельфовых месторождений Арктической зоны Российской Федерации, а также по добыче сверхвязкой  нефти  в  размере  10% от  действующей  ставки  вывозной таможенной пошлины на нефть сырую на период до 10 лет. Для  повышения транспарентности тарифного регулирования при экспорте углеводородов  в  2012  году осуществлялась  разработка единой  методики предоставления  льгот  по  вывозным  таможенным  пошлинам  на  нефть, добываемую  на  новых  месторождениях  углеводородов.  Были также внесены изменения в статью 3 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также подготовлен ряд нормативных правовых актов, устанавливающих четкие процедуры и критерии, на основании которых Правительством  Российской  Федерации  будут  приниматься  решения  по стимулированию новых инвестиционных проектов в добыче нефти. Особенности реализации таможенно-тарифной политики в 2014-2016 годах будут  определяться  растущей  привлекательностью  России  и  Единого экономического  пространства  как  крупного  рынка  сбыта  для  несырьевой продукции зарубежных стран, в первую очередь товаров высокой степени переработки.  Среди задач и мер по адаптации экономик государств-членов Таможенного союза к условиям членства в ВТО и функционирования в рамках Единого экономического пространства в  сфере тяжелого,  в том  числе энергетического  машиностроения, химической  и  нефтехимической  промышленности –корректировка ставок ввозных таможенных пошлин на готовую продукцию, узлы, комплектующие и технологическое  оборудование,  не  производимое  отечественными производителями;  вывозных  таможенных  пошлин  на  удобрения,  а  также корректировка ставок на синтетический каучук. 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. Краткосрочный прогноз мировых цен на нефть.

 

Средняя цена на нефть марки Urals в январе—сентябре 2014 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 2,5% — до $105,07 за баррель. В январе—сентябре 2013 года она составляла $107,73 за баррель.

В сентябре 2014 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года отмечено снижение цены на нефть на 13,5%, по итогам месяца этот показатель составил $95,84 за баррель (в августе 2013 года — $110,86 за баррель). Более того, в ходе торгов цена нефти вплотную приближалась к $90 за баррель. При этом по итогам августа 2014 года средняя цена нефти была зафиксирована на уровне $101,09 за баррель, т. е. за сентябрь она снизилась на 5,2%.

Средняя цена на нефть марки Urals в 2013 году составила $107,88 за баррель. Бюджет РФ на 2014 год сформирован исходя из среднегодовой цены на нефть в $93 за баррель. А прогноз МЭР РФ на 2014 год предусматривал стоимость этого сырья на уровне $104 за баррель. В сентябре Минфин опубликовал проект бюджета на 2015–2017 годы. Впервые в нем было учтено присоединение Крыма, дешевеющая нефть и возможные последствия западных санкций. Ориентиром для балансировки нового среднесрочного бюджета, по мнению Минфина, может стать прогнозная цена нефти на уровне $90 за баррель. Однако в текущем году документ верстался под нефть стоимостью $105 за баррель. Существенное влияние оказало снижение цены на нефть. «Если в первом полугодии цена была $105–110 за баррель, то сейчас $101».

Россия в январе—сентябре 2014 года увеличила добычу нефти с газовым конденсатом на 0,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 392,601 миллиона тонн, следует из материалов Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК). Первичная переработка нефти на российских НПЗ с начала года выросла на 5,9% — до 214,602 млн тонн. По данным ЦДУ ТЭК, добыча «Роснефти» в январе—сентябре составила 150,957 млн тонн, ЛУКОЙЛ добыл 64,732 млн тонн, «Сургутнефтегаз» — 45,916 млн тонн. Компания «Газпром нефть» добыла 37,851 млн тонн, «Татнефть» — 19,832 млн тонн, «Башнефть» — 13,032 млн тонн, «Русснефть» — 6,464 млн тонн, «Газпром» — 14,442 млн тонн, НОВАТЭК — 4,368 млн тонн. При этом экспорт нефти из РФ за 9 месяцев сократился на 4,7% — до 167,392 млн тонн.

Для сравнения: в 2013 году Россия увеличила добычу нефти с газовым конденсатом на 1% по сравнению с предыдущим годом — до 523,275 млн тонн. А экспорт нефти снизился на 2,1% и составил 234,86 млн тонн.

Сильное снижение цен на нефть совпало с публикацией оценок объемов добычи нефти странами ОПЕК за сентябрь. Согласно результатам опроса аналитиков картель нарастил производство на 413 тыс. баррелей в сутки. Из них 280 тыс. баррелей в сутки дополнительного предложения обеспечила восстанавливающая нефтедобычу Ливия. Причем перспективы дальнейшего увеличения поставок нефти из страны сохраняются — текущие объемы добычи составляют лишь половину от возможных.

Информация о работе Краткосрочный прогноз мировых цен на нефть