Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:23, курсовая работа
Цель работы охарактеризовать основные принципы кредитования, как методологическую основу, на которой они базируются в экономике; сравнить различные формы кредитных отношений и систематизировать их по основным признакам; проанализировать роль кредита в становлении рыночных отношений, как одного из определяющих факторов экономического развития государства.
Введение
1 Сущность кредита и основные принципы кредитования. Формы и виды кредита
1.1Сущность кредита. Основные принципы кредитования
1.2Формы и виды кредита
2Формирование кредитной системы Российской Федерации. Роль кредита в становлении рыночных отношений
2.1Формирование кредитной системы Российской Федерации
2.2Роль кредита в становлении рыночных отношений
3 Анализ Российского рынка кредитования
Заключение
Список использованных источников
3 Анализ Российского рынка кредитования
Анализ ситуации на рынке России 2007-2010 годы.Рассматривая 4 последних года, можно отметить существенное увеличение объемов кредитования в 2010 году по сравнению с 2007 годом. Несмотря на кризис мировой банковской системы, в течение 2008-2009 года на российском рынке кредитования отмечались высокие показатели темпов роста. Так, если в 2007 году банковскими учреждениями РФ было выдано ссуд на сумму 9218,2 млрд. руб., то уже в 2008 – 13923,8 миллиарда (что на 51% выше), а в 2009 году – 19362,5 млрд. рублей. При этом стоит отметить, что объемы кредитования физических лиц и организаций в 2010 году по сравнению с 2009 годом практически не изменились, оставшись на уровне 19000- 20000 млрд. рублей.
Наибольшая доля кредитования традиционно приходится на выдачу ссуд именно юридическим лицам. В данный сектор направляется более 66% от общего объема выдаваемых российскими банками ссуд. Порядка 20%, при этом, в 2007-2010 гг. приходилось на кредиты, выдаваемые физическим лицам (населению), и около 12% – на кредитование банковского сектора. На рисунке ниже приведена структура выданных суд за 2010 год.
Структура выданных кредитов, 2010 год
Что касается валютной структуры выдаваемых кредитов, то 70% – это кредиты в рублях, и только 30 – в долларах или евро. Причем данное положение на рынке кредитование является довольно стабильным, так как за четыре предыдущих года колебание валютной структуры не превысило 4-х процентных пунктов.
.
При этом, если проводить
более детальный анализ объемов
кредитования в России за 2007-2010 гг.,
то стоит отметить, что в отношении
физических лиц и межбанковских
кредитов валютная структура несколько
отличается от общей ситуации. В 2010
году 89% ссуд населению было выдано
в рублях, и только 11% – в долларах
и евро. При этом распределение
МБК вообще противоречило общей
ситуации: наиболее остро кредитные
организации нуждались в
11 января 2011
По данным исследования AnalyticResearchGroup,
первое полугодие 2010 года ознаменовалось
оживлением российского рынка кредитования,
которое стало следствием улучшения экономической
ситуации в стране и мире.
В 1-м полугодии розничный кредитный портфель
нарастили преимущественно банки с государственным
участием (на 5,3%) и региональные кредитные
организации (на 8,7%). Рост объемов кредитования
населения связан прежде всего с улучшением
финансового положения потенциальных
заемщиков. Дополнительным стимулирующим
фактором стало небольшое снижение процентных
ставок по кредитам физических лиц. Кроме
того, последовательная политика либерализации
неценовых условий розничного кредитования,
проводимая большинством банков в первой
половине 2010 года, активизировала отложенный
спрос на заемные ресурсы со стороны населения.
В течение последних полутора лет наблюдается
умеренный рост доли потребительского
кредитования в кредитном портфеле банков.
Так, по итогам 1-го квартала 2009 года доля
потребительского кредитования составила
10,9%, по итогам года - 14,2%, в конце 1-го полугодия
2010 года - 16,5%, на 1 сентября 2010 года - 17,1%.
В период с 2007 по 2009 годы среднеквартальный
темп роста объема просроченной задолженности
по потребительским кредитам составлял
13%. В течение 2010 года наблюдается значительное
снижение данного показателя. Так, за первые
6 месяцев в среднем за квартал темп роста
просроченной задолженности по потребительским
кредитам замедлился и составил 6,3%.
Более трети (34,2%) всех потребительских
кредитов, выданных в России c января по
сентябрь 2010 года, пришлось на Центральный
федеральный округ, 16,7% - на Приволжский
ФО, 15,6% - на Сибирский ФО.
Анализ рынка потребительского
кредитования за истекший 2011 год показал,
что шестьдесят два процента российского
населения живет в кредит. Чаще
других потребительским кредитом пользуются
россияне в возрасте от двадцати пяти
до сорока пяти лет. Заемщики в своем
большинстве приобретают в
Анализ рынка потребительского
кредитования показал, что потребители
в возрасте от двадцати пяти до тридцати
четырех лет являются основной частью
заемщиков, что составляет более
пятидесяти пяти процентов от общего
числа заемщиков кредитных
Анализ рынка потребительского кредитования показал следующий важный показатель, который влияет на потребительскую активность россиян. К нему относится уровень ежемесячного дохода. Согласно анализу потребительским кредитом пользуется тридцать три процента потребителей с достаточно низким уровнем дохода и пятьдесят пять процентов вполне обеспеченных людей.
Как показал анализ рынка
потребительского кредитования, образование
потребителей несущественно влияет
на пользование потребительским
кредитом. Из всех заемщиков, кто хоть
единожды оформлял на себя потребительский
кредит, пятьдесят пять процентов
имеют квалифицированные
Потребительские кредиты более чем в два раза меньше востребованы у пенсионеров и студентов: двадцать и двадцать пять процентов соответственно.
Анализ рынка потребительского кредитования показал, что каждый второй заемщик имеет детей возрастом до шестнадцати лет. Сорок шесть процентов из тех, кто когда-либо пользовался кредитом, состоят в браке.
Исходя из вышеперечисленного, целевую аудиторию заемщиков потребительского кредитования в России составляют граждане в возрасте от двадцати пяти до сорока пяти лет, имеющие доходы выше среднего уровня, состоящие в браке и имеющие одного (не более двух) несовершеннолетнего ребенка.
Анализ рынка потребительского
кредитования показал, что самая
востребованная сумма, которая берется
в кредит жителями РФ, составляет от
пяти до пятнадцати тысяч рублей. Количество
таких заемщиков составило
Однако ценовой разброс отнюдь не является показателем социального расслоения жителей страны. Социально-демографический портрет заемщиков, процентные ставки банка, условия по предоставлению кредита основательно накладывают отпечаток на потребительскую активность заемщика и на его готовность выплачивать оформленный кредит.
Приобретаемый товар
Чаще всего россияне приобретают по системе потребительского кредитования следующие товары (в процентном соотношении):
Анализ рынка потребительского кредитования показывает, что покупают бытовую технику чаще всего заемщики (мужчины) для своих жен (неработающих домохозяек). Средства связи, видео-аудиоаппаратура, компьютеры приобретаются молодой категорией заемщиков. Крупная бытовая техника, стройматериалы, мебель, автомобили и прочие предметы длительного использования приобретаются заемщиками с рассрочкой платежей на длительный период, имеющими стабильный постоянный доход.
В целом, анализ рынка потребительского кредитования показал, что число потребителей, живущих в кредит, только увеличивается из года в год. Россияне по достоинству оценили преимущество приобретения товара «здесь и сейчас», поэтому даже возросшие процентные годовые ставки по кредитам вряд ли их смогут когда-либо остановить.
Заключение
В заключение можно сказать,
что без развития кредитных отношений,
осуществления жесткой
Благодаря кредиту происходит
более быстрый процесс
Приложение А
Коммерческий
кредит
Преимущества |
Недостатки |
|||||||||
Независимость от государственного
регулирования кредитования экспорта,
относительное невмешательство
государственных органов в |
Большие возможности согласования
стоимости кредита |
Ограниченность сроков и размеров кредитования средствами и состоянием финансов фирмы-поставщика. |
Связанность покупателя с определенным поставщиком | |||||||
Не включение срока использования в полный срок (это фактически продлевает его по сравнению с банковским кредитом) |
Повышение цены товара по сравнению с ценой аналогичного товара, продаваемого за наличные. |
|||||||||
Приложение Б
Классификация потребительских кредитов.
По срокам предоставления |
краткосрочные (со сроком до трех лет) |
среднесрочные (со сроком от трех до пяти лет) |
долгосрочные (со сроком свыше пяти лет) |
По целевому назначению |
на приобретение предметов домашнего обихода, техники, других необходимых товаров |
покупку, строительство или реконструкцию объектов недви-жимости |
образовательные цели |
По способу погашения задолженности |
с единовременным погашением через определенный срок |
погашением равными долями в течение всего срока кредита |
Приложение В
Отличие банковского кредита от коммерческого.
Признаки отличия кредита |
Банковский кредит |
Коммерческий кредит |
Объект кредитных отношений |
Ссудный капитал, обособленный от промышленного торгового |
Товар, капитал в товарной форме (ссудный капитал еще слит с промышленным (торговым) и находится на одной из стадий его кругооборота) |
Субъект кредитных отношений |
Кредитор - ссудный капитал
(преимущественно банкир), заемщик,
- функционирующий |
И кредитор и заемщик - функционирующие предприниматели |
Объем кредита |
Значительно больше коммерческого - банкир использует собственный и заемный капитал, совершая многократный кругооборот денежных средств на возвратной основе |
Предоставляется функционирующим предпринимателям за счет собственного временно высвобожденного капитала |
Динамика в период производственного цикла |
Может следовать за промышленным и торговым капиталом и увеличиваться или сокращаться параллельно с ним. В период спада производства может увеличиваться, поглощая большую часть занятого ранее в производстве и торговле |
Изменяется в том же направлении, что и промышленный и торговый капитал, в период производственного цикла следует за промышленным производством |
Информация о работе Кредит и его роль в становлении рыночных отношений