Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 20:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в углубленном изучение кредитной политики коммерческого банка ОАО Сбербанк России и рассмотрении путей ее совершенствования.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность кредитной политики коммерческого банка, функции, виды, цели, методы;
рассмотреть принципы и роль, выявить факторы, определяющие формирование кредитной политики коммерческого банка;
проанализировать качество кредитного портфеля и финансовых показателей баланса ОАО Сбербанка РФ;
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Теоретические аспекты формирования кредитной политики банка
1.1 Сущность, функции и принципы кредитной политики банка…………………………....5
1.2 Формирование кредитной политики банка…………………………………………….….8
2. Кредитная политика ОАО Сбербанка России
2.1 Краткая характеристика ОАО Сбербанка России……..…………………………………14
2.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика в ОАО Сбербанк России…………..16
2.3 Анализ кредитной политики банка ……………………………………………………….23
3. Приоритетные направления деятельности банка……………………………………..….34
Заключение……………………………………………………………………………………...37
Список использованных источников……………………………………………………….....39
2. Кредитная политика ОАО Сбербанка России
2.1 Общая характеристика ОАО Сбербанка России
Открытое акционерное общество «Сберегательный банк Российской Федерации» (далее – Сбербанк России) является крупнейшим банком Российской Федерации и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала среди крупнейших банков мира.
Основанный в 1841 г. Сбербанк России сегодня – современный универсальный банк, удовлетворяющий потребностям различных групп клиентов в широком спектре банковских услуг. Сбербанк занимает крупнейшую долю на рынке вкладов и является основным кредитором российской экономики. По состоянию на 1 июня 2009 г., доля Сбербанка России на рынке частных вкладов составляла 50,5%, а его кредитный портфель соответствовал более 30% всех выданных в стране займов. Бренд Сбербанка на начало 2011 года по оценке журнала «The Banker» и компании Brand Finance занимает 15 место в рейтинге самых дорогих банковских брендов и стоит приблизительно 11,7 миллиарда долларов[5].
В рейтингах, составленных агентством «РБК.Рейтинг», Сбербанк среди российских банков занимает:
Сбербанк России обладает уникальной филиальной сетью и в настоящее время в нее входят 18 территориальных банков и около 20 000 подразделений по всей стране. Дочерние банки Сбербанка России работают в Республике Казахстан и на Украине. Также планируется создание дочерней структуры на территории Республики Беларусь. Сбербанк России нацелен занять 5% долю на рынке банковских услуг этих стран. В соответствии с новой стратегией, Сбербанк России планирует расширить свое международное присутствие, выйдя на рынках Китая и Индии. В целом планируется увеличить долю чистой прибыли, полученной за пределами России, до 5% к 2014 г.
Рассматривая международный
вектор как важнейшую составляющую
стратегии своего развития, Сбербанк
России осуществляет казначейские операции
на международном рынке и операции
торгового финансирования, поддерживает
корреспондентские отношения с
более чем 220 ведущими банками мира
и участвует в деятельности ряда
авторитетных международных организаций,
представляющих интересы мирового банковского
сообщества. Активная позиция и международный
авторитет позволяют наиболее полно
удовлетворять
Акции Сбербанка России котируются на российских биржевых площадках ММВБ и РТС с 1996 г. В марте 2007 г. Банк разместил дополнительный выпуск акций, в результате чего, уставный капитал увеличился на 12%, и было привлечено 230,2 млрд. рублей. Средний дневной объем торгов акциями составляет 40% объема торгов.
Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2011 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России (более 24%) свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.
Надежность и безупречная репутация Сбербанка России подтверждаются высокими рейтингами ведущих рейтинговых агентств. Агентством Fitch Ratings Сбербанку России присвоен долгосрочный рейтинг дефолта в иностранной валюте “BBB”, агентством Moody’s Investors Service – долгосрочный рейтинг депозитов в иностранной валюте “Baa1”, а так же наивысший рейтинг по национальной шкале.
В октябре 2008 г. Сбербанком России была принята новая стратегия развития на период до 2014 г., в рамках которой он нацелен на дальнейшее развитие своих конкурентных преимуществ и создание новых областей роста. Совершенствование системы управления рисками, оптимизация расходов и реализация инициатив, направленных на повышение эффективности деятельности, позволят Сбербанку России доказать свою устойчивость в текущих условиях нестабильности на глобальных финансовых рынках, сохранить лидерство в российской финансовой системе и стать одной из лучших мировых кредитных организаций12. Президент – председатель Правления Сбербанка России с ноября 2009 г. является Герман Оскарович Греф – бывший Министр экономического развития и торговли Российской Федерации.
2.2 Методика оценки кредитоспособности заемщика в ОАО Сбербанк России
Российские банки применяют
различные модели оценки кредитоспособности
заемщика, но в последние несколько лет
наиболее точной и эффективной считается
система, которую разработала Ассоциация
российских банков. Она главным образом
относится к юридическим лицам, но с ее
помощью возможна и оценка физических
лиц. Данная методика включает несколько
важных критериев, которым должен соответствовать-потенциальный-
1. солидность – показатель, отражающий
ответственность руководства организации,
своевременность-выплаты-предыд
2. способность – включает данные о производстве
и реализации продукции предпринимателем,-его-конкурен
3. доходность – указывает на предпочтительность
вложений в определенный проект;
4. реальность – дает информацию о возможности
реализации заемщиком своих планов;
5. обоснованность – клиент должен подтвердить
сумму кредита, о которой он просит, фактическими-данными–и-расчета
6. возвратность – способность погасить
заем за счет недвижимости или других
материальных ценностей, которые находятся
в собственности у должника, в том случае,
если-проект-не-принесет-ожидае
7. обеспеченность займа юридическими правами
должника.
Такая рейтинговая
оценка кредитоспособности
Однако, любой пример оценки
кредитоспособности заемщика покажет,
что эта система, как и все предыдущие,
имеет свои недостатки. В том числе, с ее
помощью невозможно проанализировать
платежеспособность клиента, с которым
банк сотрудничает длительный срок, она
не в состоянии учесть факторы риска, которые
проявляются только спустя определенное
время, а это значит, что нужно совершенствовать
методику оценки.
Оценка кредитоспособности
заемщика коммерческими банками на практике
зачастую ведется за счет анализа финансовых
коэффициентов, которые отражают платежеспособность
потенциального заемщика. Но при этом
достаточно трудно изучать полученную
информацию, потому что не существует
официально установленных значений, с
которыми можно сравнить эти показатели,
кроме того, они весьма сильно различаются
в зависимости от отрасли, в которой работает
клиент.
Сотрудники частных банков
создают и пользуются системами оценки,
которые помогают анализировать платежеспособность
с учетом интересов конкретного фин.учреждения.
Например, методика оценки кредитоспособности
заемщика Сбербанка основана на анализе
показателей состоятельности клиента
и финансовом риске выдачи кредита конкретному
лицу, которые изучаются с учетом прогнозируемых
тенденций.
Итак, рассмотрим поподробнее, как же происходит оценка кредитоспособности Заёмщика, конкретно в Сбербанке России. Для этого проводится количественная оценка финансового состояния и качественный анализ рисков. Целью проведения анализа рисков является определение возможности, размера и условий предоставления кредита.
1. Оценка финансового состояния Заемщика
Оценка финансового состояния Заемщика производится с учетом тенденций в изменении финансового состояния и факторов, влияющих на эти изменения.
С этой целью необходимо проанализировать динамику оценочных показателей, структуру статей баланса, качество активов, основные направления хозяйственно-финансовой политики предприятия.
При расчете показателей (коэффиц.) используется принцип осторожности, то есть пересчет статей актива баланса в сторону уменьшения на основании экспертной оценки.
1.1. Для оценки финансового
состояния Заемщика
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;
- показатели оборачиваемости и рентабельности.
I. Коэффициенты ликвидности.
Характеризуют обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных КЗ (итог р. VI баланса за вычетом строк 640 - "доходы будущих периодов", 650 - "фонды потребления", 660 - "резервы предстоящих расходов и платежей"): *1
стр.260 + стр.253 (частично)
К1
= ------------------------------
Раз.VI (стр.690) - (стр.640 + стр.650 + стр.660)
Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги и ценные бумаги Сбербанка России. При отсутствии соответствующей информации строка 253 при расчете К1 не учитывается.
Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность предприятия оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства. К2 определяется как отношение:
денежные средства + краткосрочные финансовые вложения и расчеты
------------------------------
стр.260 + стр.250 + стр.240
К2
= ------------------------------
Раз.VI (стр.690)-(стр.640 + стр.650 + стр.660)
Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей "краткосрочные финансовые вложения" и "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)". Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной ДЗ соответственно.
Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) К3 является обобщающим показателем платежеспособности предприятия, в расчет которого в числителе включаются все оборотные активы, в т.ч. и материальные (итог р. II баланса):
Раз.II (стр.290)
К3
= ------------------------------
Раз.VI (стр.690)-(стр.640 + стр.650 + стр.660)
Для расчета К3 предварительно корректируются уже названные группы статей баланса, а также "дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)", "запасы" и "прочие оборотные активы" на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету 83 "Доходы будущих периодов" (курсовые разницы) *2.
II. Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4.
Является одной из характеристик финансовой устойчивости предприятия и определяется как отношение собственных средств (итог раздела IV баланса за вычетом убытков) ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам (итог разделов V и VI баланса за вычетом строк 640 - "доходы будущих периодов", 650 - "фонды потребления", 660 - "резервы предстоящих расходов и платежей";
К4 = ------------------------------
Раз.V (стр.590) + Раз.VI (стр.690)-(стр.640 + стр.650 + стр.660)
III. Показатели оборачиваемости и рентабельности.
Оборачиваемость разных элементов оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитывается в днях исходя из объема дневных продаж (выручки от реализации).
Объем дневных продаж рассчитывается делением выручки от реализации на число дней в периоде (90, 180, 270 или 360).
Средние (за период) величины оборотных активов и кредиторской задолженности рассчитываются как суммы половин величин на начальную и конечную даты периода и величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.
Оборачиваемость
оборотных активов: средняя стоимость оборотных активов (по стр.290 баланса)
Информация о работе Кредитная политика банка: содержание и направления развития