Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:25, контрольная работа
Коммерческий кредит сыграл немаловажную роль в первый период нэпа как метод ускорения оборота средств и реализации товаров. Поскольку тогда не устанавливались и не могли быть установлены определенные нормы собственных оборотных средств, уровень этих средств у различных хозяйственных организаций был весьма различен. Коммерческий кредит позволял использовать имеющиеся у одних хозяйственных организаций излишки оборотных средств для возмещения недостатка оборотных средств у других организаций. Отпуск товаров в кредит содействовал установлению более тесных экономических связей между хозяйственными органами. Коммерческий кредит помогал преодолевать препятствия на пути продвижения товаров, возникающие вследствие временных финансовых затруднений у хозорганов-покупателей
Введение………………………………………………………………… 3-4стр.
1. Кредитная реформа и организация оборотных средств государственных предприятий……………………………………………………………. 5-11 стр.
2. Развитие кредитной системы и создание специальных банков долгосрочных вложений……………………………………………… 11-15 стр.
Заключение…………………………………………………………….16 стр.
Список использованной литературы………………………………..17 стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ИШИМЕ
ТЕМА: Кредитная реформа 30-х годов
студента 2 курса специальности Экономика заочная форма обучения, группа 1 Ступниковой М.Р. |
Проверил: Кучак Л.Л. |
Ишим 2013
Регистрационный номер
________________
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Кредитная реформа и организация
оборотных средств государственных предприятий…………………………………………………
2. Развитие кредитной системы и создание специальных банков долгосрочных вложений……………………………………………… 11-15 стр.
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………..17 стр.
Введение
Задачи внедрения и укрепления хозрасчета, усиления внутрипромышленного накопления прежде всего потребовали коренного пересмотра системы кредитования хозяйственных органов и расчетов между ними.
Коммерческий кредит сыграл немаловажную роль в первый период нэпа как метод ускорения оборота средств и реализации товаров. Поскольку тогда не устанавливались и не могли быть установлены определенные нормы собственных оборотных средств, уровень этих средств у различных хозяйственных организаций был весьма различен. Коммерческий кредит позволял использовать имеющиеся у одних хозяйственных организаций излишки оборотных средств для возмещения недостатка оборотных средств у других организаций. Отпуск товаров в кредит содействовал установлению более тесных экономических связей между хозяйственными органами. Коммерческий кредит помогал преодолевать препятствия на пути продвижения товаров, возникающие вследствие временных финансовых затруднений у хозорганов-покупателей. Вексель — инструмент коммерческого кредита — играл крупную роль как форма обеспечения банковских ссуд и как средство внедрения кредитной дисциплины.
Развитие и накопление опыта прямого планирования, усиление связи банков с хозорганизациями на основе производственного разграничения между ними функций и клиентов делали возможным проведение коренной кредитной реформы. Не малое значение имело и накопление опыта прямого банковского кредитования на отдельных хозяйственных участках.
Вопросы подготовляемой кредитной реформы подвергались широкому обсуждению в печати на протяжении 1929 г. Противопоставлялись друг другу два основных проекта реформы — Госбанка и ВСНХ. Первый был направлен на полный переход к прямому банковскому кредитованию с отменой коммерческого кредита, второй ограничивался упорядочением коммерческого кредита и системы расчетов.
Кредитная реформа должна была создать такую систему кредитования и расчетов, при которой в промфинпланах хозорганизаций находили бы свое полное и точное выражение все ресурсы и все расходы (источники, объем и направление средств) хозорганизаций и обеспечивались бы в полной мере плановое руководство и контроль государства над работой каждой хозорганизаций. Этой цели не отвечал проект ВСНХ, хотя в нем и имелась правильная критика некоторых неверных положений проекта Госбанка.
1. Кредитная реформа
и организация оборотных
Основное содержание кредитной реформы заключалось в ликвидации коммерческого кредита с заменой его прямым банковским кредитованием и в сосредоточении дела краткосрочного кредитования в едином кредитном институте — Государственном банке. Передача хозорганами друг другу товаров и предоставление услуг в кредит воспрещались. Каждый хозяйственный орган, нуждающийся в кредите, мог его получить, как правило, лишь в банке на основе кредитных планов. При этом банк должен был кредитовать непосредственно предприятия, входящие в состав объединения (тресты), и союзы кооперации (ЦРК и ТПО). Тем самым устанавливались прямые связи между банком, с одной стороны, предприятиями и хозяйственными организациями — с другой. Кредит должен был предоставляться на сезонные и другие временные потребности предприятий и хозяйственных организаций, связанные с производством и реализацией продукции. Усиливалась также роль Государственного банка как расчетного центра.
Государственный банк приступил к проведению реформы без надлежащей подготовки, хотя ему было предоставлено право определить срок перехода на новую систему кредитования и расчетов. Недостаточный инструктаж, отсутствие заблаговременно отпечатанных стандартных бланков, форм и т. п. ставили филиалы банка в трудное положение. Банковская статистика оказалась запутанной, снабжала банк неточными материалами. Правление банка рассылало на места противоречивые и непонятные циркуляры и инструкции, новый порядок выдачи ссуд необоснованно усложнялся и нередко сообщался по телеграфу, задерживалось сообщение местам кредитных лимитов. К тому же банк стал принимать к оплате путем безналичных перечислений счета на любую сумму, как бы малой она ни была.
На практике хозяйственные органы стремились преувеличить плановую потребность в денежных средствах, чтобы тем самым получить больше средств от банка. Следовательно, система огульного кредитования «под план», подрывая банковский контроль рублем и ослабляя хозрасчет, влекла за собой безудержное, хозяйственно-ненужное кредитование, так как хозорганы могли получить все «причитающиеся» им по кредитному плану средства, не заботясь о выполнении своих производственных планов. Это привело к автоматизму кредитования, исключавшему возможность контроля за ходом выполнения плана со стороны банка и хозяйственных органов.
Автоматизм расчетов заключался в том, что банк оплачивал счета поставщиков независимо от согласия покупателя и даже не считаясь с тем, имелись ли средства на счете покупателя в банке. Отгрузив продукцию в адрес покупателя, поставщик предъявлял счет-фактуру в банк, который без ведома и согласия покупателя зачислял сумму этого счета на контокоррент поставщика, а затем списывал ее с контокоррента покупателя. С поставщиков по сути дела снималась забота о качестве и комплектности отгружаемой продукции, так как достаточно было предъявить документ, подтверждающий сам факт отгрузки, чтобы получить от банка деньги за счет покупателя.
Автоматизм
кредитования и расчетов повлек за
собой обезличку собственных
и заемных средств
Свое «обоснование» недостатки и просчеты в практике проведения кредитной реформы находили в левацких «теориях» отмирания кредита. Так, утверждалось, что в обобществленном секторе нет продавцов и покупателей, следовательно, нет и действительного кредита, так как предприятия этого сектора лишены той самостоятельности, которой они обладали в первые годы нэпа, и связи между ними устанавливаются планом, а не рынком. Тем самым Государственный банк из кредитного учреждения якобы превращается в расчетный и контрольный орган, что и находит свое отражение в едином контокорренте. В этих условиях различие между кредитом и финансированием стирается. Банковский кредит поэтому должен автоматически следовать за перемещением материальных ценностей. Опираясь на такого рода «теории», Государственный банк пытался выполнять несвойственные ему функции регулирования производства и распределения общественного продукта.
Ошибки и просчеты в практике проведения кредитной реформы сказались на развитии народного хозяйства. Принципы хозрасчета оказались подорванными на ряде предприятий и хозяйственных организаций, поскольку там стали рассчитывать на то, что Госбанк все равно покроет прорывы в их хозяйственной деятельности.
Недостатки и ошибки в практике проведения кредитной реформы были устранены в течение 1931 г.
14 января 1931 г.
Совнарком СССР принял
Были введены три формы расчетов — акцептная, аккредитив и с особого счета. При акцептной форме расчетов банк вправе оплачивать счета поставщиков лишь при условии согласия покупателя. Только в тех случаях, когда покупатель в установленный срок не заявил о своем отказе от акцепта, банк может, охраняя интересы поставщика, перечислить средства на его счет со счета покупателя и без согласия (акцепта) последнего. Введение акцептной формы расчетов означало, следовательно, усиление ответственности поставщиков и покупателей за строгое соблюдение договорных отношений.
Вторая форма расчетов — аккредитив — применялась в тех случаях, когда необходимо было производить на месте — у поставщика — приемку товаров или осуществлять расчеты по степени готовности (за заказы, исполняемые в течение длительного срока и оплачиваемые частично, по мере их выполнения). Оплата банком принятых покупателем товаров или выполненных для него работ производилась по поручению покупателя в пределах суммы выставленного аккредитива. Особый счет вводился для расчетов с несколькими поставщиками, обслуживаемыми одним и тем же учреждением банка.
В связи с введением новых форм расчетов постановление СНК СССР от 14 января 1931 г. установило два дополнительных вида кредита — на суммы в пути и подтоварный. Первый должен покрывать дополнительную потребность поставщика в оборотных средствах на период с момента отгрузки товара до получения денег от покупателя; второй предоставлялся хозяйственным органам в тех случаях, когда задержка реализации товаров, а стало быть, и высвобождения оборотных средств происходит по причинам, непосредственно не зависящим от хозоргана (например, вследствие транспортных затруднений).
ЦК ВКП(б) в директивном письме от 12 апреля 1931 г. всем партийным организациям и руководителям хозяйственных, финансовых и банковских органов «О поправках к кредитной реформе и о кампании по заключению договоров» подчеркнул исключительное хозяйственно-политическое значение постановления СНК СССР от 20 марта и указал на мероприятия, которые должны быть проведены в период подготовки перехода на новую систему кредитования, т. е. до 1 мая 1931 г. В центре всей подготовительной работы предлагалось поставить вопрос о хозяйственных договорах.
Ликвидация
обезлички собственных и
Потребность предприятия
в собственных оборотных
В целях действительного обеспечения прав хозоргана распоряжаться своими собственными оборотными средствами единый контокоррент был ликвидирован. Каждое хозрасчетное предприятие, имеющее самостоятельный баланс и собственные оборотные средства, должно иметь в Госбанке свой расчетный счет, на который зачисляются все (и собственные, и заемные) оборотные средства предприятия или хозоргана. Право распоряжения этим счетом принадлежит только предприятию или хозоргану — владельцу счета. Госбанк может списывать средства со счета без согласия хозоргана или предприятия лишь в ограниченных, установленных законом случаях. Кроме расчетного счета хозорган или предприятие имеет ссудный счет, на котором отражается движение его задолженности Госбанку.
Наделение предприятий собственными оборотными средствами на определенные нужды в пределах минимальных потребностей повлекло за собой уточнение объектов банковского кредитования. Потребности, покрываемые собственными оборотными средствами, не могли служить объектами банковского кредитования. С другой стороны, потребности предприятий и хозяйственных органов и средствах, превышающих установленный минимум их собственных оборотных средств, должны покрываться банковским кредитом. В постановлении СТО от 23 июля 1931 г. указывалось: