Кредитная реформа 30-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:25, контрольная работа

Описание работы

Коммерческий кредит сыграл немаловажную роль в первый период нэпа как метод ускорения оборота средств и реализации товаров. Поскольку тогда не устанавливались и не могли быть установлены определенные нормы собственных оборотных средств, уровень этих средств у различных хозяйственных организаций был весьма различен. Коммерческий кредит позволял использовать имеющиеся у одних хозяйственных организаций излишки оборотных средств для возмещения недостатка оборотных средств у других организаций. Отпуск товаров в кредит содействовал установлению более тесных экономических связей между хозяйственными органами. Коммерческий кредит помогал преодолевать препятствия на пути продвижения товаров, возникающие вследствие временных финансовых затруднений у хозорганов-покупателей

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 3-4стр.
1. Кредитная реформа и организация оборотных средств государственных предприятий……………………………………………………………. 5-11 стр.
2. Развитие кредитной системы и создание специальных банков долгосрочных вложений……………………………………………… 11-15 стр.
Заключение…………………………………………………………….16 стр.
Список использованной литературы………………………………..17 стр.

Файлы: 1 файл

История финансов.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

«Государственный  банк предоставляет краткосрочный  кредит государственным предприятиям лишь на потребности, связанные с  финансированием ценностей в  пути, с авансированием сезонных процессов  производства, с накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, с временным повышением вложений в незавершенное производство, с сезонным накоплением готовых изделий и товаров, а также на другие временные нужды, вытекающие из хода производства и обращения товаров».

Таким образом, банковский кредит должен был предоставляться  лишь на временные нужды предприятий, причем в каждом случае на строго и  точно установленные нужды. Отсюда вытекают и основные принципы кредитования: срочность, возвратность, целевой характер и обеспеченность кредита. Каждая ссуда, предоставляемая Госбанком, должна иметь определенное целевое назначение и выдаваться лишь в том случае, если предприятие или хозорган гарантируют использование ссуды на установленную при ее выдаче цель. Каждая ссуда может быть, далее, выдана лишь на определенный, точно установленный срок. Соблюдение второго принципа требует обеспечения безусловного возвращения полученной ссуды по истечении ее срока. Для обеспечения же возвратности ссуды устанавливается четвертый принцип — обеспеченность кредита товарно-материальными ценностями. Банку предоставлялось право списывать с расчетного счета хозоргана средства на погашение просроченных ссуд.

 

2. Развитие  кредитной системы и создание специальных банков долгосрочных вложений

 

Проведение  кредитной реформы было неразрывно связано с перестройкой всей кредитной  системы. Основная линия такой перестройки  заключалась в разграничении  функций краткосрочного кредитования и капитальных вложений с отраслевой специализацией банков долгосрочных вложений.

В печати обсуждался вопрос о нецелесообразности сохранения трех самостоятельных банков — БДК, Цекомбанка и Всекобанка. Слияние  БДК и Цекомбанка мотивировалось тем, что в их работе имеется параллелизм, препятствующий правильному планированию кредита и проведению финансового контроля над капитальными вложениями. Отмечалось, что организации, осуществляющие строительство, оказывались вынужденными обращаться за средствами к обоим учреждениям. Ликвидация Всекобанка обосновывалась незначительным масштабом его работы после кредитной реформы и однотипностью объектов, финансируемых Всекобанком и (по линии Наркомторга) Банком долгосрочного кредитования (БДК).

ЦИК и СНК  СССР постановлением от 30 января 1930 г. «О кредитной реформе» признали необходимым передать систему сельскохозяйственного кредита сельскохозяйственной кооперации. Центральный сельскохозяйственный банк был передан в ведение Всесоюзного совета сельскохозяйственной кооперации и реорганизован во Всесоюзный сельскохозяйственный кооперативно-колхозный банк; все республиканские, краевые и областные сельскохозяйственные банки были превращены в филиалы Всесоюзного сельскохозяйственного кооперативно-колхозного банка, непосредственно ему подчиненные; банковские звенья ниже краевых и областных, а также сельскохозяйственные кредитные союзы ликвидированы; сельскохозяйственные кредитные товарищества укрупнены и переведены на чисто кредитную работу с прекращением их производственной, сбытовой, снабженческой и торговой деятельности.

Проведенная реорганизация  положила конец многозвенности системы  сельскохозяйственного кредита  и проистекавшей отсюда несогласованности  в ее работе. До организации имелось 6 республиканских банков, 45 обществ  сельскохозяйственного кредита  и 105 их филиалов, 35 кредитных союзов и 9648 кредитных товариществ. После организации осталось 48 филиалов кооперативно-колхозного банка и 2932 кредитных товарищества.

В условиях громадного роста вложений в сельское хозяйство, осуществляемых по линии МТС, совхозов и колхозов, кредитные товарищества оказались, однако, не в силах обеспечить твердый контроль. Они не могли справиться с задачами обслуживания крупных социалистических сельскохозяйственных предприятий. Задача мобилизации свободных ресурсов колхозов, в том числе их денежных неделимых фондов, могла быть с успехом решена государственными кредитными учреждениями, являющимися вместе с тем орудием государственного руководства и контроля. Поэтому еще в 1930 г. все дело сельскохозяйственного кредита было передано Государственному банку СССР, а кредитные товарищества, перед этим укрупненные в форме районных сельскохозяйственных банков, были преобразованы в его отделения.

Сосредоточение  в Госбанке всего дела финансирования и кредитования сельского хозяйства  себя не оправдало и могло быть лишь временной, переходной мерой.

С ростом масштабов  капитальных вложений увеличивалась  роль финансовых органов и банков в осуществлении контроля за их использованием. В июне 1931 г., рассмотрев деятельность Промбанка, Совет Труда и Обороны СССР (СТО) признал ее не соответствующей основным положениям постановлений правительства от 14 января и 20 марта о ликвидации недостатков и ошибок в практике проведения кредитной реформы. Банкам было предложено финансировать стройки лишь в соответствии с выполнением строительных заданий и обязательствами, вытекающими из строительных договоров, и только в пределах утвержденных на капитальное строительство средств, строго выполнять директивы о запрещении финансирования беспроектных строительств и сокращать лимиты финансирования строек на стоимость работ, не обеспеченных утвержденными проектами и сметами.

Для того чтобы  обеспечить необходимый финансовый контроль в области капитальных  вложений, требовалось создание специализированных по отраслям хозяйства органов, в которых концентрировались бы все средства, направляемые на финансирование капитальных вложений в данной отрасли хозяйства. С другой стороны, быстрый рост бюджетных ассигнований, направляемых безвозвратно на строительство и реконструкцию промышленных предприятий, транспорта, совхозов и МТС, превращение бюджетных ассигнований в основной, решающий источник денежных ресурсов для финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений усиливали непосредственную ответственность

Наркомфина за правильное использование средств, за правильную организацию финансового хозяйства строительства. Все это предопределило создание органов финансирования и долгосрочного кредитования капитальных вложений в непосредственном ведении Наркомфина.

5 мая 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление «Об организации специальных банков долгосрочных вложений», в котором указывалось:

«В соответствии с осуществлением социалистической реконструкции всего народного  хозяйства и интересами быстро развертывающегося  капитального строительства, требующего специализированной применительно к отдельным отраслям организации финансирования с обеспечением при этом единства в кредитной системе, контроля за установленным целевым использованием отпускаемых на капитальное строительство государственных средств, внедрения хозрасчета на стройках и удешевления строительства, Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров Союза ССР постановляют:

1. Организовать  в системе Народного комиссариата  финансов Союза ССР всесоюзные специальные банки долгосрочных вложений:

а) банк финансирования капитального строительства промышленности и электрохозяйства (Промбанк), преобразуемый из банка долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства;

б) банк финансирования социалистического земледелия (Сельхозбанк);

в) банк финансирования капитального строительства кооперации (Всекобанк), преобразуемый из Всероссийского кооперативного банка;

г) банк финансирования коммунального и жилищного строительства (Цекомбанк)».

Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 5 мая 1932 г. и последующими решениями было проведено следующее разграничение отраслей деятельности между отдельными спецбанками: на Промбанк было возложено финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) капитального строительства всех государственных предприятий и строительных организаций, промышленности, снабжения, транспорта и связи, торговли и заготовок; на Цекомбанк — финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всего жилищного, коммунального и культурно-бытового строительства, а также комплексного строительства новых городов и поселков; на Сельхозбанк — финансирование (в порядке безвозвратных вложений и долгосрочных ссуд) всех видов капитальных вложений сельскохозяйственных государственных предприятий и организаций, а также колхозов: на Всекобанк — финансирование (в порядке долгосрочных ссуд) всех видов капитального строительства, кооперации, кроме жилищной.

Спецбанки должны были сосредоточивать у себя все  средства, предназначенные на капитальные вложения; осуществлять расчетные операции по обслуживанию своих клиентов; проводить контроль за использованием отпущенных банками средств по назначению в соответствии с фактическим ходом работ.

 

Заключение

 

Кредитная реформа  имела крупное значение для всего социалистического строительства. В результате реформы обеспечивалась непосредственная связь кредита с процессами производства и обращения товаров, что составляет одну из важнейших особенностей советского кредита. Создалась система кредитования и расчетов, соответствующая сущности советского кредита, его роли в хозяйственной жизни страны, позволяющая плодотворно использовать кредит и банковские учреждения для борьбы за выполнение народнохозяйственных планов, для укрепления хозяйственного расчета, усиления заинтересованности предприятий и хозорганизаций в результатах своей деятельности, для контроля рублем.

Кредитная реформа  вместе с тем усилила возможности  контроля рублем со стороны финансовых органов, их ответственность за состояние  и правильное использование собственных оборотных средств предприятий и хозорганизаций. Одним из важнейших результатов кредитной реформы явилось облегчение условий для планирования денежного обращения. Реформа позволила перейти к составлению кассовых планов «в целях улучшения учета денежной массы и укрепления планового начала в регулировании денежного обращения» . В кассовых планах, представляемых хозяйственными органами и учреждениями в Госбанк одновременно с их квартальными финансовыми и кредитными планами, учитывались все ожидаемые поступления наличных денег и фактическая потребность в наличных деньгах для выплаты заработной платы, на заготовки и для других нужд.

 

Список использованной литературы

 

  1. Сумцова Н.В., Мамыкина Н.Н. Анализ эволюции российской налоговой системы в контексте налоговой политики// Финансы и кредит.- 2004.- № 28.
  2. Степанов В.Л. Государственный ипотечный кредит в дореволюционной России (конец XIX – начало XX в.)// Деньги и кредит.- 2004.- № 2.
  3. Сажина М.А. Формирование налоговой системы России в условиях становления рыночной экономики// Финансы и кредит.- 2004.- № 8.
  4. Дьяченко В.П. История финансов СССР, Изд-во «наука». – М.: 1978. – 492 с.
  5. История России с древнейших времен до конца XX века: Учебное пособие для студентов вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 656 с.
  6. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы / М.М. Горинов, А.А. Горский, В.О. Дайнес и др.; Под ред. М.Н. Зуева. – М.: Высш. шк. – 1995. – 431 с.
  7. История России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 520 с.
  8. История России: Учебник / Под общ. ред. Ю.И. Казанцева, В.Г. Деева. – М.: ИНФРА – М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 472 с.
  9. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М, 1998. – 592 с.
  10. Пушкарева В.М. История мировой и русской финансовой науки и политики. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 272 с.

 


Информация о работе Кредитная реформа 30-х годов