Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 06:03, контрольная работа
Кредитная система представлена банковским, потребительским, коммерческим, государственным, международным кредитом. Всем этим видам кредита свойственны специфические формы отношений и методы кредитования. Реализуют и организуют эти отношения специализированные учреждения, образующие кредитную систему. Ведущим звеном институциональной структуры кредитной системы являются банки.
Введение 3
Понятие и сущность кредитной системы 4
Механизм функционирования кредитной системы 8
Государственное регулирование кредитной системы 12
Современная кредитная система России с 1990 г. по 2011 г. 16
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Центральной частью управляющего
воздействия Центрального банка
на функционирование действующего коммерческого
банка можно считать надзор за
его деятельностью и
Из нормативных актов ЦБ РФ, в которых решаются общие вопросы надзора за деятельностью банков и её регулирования, следует отметить инструкции:
№105-И от 25.08.2003 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалы) уполномоченными представителями Центрального банка РФ»
№108-И от 1.12.2003 г. «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)»;
№59 от 31.03.1997 г. «О применении к кредитным организациям мер воздействия».
Государственное регулирование кредитно-финансовых институтов – один из важнейших элементов развития и формирования кредитной системы.
Основными направлениями
государственного регулирования являются:
политика центрального банка в отношении
кредитно-финансовых институтов, особенно
банков; налоговая политика правительства
в смешанных (
Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:
– проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;
– оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
– проверку состояния ликвидности баланса, ликвидности активов и ликвидности контролируемого банка;
– контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;
– проверку фискальной и социальной защиты работников банка. [11, с. 53]
В промышленно развитых странах
политика центрального банка распространяется
главным образом на коммерческие
и сберегательные банки и осуществляется
в следующих формах: учетная политика;
регулирование нормы
Учетная политика центрального банка состоит в учете и переучете коммерческих векселей, поступающих от коммерческих банков, которые в свою очередь, получают от промышленных, торговых и транспортных компаний. Центральный банк выдает кредитные ресурсы на оплату векселей и устанавливает так называемую учетную ставку. Как правило, учетная политика центрального банка направлена на лимитирование переучета векселей, установление предельной суммы кредита для каждого банка. Таким образом, осуществляется воздействие на объем выдаваемых ссуд. Учетная политика обычно сочетается с государственным регулированием процентных ставок по вкладам и кредитам. Хотя банки в основном самостоятельно определяют проценты по вкладам и ссудам, тем не менее, они ориентируются на учетную ставку центрального банка – так называемое дисконтное окно. При этом необходимо отметить, что в каждой стране существует своя специфика учетной политики, определяемая традициями, развитием кредитной системы, ролью государства и центрального банка в экономике.
Следующей формой регулирования
центрального банка является определение
нормы обязательных резервов для
коммерческих банков. Смысл этой формы
регулирования заключается в
том, что коммерческие банки обязаны
хранить часть своих кредитных
ресурсов на беспроцентном счете
в центральном банке. Норма резерва
может уменьшаться или
Еще одной формой регулирования
центральным банком кредитной системы
являются операции на открытом рынке
с государственными облигациями
путем их купли-продажи кредитно-
Формой регулирования является также прямое государственное воздействие центрального банка на кредитную систему путем прямых предписаний органов контроля в форме инструкций, директив, применения санкций за нарушения. В ряде случаев центральный банк осуществляет контроль за крупными кредитами, лимитирование банковских кредитов, выборочную проверку кредитных учреждений. Однако методы прямого воздействия в основном распространяются на коммерческие и сберегательные банки и в меньшей степени – на другие кредитно-финансовые институты.
Один их методов регулирования – налоговая политика. Она заключается в изменении налоговых ставок на прибыль, получаемую различными кредитно-финансовыми институтами. Как правило, последние облагаются налогом на прибыль, как и все прочие юридические лица, действующие в определенных экономических условиях.
Другим регулирующим методом кредитной системы является участие государства в деятельности кредитно-финансовых учреждений. Это выражается в трех основных направления: приобретение части кредитных институтов государством путем национализации; организация новых учреждений как дополнение к частным; долевое участие государства путем приобретения акций кредитно-финансовых учреждений и, таким образом, создание смешанных институтов.
Посредством данного метода
государство оказывает
В рамках исполнительной власти
основными регулирующими
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1994 г.
Банковская система:
Специализированные
Новая структура кредитной
системы стала в большей
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Многие вновь созданные кредитно-финансовые институты, страховые компании и инвестиционные фонды занимаются несвойственной им деятельностью: привлекают вклады населения, выполняя функции коммерческих и сберегательных банков. Ряд инвестиционных фондов, финансовых компаний и банков построили свою деятельность не на подлинной коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну банкротств в 1993–1994 гг. Кроме того, высокие ставки на краткосрочные кредиты ведут к необоснованному росту прибылей, которые в последующем конвертируются в иностранную валюту, что обесценивает рубль и ведет к усилению инфляции. Поэтому многие стороны деятельности банковской системы Российской Федерации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.
Глобальный финансовый кризис сказался не только на поведении вкладчиков банков и регулирующих органов, но и на финансовой политике банков. Масштабные потери, понесенные мировой банковской системой в 2007–2009 гг., выявили серьезные слабости в организации банковского риск – менеджмента. В результате банки изменили свою финансовую политику, перейдя к менее прибыльным, но более безопасным стратегиям привлечения финансовых ресурсов и размещения средств. Конкретные сдвиги в финансовой политике кредитных организаций различались в зависимости от особенностей национального банковского законодательства, сложившейся деловой практики, структуры банковского сектора и т.д. Однако наряду с различиями можно выявить и ряд общих тенденций [6, с. 112].
Переоценка риска ликвидности способствовала наращиванию доли облигаций в банковских актива/ б). Объясняется это тем, что облигации могут использоваться для оперативной мобилизации средств посредством операций РЕПО или продажи ценных бумаг. Кроме того, в условиях ослабления взаимного доверия между участниками рынка во многих странах отмечалось существенное увеличение спрэдов между ставками по обеспеченным и необеспеченным краткосрочным заимствованиям. В связи с этим переориентация на заимствования на рынке РЕПО могла снизить стоимость краткосрочного фондирования. Одновременно с наращиванием вложений в облигации банки сокращали краткосрочные заимствования, в частности, привлечение средств на рынке МБК. Ничем не отличались и российские банки, они так же активно наращивали вложения в облигации и увеличивали объемы операций на рынке РЕПО,
Переоценка кредитного риска по банковским операциям, связанная с резким ростом «плохих» долгов привела к изменению кредитной политики банков. В странах, где осуществляются выборочные обследования условий банковского кредитования, после многолетнего смягчения требований к кредитному качеству заемщиков отмечалось их резкое ужесточение. К концу 2009 г. банки вновь начали смягчать отдельные условия кредитования (в частности, максимальные объемы и сроки кредитования), но при этом, как правило, продолжали придерживаться крайне жесткой политики отбора заемщиков.
В России изменение требовании
к заемщикам было неодинаковым. Наиболее
жесткой политики банки придерживались
в отношении крупных
В 2007–2010 гг. отмечались и иные сдвиги в политике банков (сокращение объемов операций с нерезидентами, активизация операций на рынке депозитов населения и т.д.). Но они в большей степени зависели от специфики национальной финансовой системы и наблюдались лишь в отдельных группах стран.
Исходя
из вышесказанного, в ближайшие годы
можно ожидать дальнейших изменений
в функционировании мирового банковского
сектора, в том числе и российских
банков. Во-первых, сохраняется значительный
потенциал роста пассивов мировой
банковской системы за счет сокращения
рыночной ниши теневой банковской системы.
Во-вторых, ужесточение банковского
регулирования и
Информация о работе Кредитная система России в условиях становления рынка