Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…...3
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики………….. 12
2.1. Политика обязательных резервов……………………………… 12
2.2. Рефинансирование коммерческих банков……………………...14
2.3. Операции на открытом рынке………………………………...…16
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной
сферы…………………………………………………………..…18
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI
веке…………………………………………………………...………..20
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики…20
3.2 Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2011год и период
2012 и 2013 годов………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………29
Список используемой литературы………………………….………..32

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика государстава.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы.

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный  банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных  ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также центральный банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование  административного воздействия  со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

Кроме трех основных вышеприведенных  инструментов денежной  политики, государство  также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи,  потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство  устанавливает предписываемую законом  «маржу», т.е. процент от продажной  цены ценной бумаги,  который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо  ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка.  Маржу повышают при желании  ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство  хочет  не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать  потребительский  кредит:  повысит  ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при  покупке  кредитной карточки.

Государство в лице центрального  банка  может  влиять  на  банки  путем словесного убеждения.  Могут  быть политические заявления, общие  решения, просто призывы к тому или  иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения  относительно  доступности  кредита  в   будущем. Иногда увещевания  оказывают  определенное  воздействие,  в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны  к  общественному  мнению, как и другие.

3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI веке.

3.1 Меры по  совершенствованию денежно-кредитной  политики

Главной целью денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих  темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов  денежно-кредитного регулирования  должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

• ограничение  денежной массы объемом, необходимым  для осуществления экономической  деятельности;

• оптимизация  структуры денежной массы и ее распределения между секторами  и субъектами экономики;

• предотвращение оттока капитала за рубеж;

• поддержание  на заданном уровне валютных резервов.

Решение этих задач требует осуществления  комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией  и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва  в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки  государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы – это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо  установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в  конце концов, должно привести к  снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим инструментом совершенствования  денежно-кредитной политики должно стать совершенствование системы  рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег  экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

• Обеспечение  создания коридора базовых ставок рефинансирования банков на основе аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам  регулирования банковской ликвидности  и снижение ставок по кредитам экономике.

• Совершенствование  процедуры быстрого реагирования на изменение объемов банковской ликвидности  и колебание ставок межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку  уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

• Упорядочивание процедур предоставления резервного кредита  отдельным банкам, испытывающим кратковременный  недостаток ликвидности, обеспечит  стабильность банковской системы при  кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

• Ограничение  эмиссии краткосрочных обязательств Центрального Банка по мере расширения эмиссии государственных ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300–400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

• Дифференсация  систем обязательного резервирования депозитов банков, нацеленная на увеличение доли долгосрочных депозитов в качестве ресурса для повышения инвестиционной активности в стране обеспечит повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

• Осуществление  поэтапного пересмотра норм обязательного  резервирования в сторону их снижения по мере сокращения темпов инфляции и  роста спроса на кредитные ресурсы  для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

• Создание системы мониторинга конъюнктуры  денежного рынка и рынка капиталов  и на этой основе осуществление моделирования  и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

 

 

3.2 Основные направления  единой государственной денежно-кредитной политики на 2011год и период 2012 и 2013 годов.

Комитет Государственной  Думы по экономической политике и  предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013годов и отмечает следующее.

В соответствии основными параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.

Расчеты по денежной программе  на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей  платежного баланса и параметров проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

    В соответствии  с прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  ожидается, что в 2011 году экономический  рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее в соответствии с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

    Банк России  разработал три варианта денежной  программы в зависимости от  основных параметров прогноза  социально-экономического развития  Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй  вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

    При предполагаемом  в прогнозный период ослаблении платежного баланса и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение все в большей степени будет формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом важное значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

    Планируемое  в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения.

    В рамках  первого варианта денежной программы,  рассчитанного исходя из значительного  снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение  ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей  в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

    Для обеспечения  роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного  варианта программы, увеличение  ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах  - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

Как предусмотрено "Основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.

Информация о работе Кредитно-денежная политика