Кредитно-денежная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики.
Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………...2
1. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства…...3
2. Основные инструменты денежно-кредитной политики………….. 12
2.1. Политика обязательных резервов……………………………… 12
2.2. Рефинансирование коммерческих банков……………………...14
2.3. Операции на открытом рынке………………………………...…16
2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной
сферы…………………………………………………………..…18
3. Единая государственная денежно-кредитная политика в XXI
веке…………………………………………………………...………..20
3.1 Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики…20
3.2 Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2011год и период
2012 и 2013 годов………………………………………………....24
Заключение……………………………………………………………29
Список используемой литературы………………………….………..32

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика государстава.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

    Во втором  варианте денежной программы,  предполагающем умеренный рост  цен на нефть в рамках прогнозного  периода, соответствующий показателям  прогноза платежного баланса  прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому.

    В 2011 и 2012 годах указанный прирост ЧМР  будет частично компенсирован  сокращением ЧВА, которое с  учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии  с ориентирами по инфляции, в  указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей.

    В условиях  предполагаемого по данному варианту  сокращения дефицита федерального  бюджета и изменения источников  его финансирования ожидается,  что динамика чистого кредита  расширенному правительству не  окажет существенного влияния  на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

    При прогнозируемой  динамике кредита расширенному  правительству в 2011 году сокращение  ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.

    В соответствии  с третьим вариантом денежной  программы, основанным на предположении  о существенном росте цен на  нефть, в 2011 году прогнозируется  увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и  1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей.

    С учетом предполагаемой благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора.

    Параметры  денежной программы не являются  жестко заданными и могут быть  уточнены при изменении экономической  конъюнктуры и отклонении фактических  значений от исходных условий  формирования вариантов развития экономики. В целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении.

 

 

Заключение.

Первоочередной  задачей государственного сектора  является  стабилизация экономики. Необходимо обеспечение экономического роста, борьба с инфляцией. Государство  этим занимается, проводя фискальную и денежно - кредитную политику.  Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это  делается для регулирования денежного предложения в стране.

Центральным звеном денежной политики государства является  центральный банк (ФРС - в США,  ЦБ - в РФ). Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ  являются:  операции на открытом рынке ценных бумаг,  уровень процентной ставки по займам коммерческим банкам и  величина обязательных резервов.  Также Центральный банк разрабатывает требования к коммерческим банкам, выполнение которых обеспечивает ликвидность банков.

Банк Росии сохраняет  преемственность в определяющих принципах формирования денежно-кредитной  политики, соподчиняя ее цели главным  задачам экономической политики государства. на предстоящий 2002 год снижение инфляции при обеспечении роста ВВП по-прежнему остается конечной целью денежно-кредитной политики. Задачей определения количественных параметров экономической политики является выбор наилучшего сочетания экономического роста и инфляции. Критерием такого выбора должно быть повышение доходов населения в реальном выражении.

При проведении денежно-кредитной  политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее  время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям.  Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от  наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

Кредитно-денежная политика по аналогии с фискальной ставит цели стабилизации, повышения устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления кризисов, обеспечения занятости и экономического роста. Если фискальная политика имеет более выраженный анти циклический характер, связана с налогами и бюджетом, то денежно-кредитная политика ограничивается стабилизацией денежного обращения и больше ориентирована на денежную массу.

Отсюда следует, что  целевые задачи денежно-кредитной  политики своеобразны. Это – подавление инфляции, стабилизация уровня цен, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение постоянного денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, контроль денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

В монетарной форме макроэкономическая денежная политика связывается, в первую очередь с воздействием на денежную массу. Жесткой считается такая денежная политика, когда государство сокращает денежную массу, ограничивает эмиссию, содействует поддержанию высоких процентных ставок на получение денег в кредит. Мягкой же называют такую политику, когда государство способствует увеличению денежной массы или хотя бы не мешает ему, практически не сдерживает выпуск в обращение новых денег и помогает получению дешевых кредитов. Государство проводит свою эмиссионную политику в основном через ЦБ страны.

Основными же частями  и одновременно инструментами государственной  денежно-кредитной политики является политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, политика обеспечения  ликвидности. Вместе эти инструменты позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты, таким образом оказывать косвенное влияние на изменение рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, доходы и расходы субъектов рынка, рыночный обмен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: Дело, 2005. – 300 с.
  2. Государственное регулирование экономики в современных условиях. – М.: ИЭ РАН, 2004. – 132 с.
  3. Дробозина В.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Мировая экономика. / Под ред. А.С. Булатова. М.: Юрист, 2005. – 537 с.

 

  1. Интернет-ресурсы официального сайта ЦБ РФ www.cbr.ru
  2. Интернет-ресурсы официального сайта Российской газеты www.rg.ru

 

  1. Куликов А.Г. и др. "Кредиты и инвестиции" "Приор", М.2004 г.

 

  1. Лебедев О.Г., Филиппов Г.Ф., «Основы экономики» Учебное пособие, С-Петербург «МиМ» 1998 г.

 

  1. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ, 2006. – 522 с.
  2. Э.Дж.Долан "Деньги, банки и денежно-кредитная политика"  "Санкт-Петербург Оркестр", С-Пб, 2004 г.

 

 

 

 

 




Информация о работе Кредитно-денежная политика