Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:42, контрольная работа
В связи с началом трудного переходного периода в обществе и экономике страны 1991 году, Россия вступила на путь реформирования экономики. Либерализация цен, внесла хаос в ценообразование, нарушила основные принципы товарно-денежной сбалансированности. Объем денежной массы в обращении стал увязываться в основном с приростом валютных резервов и весьма слабо ориентирован на внутренние ресурсы, производственные активы страны и объемы производства товарно-материальных ценностей. Высокие процентные ставки сделали кредит недоступным для реального сектора экономики.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Кредитные отношения и современная банковская система………………………………..5
Расширение денежного предложения и механизм создания денег. Денежный мультипликатор………………………………………………………………………………14
Цели, задачи, направления и инструменты монетарной политики……………………….20
Заключение………………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы……………………………………………………..……..30
Разбор экономической ситуации………………………………………………………………..31
Деньги М3=М2 + Крупные (свыше 100 тыс. дол.) срочные депозиты.
Существуют и другие несколько менее ликвидные активы, в частности некоторые государственные ценные бумаги (например, казначейские векселя и сберегательные облигации), которые также легко перевести в категорию М1. При огромном многообразии существующих активов подобного типа различия между ними с точки зрения ликвидности (или обратимости в деньги) весьма незначительны. Какое из определений денег нам следует принять? Простейшее определение М1 охватывает лишь те компоненты, которые прямо и непосредственно используются в качестве средства обращения. Вот почему на этот показатель чаще всего ссылаются, говоря о денежной массе (денежном предложении). Однако для некоторых целей экономисты предпочитают пользоваться более широким определением М2. А что касается М3, еще более широкого определения денег, то оно настолько всеохватно, что многие экономисты вообще ставят под вопрос его полезность.
Предложение денег контролирует центральный банк путем денежной эмиссии и регулирования выдачи денег в ссуду коммерческими банками через установление учетной ставки (ставки рефинансирования) центрального банка. Если в качестве своей тактической цели устанавливается некое фиксированное предложение денег и поддерживается на данном уровне независимо от того, что будет происходить с процентными ставками, то кривая предложения денег будет вертикальной линией (SМ1). Если же тактическая цель центрального банка — стабилизация процентной ставки (по меньшей мере в краткосрочном временном интервале) на некотором фиксированном уровне вне зависимости от изменения количества денег, то кривая предложения денег будет горизонтальной (Sm2). Если же центральный банк не устанавливает тактических целей ни для величины предложения денег, ни для значения нормы процента и допускает расширение масштаба предложения денег по мере того, как растет норма процента, то кривая предложения денег будет возрастающей (Sm3).
Как мы уже отмечали, главная активная операция коммерческих банков — кредитование. При выдаче кредитов коммерческие банки создают безналичные деньги и увеличивают денежное предложение. Количество денег увеличивается в соответствии с мультипликатором денежного предложения. Механизм мультипликатора денежного предложения рассмотрим на примере.
Допустим, некоторая фирма продала свои товары за 100 000 ден. ед. и положила эти деньги в банк А. Банк может выдать эти деньги в качестве кредита другой фирме. В соответствии с банковским законодательством часть этой суммы резервируется в центральном банке. Предположим, что норма обязательных резервов составляет 10 %. В этом случае банк А может дать кредит в размере 90 000 ден. ед. При предоставлении кредита на 90 000 ден. ед. количество денег (денежное предложение) увеличивается со 100 000 до 190 000 ден. ед., причем 90 000 ден. ед. — это деньги, созданные банком А.
Фирма, получившая кредит на 90 000 ден. ед. покупает необходимые ей товары у третьей фирмы, которая кладет выручку на счет в банк Б, банк Б использует эти денежные средства для кредитования четвертой фирмы. При норме обязательных резервов 10 % сумма кредита составит 81 000 ден. ед. В результате этого количество денег увеличивается со 190 000 до 271 000 ден. ед;
81 000 ден. ед. — это деньги, созданные банком Б. Банки А и Б вместе создали 90 000 + 81 000 = 171 000 ден. ед. дополнительных денег.
Создание денег будет продолжаться до тех пор, пока вся сумма первоначального вклада (100 000 ден. ед.) не будет использована в качестве обязательного резерва. В результате мультипликационного эффекта банками при предоставлении кредитов будет создано такое количество безналичных денег, которое в несколько раз превысит первоначальный вклад. Увеличение денежного предложения происходит в соответствии с мультипликатором денежного предложения, который рассчитывается по формуле k = 1/Норма обязательных резервов, % х 100%
В нашем примере мультипликатор денежного предложения равен 10. Таким образом, первоначальный вклад на денежный счет в банк А в размере 100 000 ден. ед. может увеличить количество денег в обращении до 100 000 10 = 1 000 000 ден. ед., т. е. в 10 раз.
Мультипликатор денежного предложения — коэффициент, характеризующий увеличение (мультипликацию) денег на депозитных счетах коммерческих банков при предоставлении кредитов.
Следует иметь в виду, что мультипликатор денежного предложения приводит не только к увеличению, но и к уменьшению денежного предложения. Происходит это тогда, когда фирма изымает со счета в банке свои деньги, например для выплаты заработной платы.
Итак, кейнсианский мультипликатор работает и в денежно-кредитной сфере. Если не учитывать этот мультипликационный эффект, то в один момент непродуманным изменением нормы резервирования можно расстроить денежную систему страны. Банки, таким образом, влияют на предложение денег, кредитные отношения. Эффект создания коммерческими банками новых денег при предоставлении кредитов активно используется центральными банками при проведении денежно-кредитной политики. Центральные банки, с помощью различных инструментов управляя деятельностью коммерческих банков, регулируют объем денежного предложения и, в конечном счете, ставку ссудного процента.
Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой один из видов стабилизационной или антициклической политики (наряду с фискальной, внешнеторговой, структурной, валютной и др.), направленной на сглаживание экономических колебаний.
Целью стабилизационной монетарной, как любой стабилизационной политики государства является обеспечение: 1) стабильного экономического роста, 2) полной занятости ресурсов, 3) стабильности уровня цен, 4) равновесия платежного баланса.
Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса. Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк. Однако изменение предложения денег в экономике происходит в результате операций не только центрального банка, но и коммерческих банков, а также решений небанковского сектора (домохозяйств и фирм).
Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать: 1) контроль за предложением денег (денежной массы), 2) контроль за уровнем ставки процента, 3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).
Для понятия сущности денежно-кредитной политики представляется целесообразным дать ей, более развернутую, характеристику в системном аспекте через описание следующих пяти основных элементов: объекты, субъекты, цели, инструменты, технология. Объектом в системе денежно-кредитной политики выступают, прежде всего, денежные средства (финансовые активы), обеспечивающие воспроизводство товаров и услуг. Кроме того, к объектам можно отнести институты денежно-кредитного сектора экономики страны. Субъектами денежно-кредитной политики являются государственные структуры, которые в соответствии с законодательством страны уполномочены осуществлять государственное регулирование денежных потоков и деятельности институтов денежно-кредитного сектора.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика заключается в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Т.о. можно дать более точное понятие денежно-кредитной политики: Денежно-кредитная политика– это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы/
Цели
денежной политики можно
Конечные (основные) цели: — высокий уровень занятости;
Промежуточные цели: — денежные агрегаты;
Операционные цели: — резервные агрегаты (резервы, денежная масса и др.);
Процесс формулирования
целей денежно-кредитной
На первом этапе устанавливаются конечные цели денежно-кредитной политики в форме контрольных цифр экономического роста, инфляции, состояния платежного баланса.
На втором этапе определяются промежуточные цели денежно-кредитной политики в форме конкретных количественных денежно-кредитных показателей.
На третьем этапе устанавливаются операционные цели денежно-кредитной политики. Определяется круг денежно-кредитных показателей, которые подвержены влиянию центрального банка (к примеру, процентные ставки, устанавливаемые центральным банком)
Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет Центральный банк.
Основные задачи денежно-кредитной политики:
обеспечение устойчивости национальной валюты в целях эффективного осуществления платежей и расчетов;
— выработка правил денежного обращения, их регулирование и контроль за их выполнением;
— воздействие на экономическую конъюнктуру путем изменения находящихся в обращении денег.
Для реализации этих задач Центральный банк использует определенный набор инструментов. Как уже говорилось, только Центральный банк может осуществлять денежную эмиссию, имея исключительное право на печатание банкнот. Кроме того, в целях регулирования величины и структуры денежной массы Центральный банк применяет специфические инструменты денежно-кредитной политики, важнейшими из которых являются:
— учетная политика;
— политика открытого рынка;
— резервная политика;
При проведении своей политики Центральный банк исходит как из стратегических задач развития экономики страны, так и преследует частные тактические цели краткосрочного характера. Пи этом он может проводить как самостоятельную политику, так и идти в “фарватере” политики правительства.
Политика Центрального банка в значительной степени определяется характером его взаимоотношений с другими государственными органами, вытекающим из специфики законодательства о Центральном банке и денежном обращении в той или иной стране, а также сложившимися в стране традициями и характером развития политических институтов.
Теперь рассмотрим подробнее каждый инструмент монетарной политики.
Резервная политика заключается в том, что Центральный банк устанавливает нормативы обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов). Обязательные резервы выполняют функцию страхового фонда для депозитов (то есть гарантируют определенную величину нерисковых банковских активов), что актуально в периоды банковских кризисов. Норма обязательного резервирования, как правило, дифференцируется по видам вкладов: чем меньше величина и срок вклада, тем выше норма отчисления в резервы.
Величина коэффициента обязательного резервирования является одним из ключевых параметров, влияющих на мультипликативное расширение денежной массы, а, следовательно, и на величину денежного предложения. Так, повышение (понижение) нормы обязательных резервов приводит к уменьшению (увеличению) величины денежной массы, которую может поддерживать заданная величина резервов. Кроме того, величина указанного коэффициента оказывает влияние и на процентные ставки. Установление нормы обязательных резервов коммерческих банков, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой – эти нормы выступают в качестве прямого ограничения инвестиций.
Однако применение политики минимальных резервных требований имеет и существенные ограничения, обусловленные как институциональными факторами, так и состоянием конъюнктуры финансового рынка. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.
Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Информация о работе Кредитные отношения и банковская система