Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 20:42, контрольная работа
В связи с началом трудного переходного периода в обществе и экономике страны 1991 году, Россия вступила на путь реформирования экономики. Либерализация цен, внесла хаос в ценообразование, нарушила основные принципы товарно-денежной сбалансированности. Объем денежной массы в обращении стал увязываться в основном с приростом валютных резервов и весьма слабо ориентирован на внутренние ресурсы, производственные активы страны и объемы производства товарно-материальных ценностей. Высокие процентные ставки сделали кредит недоступным для реального сектора экономики.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Кредитные отношения и современная банковская система………………………………..5
Расширение денежного предложения и механизм создания денег. Денежный мультипликатор………………………………………………………………………………14
Цели, задачи, направления и инструменты монетарной политики……………………….20
Заключение………………………………………………………………………………………..28
Список использованной литературы……………………………………………………..……..30
Разбор экономической ситуации………………………………………………………………..31
Этот инструмент монетарной политики является наиболее мощным, поскольку он затрагивает основы всей банковской системы. Он является настолько мощным, что в действительности его применяют раз в несколько лет, а не каждый день, как в случае с операциями на открытом рынке. Впервые данный метод был применили в США в 1933 г. В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.
Политика открытого рынка, то есть проведение операций на открытом рынке является на сегодняшний день основным инструментом кредитно-денежной политики развитых стран. Целью этой политики является оперативное изменение денежной массы посредством купли-продажи ценных бумаг. Термин “открытый рынок” означает, что Центральный банк продает и покупает ценные бумаги на общедоступных институциональных площадках капли-продажи ценных бумаг, а не в порядке частных соглашений. Сделки совершаются с коммерческими банками или частными лицами.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости:
— Условий сделки – купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей – так называемые обратные операции (операции РЕПО);
— Объектов сделок – операции с государственными или частными бумагами;
— Срочности сделки – краткосрочные (до 3 мес.) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
— Сферы проведения операций – охватывают только банковский сектор или включают и не банковский сектор рынка ценных бумаг;
— Способа установления ставок – определяемые центральными банком или рынком.
Впервые эта политика стала применяться в США в 1920-х гг. и сегодня получила широкое распространение во всех странах, где имеется развитый финансовый рынок. Например, в активе баланса ФРС США доля ценных бумаг приблизительно составляет 80 %
Действенность политики открытого рынка заключается в практически моментальном ее влиянии на изменение денежной массы. Продавая ценные бумаги, Центральный банк снижает резервы банковской системы, и соответственно – денежную массу, покупая, наоборот – увеличивает.
Учетная (дисконтная) политика представляет собой классический инструмент в практике эмиссионных банков. Суть ее состоит в том, что Центральный банк устанавливает определенный процент, называемый учетной ставкой или ставкой рефинансирования, за предоставленные ссуды коммерческому банку для пополнения резервов. Условия обращения за такой ссудой и возможности ее получения различаются по странам.
Термин «учетная ставка» означает ставку процента (или дисконта), по которой выдается кредит коммерческим банкам. Повышение учетной ставки приводит к тому, что коммерческие банки также увеличивают процент за кредит, так как им будет нужно за счет этого источника погасить процент Центральному банку и получить прибыль. А в результате этого количество желающих взять кредит под высокий процент сократится, значит, снизится возможность расширения производства, и наоборот. Учетная политика не является инструментом оперативного воздействия на денежное предложение, более того, центральные банки стараются проводить устойчивую и предсказуемую учетную политику. Кроме того, в некоторых странах, например, в РФ, ставка рефинансирования имеет огромное значение в налогообложении финансовых операций.
При проведении денежно-кредитной политики Центральный банк исходит из задач стабилизации экономического развития страны. В общем виде это выглядит следующим образом: в периоды экономического спада Центральный банк проводит экспансионистскую политику, расширяя предложения денег, в периоды «перегрева» экономической конъюнктуры, наоборот, сдерживает рост денежной массы или вовсе сокращает предложение денег.
В прошедший трёхлетний период главной целью государственной денежно-кредитной политики оставалось снижение инфляции до 9-10% в 2010 году, в 2011году до 7-8% и до 5-7% в 2012 году.1 В результате по итогам 2011 года инфляция в России составила 6,1 %, что являлось историческим минимумом для страны. По итогам 2012года инфляция составила 6,6%.2
При сохранении этой антиинфляционной направленности политики действия банка в области денежно-кредитного регулирования в значительной степени были связаны с минимизацией активного мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. Инструменты в проведении кредитно-денежной политики в указанный период были ориентированы на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России продолжал линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления и абсорбирования ликвидности. За период 2010г., 2011 и 2012 года ставка рефинансирования менялась от 7,25% до 8,25 %, как в сторону понижения так и повышения.3
Таким образом, можно сделать вывод о том, что монетарная политика оказывает значительное влияние на развитие экономики в России, но результаты её остаются весьма противоречивыми. Экономика России «выздоравливала» после глубокого спада, но восстановление является нестабильным. Рост экономики во второй половине 2010 года был несколько ослаблен последствиями жары и засухи. ВВП России за 2012 год увеличился на 3,4% против 4,3% в 2011 году, при этом в четвертом квартале рост замедлился до 2,1% (4,8% в первом квартале, 4,3% - во втором и 3% в третьем квартале)4.
По итогам 2012г. Россия продемонстрировала самый значительный экономический рост в 3,4% среди стран "Большой восьмерки", но по-прежнему остается в лидерах по темпам роста потребительских цен (6,6%) среди участников «Большой восьмерки», говорится в докладе Росстата о сравнительных экономических показателях в РФ и зарубежных странах в 2012 году.5
Заключение
Роль и место кредитных отношений в национальной экономике зависит от состояния самой экономики. Следует различать денежные отношения, финансовые отношения и кредитные отношения. Денежные отношения являются наиболее широким образованием; они связаны, прежде всего, с измерением стоимости (цены) различных товаров и услуг, а также с осуществлением оплаты за товары и услуги в безналичной и наличной формах. В рыночном хозяйстве деньги определяют движение всей системы экономических отношений, оборот всех видов капитала, процесс воспроизводства национального продукта.
Финансовые отношения - это часть денежных отношений, которая связана с формированием, распределением и использованием денежных средств, с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (фирм) и граждан (домохозяйств). В процессе воспроизводства финансовые отношения выражают, прежде всего, отношения распределения. Характер и содержание финансовых отношений в основных чертах всегда определяется характером денежных отношений. Кредитные отношения имеют поворотный характер. Распределительные и перераспределительные процессы в экономике происходят не только через финансы, но и путем использования кредита. Кредитные отношения связанны с воспроизводством ссудного капитала. Взаимосвязь и взаимозависимость между денежными, финансовыми и кредитными отношениями чрезвычайно сложны и противоречивы.
Кредит относится к числу важнейших категорий экономической науки. Его изучению посвящены произведения классиков марксизма, многочисленные работы советских и зарубежных экономистов. Однако эта тема актуальна, поскольку кредитные отношения в современных условиях достигли наибольшего развития. В настоящее время речь уже идет не о постоянном увеличении объемов денежных капиталов, предоставляемых в ссуду, но и о расширении субъектов кредитных отношений, а также растущем многообразии самих операций.
Опыт проведения кредитно-денежной политики в различных странах позволил выявить ее сильные и слабые стороны, а также факторы повышения ее эффективности. Сильной стороной кредитно-денежной политики является то, что центральные банки развитых стран, имея определенную независимость от правительства, могут оперативно принимать решения по корректировке кредитно-денежной политики в зависимости от экономической ситуации. Проведение центральными банками текущих мероприятий в денежно-кредитной системе не требует продолжительных процедур согласования и принятия специальных решений органов государственной власти. Самостоятельность центральных банков в проведении кредитно-денежной политики позволяет успешно противостоять давлению со стороны политиков накануне предстоящих выборов и принятии государственного бюджета.
Слабой стороной кредитно-денежной политики является то, что один и те же мероприятия, проводимые денежными властями, обеспечивая положительный эффект на одних рынках, могут вызвать отрицательные последствия на других. Например, политика дорогих денег; снижая объемы инвестиций и темпы инфляции, может привести к значительному падению темпов экономического роста и усилению безработицы. В этой связи при проведении кредитно-денежной политики важно уметь предвидеть возможные негативные последствия и принять меры по их нейтрализации.
При проведении кредитно-денежной политики и выборе ее целей необходимо учитывать побочные эффекты, обусловленные самим механизмом изменения денежной массы в экономике. Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег, так как в этом участвуют коммерческие банки и небанковский сектор.
Эффективность кредитно-денежной политики в целом зависит от работы всех звеньев так называемого передаточного механизма. Передаточный механизм кредитно-денежной политики — механизм, посредством которого кредитно-денежная политика влияет на уровень расходов бизнеса, населения и государства. Необходимое условие для проведения эффективной кредитно-денежной политики — наличие современной банковской системы.
Список использованных источников и литературы.
Разбор экономической ситуации.
Величина нормы обязательных резервов установлена в 7 %, средства на банковских счетах (депозиты) равны 49 млн. ден. ед. Величина избыточных резервов банка равна 14 млн. ден.ед. Подсчитайте, на какую величину изменится количество денег. Банк предоставляет кредиты, используя все имеющиеся избыточные резервы.
Решение:
увеличение денег на текущих счетах = избыточные резервы * денежный мультипликатор;
Коэфф. денежный мультипликатор = 1/ требуемая резервная норма = 1/7= 2
количество денег=14 млн. ден. ед. *2=28 млн. ден. ед.
Ответ: при имеющемся условии задачи, количество денег увеличится на 28 млн. ден. ед.
1
http://www.cbr.ru/today/
2
http://www.vz.ru/news/2013/1/
3
http://www.cbr.ru/print.asp?
4http://ria.ru/economy/
5 http://www.gks.ru
Информация о работе Кредитные отношения и банковская система