Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа
Цель работы: Исследование теории кривых безразличия и монополии в долгосрочном периоде
Задачи:
1. Изучить использование теории кривых безразличия и монополию в долгосрочном периоде
2. Решить тестовые и практические задачи по микроэкономике.
ВВЕДЕНИЕ 7
1 ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕОРИИ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ 8
1.1 Кривые безразличия 8
1.2 Свойства кривых безразличия стандартного вида 9
1.3 Товары - совершенные заменители. 10
1.4. Товары – совершенные дополнители……………………………………...10
1.5. Нежелательный товар 11
1.6. Нейтральный товар…………………………………………………………11
1.7. Коммерция и коммерческая деятельность………………………………..12
1.8. Предмет коммерческой деятельности…………………………………….12
1.9. Вознаграждение постоянных клиентов……………………………………13
1.10. Дополнительные льготы работником……………………………………14
2 МОНОПОЛИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ 19
2.1Монополия в длительном периоде 15
2.2 Монополия с несколькими заводами 17
3 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 20
3.1 Рыночный механизм 24
3.2 Потребительское поведение и рыночный спрос 25
3.3 Производство и издержки 25
3.4 Конкуренция и типы рыночных структур 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25
Точно так же работодатели
часто вознаграждают своих
Премии служащим и потребителям, выплачиваемые натурой, необычным образом влияют на формы бюджетных линий тех, кто получает эти премии. Анализ кривых безразличия может быть использован для показа того, как такие премии влияют на стимулы потребителей или наемных работников.
Вознаграждение постоянных пассажиров - эффективный стимул, побуждающий пассажиров пользоваться услугами авиакомпании чаще.
Рис. 1. Ломаная бюджетная линия: вознаграждение постоянных клиентов.
1.10. Дополнительные льготы работником.
Помимо заработной платы
организации предоставляют
Льготы - это дополнительные блага, повышающие уровень жизни работника При планировании системы льгот каждой организации необходимо учитывать действие следующих факторов:
Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных выплат и льгот, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить организация. Сегодня само собой разумеется, что оплачиваемые отпуска, оплата больничных, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение являются обязательной составной частью официальных льгот для каждого постоянного сотрудника. Наряду с зарплатой или окладом и вышеперечисленными льготами организации гарантируют на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взятых на себя обязательств многочисленные дополнительные услуги. Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Для того чтобы социальные выплаты давали положительный эффект для работника и были выгодны организации, необходимо правильное понимание функции, которые выполняют эти выплаты, и механизмов воздействия основных элементов системы социальных выплат на трудовую мотивацию работника.
2. Монополия в длительном периоде
2. 1 Итак, фирма-монополист
может в коротком периоде как
наслаждаться чистой
Как мы помним, в условиях
совершенной конкуренции в
С совершенно иной картиной
мы сталкиваемся в условиях монополизированного
рынка. Ведь фирма здесь сама и
есть отрасль, вход в которую для
других фирм закрыт с помощью тех
или иных входных барьеров. Это
не означает, конечно, что монополия
не может вводить в действие новые
заводы. Но заводы эти суть просто подразделения
фирмы-монополиста, а отнюдь не самостоятельные
субъекты рынка, служащие своим собственным
интересам (извлечение максимальной прибыли),
как в случае совершенной конкуренции.
Фирма-монополист, конечно, может (и
обязательно будет) изменять масштаб
своего производства в длительном периоде
с тем, чтобы добиться максимально
возможной величины прибыли. При
этом ничто, очевидно, не мешает монополисту
устанавливать такой объем
Рис. 1. Оптимум
монополии в длительном периоде. Размер
завода меньше оптимального
Понятно, что монополист достигает максимальной прибыли при таком объеме выпуска, при котором предельная, выручка равна долгосрочным предельным затратам: MR = LMC. Какой же размер завода выберет монополист для достижения этой цели? На рис. 1 при объеме производства QE выпуск продукции осуществляется на заводе, размер которого характеризуется кривой средних затрат по выпуску продукции SAC. Как-видно из рис. 1, этот размер меньше оптимального, т.е. такого, при котором достигается минимум долгосрочных средних затрат LACmin. Но даже и для этого завода объем выпуска QE не обеспечивает минимум краткосрочных средних затрат - увеличение выпуска позволило бы снизить средние затраты (иными словами, завод имеет некоторую избыточную мощность).
Такая ситуация, впрочем, в условиях монополии возникает вовсе не всегда. Рассмотрим рис. 2. Здесь поиск наибольшей прибыли приводит монополиста к выпуску продукции на заводе, размеры которого больше, чем у завода, обеспечивающего минимально возможный уровень долгосрочных средних затрат. При этом действующий завод работает с перегрузкой: снижение объема выпуска вызвало бы снижение краткосрочных средних затрат.
Рис. 2. Оптимум
монополии в длительном периоде. Размер
завода больше оптимального
Вообще говоря, теоретически
возможен и такой вариант, когда
оптимум монополиста в
Рис. 3. Оптимум
монополии в длительном периоде. Оптимальный
размер завода
Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.
2.2.Монополия с несколькими заводами
Нам необходимо теперь рассмотреть проблему, которую мы не затрагивали до сих пор, - проблему поведения монополиста, осуществляющего выпуск продукции на нескольких заводах. Как будет такой монополист распределять свой общий объем выпуска между отдельными заводами? Покажем, что общие затраты монополиста по выпуску некоторого объема продукции будут минимальными при таком распределении данного объема между заводами, при котором предельные затраты по выпуску продукции на всех заводах будут равны. Допустим, что это не так. Если предельные затраты на первом заводе (МС1) будут больше предельных затрат на втором заводе (МС2), у монополиста появится возможность снизить общие затраты. Для этого он должен сократить выпуск продукции на первом заводе (с высокими предельными затратами) и увеличить на эту же величину на втором (с низкими предельными затратами); общий объем выпуска при этом не изменится, а общие затраты сократятся. Только если
MC1 = MC2 = ... = MCn,
никакое перераспределение объема выпуска между заводами не способно снизить общие затраты, а следовательно, и увеличить прибыль монополиста. Условие (12) верно для распределения любого объема выпуска фирмы-монополиста и означает, что предельные затраты фирмы пo выпуску некоторого объема Q в коротком периоде таковы, что сумма объемов выпуска всех заводов фирмы Q1, Q2, ..., Qn при этой величине MС в точности равна Q. Следовательно, кривая предельных затрат монополиста с несколькими заводами, , (рис. 4), пpeдcтaвляет собой не что иное, как горизонтальную сумму кривых предельных затрат всех заводов фирмы. Оптимум монополиста определяется точкой пересечения Е кривых MR и MCS. Монополист будет выпускать QE единиц товара, реализуя их по цене РЕ. При этом Q1 единиц будет выпущено на первом заводе и Q2 единиц - на втором заводе. Заметим, что если бы оба завода были самостоятельными фирмами в отрасли с совершенной конкуренцией, то линии МС1и МС2 представляли бы собой краткосрочные кривые предложения этих фирм, а линия MCS - кривую предложения отрасли.
Рис. 4. Монополия
с несколькими заводами.
а - завод 1; б - завод 2; в - фирма в целом
Таким образом, краткосрочная кривая предложения в отрасли с совершенной конкуренцией совпадает графически с кривой краткосрочных предельных затрат монополизированной отрасли (конечно, смысл этих кривых совершенно различен).
Рассмотрим теперь поведение
монополиста с несколькими
Во-первых, независимо от первоначального
размера заводов он может построить
такие заводы, чтобы долгосрочные
средние затраты принимали
Во-вторых, увеличение объема
выпуска будет достигаться
Будем считать, что цены ресурсов не зависят от объема производства рассматриваемой фирмы (она же отрасль). В этом случае, каков бы ни был объем выпуска (Q) в длительном периоде, средние затраты монополии в целом будут такими же, как для каждого завода, - они будут равны LAСmin Общие затраты при этом будут описываться равенством LTС = LACminQ так что предельные затраты длительного периода окажутся равными средним затратам:
LMС = LACmin,
и будут постоянной величиной (мы здесь считаем число заводов настолько большим, что его целочисленность можно не принимать во внимание).
Рис. 5 показывает положение долгосрочного равновесия, которое достигается при объеме выпуска QE и цене РЕ Соответствующее равновесному выпуску число заводов равно
n = QE/Q0.
Рис. 5. Долгосрочное
равновесие монополии с несколькими заводами
Напомним, что наше построение выполнено в предположении, что цены ресурсов не зависят от объема продукции монополии. Но, подобно конкурентной отрасли здесь могут встретиться и иные случаи: с ростом объема выпуска цены ресурсов могут возрастать (отрасль с возрастающими затратами), а могут падать (отрасль со снижающимися затратами). Механизм построения кривой долгосрочных предельных затрат для монополии во всех случаях идентичен механизму построения долгосрочной кривой предложения для конкурентной отрасли, а сами эти кривые совпадают.
3 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
3.1. Тема: Рыночный механизм
1.Верно/неверно
3. Предположим, что кривые спроса
и предложения пшеницы задаются уравнениями:
;
.
Правительство регулирует цену на пшеницу
устанавливая ее на уровне 4,5 тыс. ден.
ед. Определить: а) потери потребительского
излишка при установлении фиксированной
цены; б)величину излишков продукции
и затрат правительства на поддержку
своей политики.
3.2. Потребительское поведение и рыночный спрос
1. Верно/не верно
Из условия равновесия
потребителя можно сделать
2. Изобразите графически равновесие
потребителя в условиях расширенного
бюджетного ограничения. Теперь предположите,
что вводятся ограничения, вынуждающие
потребителя приобретать меньшее количество
товара Qх. Что произойдет с благосостоянием
потребителя? При каких условиях оно могло
бы остаться на прежнем месте?