Кривые безразличия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследование теории кривых безразличия и монополии в долгосрочном периоде
Задачи:
1. Изучить использование теории кривых безразличия и монополию в долгосрочном периоде
2. Решить тестовые и практические задачи по микроэкономике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 7
1 ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕОРИИ КРИВЫХ БЕЗРАЗЛИЧИЯ 8
1.1 Кривые безразличия 8
1.2 Свойства кривых безразличия стандартного вида 9
1.3 Товары - совершенные заменители. 10
1.4. Товары – совершенные дополнители……………………………………...10
1.5. Нежелательный товар 11
1.6. Нейтральный товар…………………………………………………………11
1.7. Коммерция и коммерческая деятельность………………………………..12
1.8. Предмет коммерческой деятельности…………………………………….12
1.9. Вознаграждение постоянных клиентов……………………………………13
1.10. Дополнительные льготы работником……………………………………14
2 МОНОПОЛИЯ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ 19
2.1Монополия в длительном периоде 15
2.2 Монополия с несколькими заводами 17
3 РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 20
3.1 Рыночный механизм 24
3.2 Потребительское поведение и рыночный спрос 25
3.3 Производство и издержки 25
3.4 Конкуренция и типы рыночных структур 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

Файлы: 1 файл

Курсовая готовая.docx

— 295.30 Кб (Скачать файл)

Точно так же работодатели часто вознаграждают своих служащих дополнительными льготами, а не денежным доходом. Дополнительные льготы - форма  вознаграждения натурой. Типичным вознаграждением  такого рода является обеспечение работодателем  страхования жизни и медицинских  расходов работников, пользование машинами фирмы, забота о детях работников, целевые пособия на образование  для работников и детей.

Премии служащим и потребителям, выплачиваемые натурой, необычным  образом влияют на формы бюджетных  линий тех, кто получает эти премии. Анализ кривых безразличия может  быть использован для показа того, как такие премии влияют на стимулы  потребителей или наемных работников.

Вознаграждение постоянных пассажиров - эффективный стимул, побуждающий  пассажиров пользоваться услугами авиакомпании чаще.


 

 

 

 

Рис. 1. Ломаная бюджетная  линия: вознаграждение постоянных клиентов.

 

 

 

1.10. Дополнительные льготы  работником.

Помимо заработной платы  организации предоставляют своим  работникам различные дополнительные льготы, составляющие значительную часть  общего пакета вознаграждений сотрудника

Льготы - это дополнительные блага, повышающие уровень жизни  работника При планировании системы  льгот каждой организации необходимо учитывать действие следующих факторов:

  • Национальное и местное законодательство (организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством)
  • Рынок труда (Чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам тот набор льгот, который является стандартным для данного рынка)
  • Культурные традиции и особенности (Этот фактор необходимо учитывать прежде всего компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами в дни религиозных праздников и т.п.)

Развитие рыночных отношений  и расширение самостоятельности  трудовых коллективов повышают значимость социальных выплат и льгот, доля которых  постоянно растет в объеме совокупного  дохода работника. Если раньше при трудоустройстве  люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие  виды социальной помощи может предоставить организация. Сегодня само собой разумеется, что оплачиваемые отпуска, оплата больничных, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение являются обязательной составной частью официальных льгот для каждого постоянного сотрудника. Наряду с зарплатой или окладом и вышеперечисленными льготами организации гарантируют на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взятых на себя обязательств многочисленные дополнительные услуги. Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Для того чтобы социальные выплаты давали положительный эффект для работника и были выгодны организации, необходимо правильное понимание функции, которые выполняют эти выплаты, и механизмов воздействия основных элементов системы социальных выплат на трудовую мотивацию работника.

 

 

2. Монополия в длительном  периоде

2. 1 Итак, фирма-монополист  может в коротком периоде как  наслаждаться чистой экономической  прибылью, так и терпеть убытки (в зависимости от условий спроса  и затрат). Это же утверждение  справедливо, впрочем, и для  фирмы, действующей в условиях  совершенной конкуренции. Рассмотрим  теперь, как обстоит дело в  длительном периоде.

Как мы помним, в условиях совершенной конкуренции в длительном периоде может изменяться не только масштаб производства на действующих  фирмах, но и само количество фирм, функционирующих  в отрасли. Совместное действие этих процессов неизбежно приведет к  тому, что каждая фирма выбирает для себя такой объем производства, который обеспечивает минимально возможный  при данных условиях уровень долгосрочных средних затрат, причем реализует  фирма свою продукцию по цене, в  точности равной минимально возможной  величине долгосрочных средних затрат: Р = LACmin. Таким образом, устремление всех фирм отрасли к максимальной прибыли сводится в конечном счете всего лишь к борьбе за выживание, где самое большее, чем может довольствоваться фирма в длительном периоде, - нулевая экономическая прибыль. Это следствие свободы входа в отрасль и выхода из нее. Прибыль в данном случае играет роль лишь краткосрочного сигнала к входу в отрасль новых фирм (а убыток - к выходу из отрасли).

С совершенно иной картиной мы сталкиваемся в условиях монополизированного  рынка. Ведь фирма здесь сама и  есть отрасль, вход в которую для  других фирм закрыт с помощью тех  или иных входных барьеров. Это  не означает, конечно, что монополия  не может вводить в действие новые  заводы. Но заводы эти суть просто подразделения  фирмы-монополиста, а отнюдь не самостоятельные  субъекты рынка, служащие своим собственным  интересам (извлечение максимальной прибыли), как в случае совершенной конкуренции. Фирма-монополист, конечно, может (и  обязательно будет) изменять масштаб  своего производства в длительном периоде  с тем, чтобы добиться максимально  возможной величины прибыли. При  этом ничто, очевидно, не мешает монополисту  устанавливать такой объем выпуска, чтобы и в длительном периоде  получать положительную экономическую  прибыль, если только характер спроса и затрат таков, что получение  этой прибыли в принципе возможно. Рассмотрим рис. 1, где показан оптимум монополии в длительном периоде.

 
Рис. 1. Оптимум монополии в длительном периоде. Размер завода меньше оптимального

Понятно, что монополист достигает максимальной прибыли  при таком объеме выпуска, при  котором предельная, выручка равна  долгосрочным предельным затратам: MR = LMC. Какой же размер завода выберет монополист для достижения этой цели? На рис. 1 при объеме производства Qвыпуск продукции осуществляется на заводе, размер которого характеризуется кривой средних затрат по выпуску продукции SAC. Как-видно из рис. 1, этот размер меньше оптимального, т.е. такого, при котором достигается минимум долгосрочных средних затрат LACmin. Но даже и для этого завода объем выпуска Qне обеспечивает минимум краткосрочных средних затрат - увеличение выпуска позволило бы снизить средние затраты (иными словами, завод имеет некоторую избыточную мощность).

Такая ситуация, впрочем, в  условиях монополии возникает вовсе  не всегда. Рассмотрим рис. 2. Здесь поиск  наибольшей прибыли приводит монополиста  к выпуску продукции на заводе, размеры которого больше, чем у  завода, обеспечивающего минимально возможный уровень долгосрочных средних затрат. При этом действующий  завод работает с перегрузкой: снижение объема выпуска вызвало бы снижение краткосрочных средних затрат.

 
Рис. 2. Оптимум монополии в длительном периоде. Размер завода больше оптимального

 

Вообще говоря, теоретически возможен и такой вариант, когда  оптимум монополиста в длительном периоде совместим с минимумом  долгосрочных средних затрат (рис. 3). Однако для монополиста это просто один из множества возможных (в зависимости  от условий спроса и затрат) вариантов. Рыночные силы в условиях монополии (в отличие от совершенной конкуренции) не вынуждают фирму вести производство с минимальными долгосрочными средними затратами.

 
Рис. 3. Оптимум монополии в длительном периоде. Оптимальный размер завода

Покупателю же на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную экономическую прибыль.

2.2.Монополия с несколькими  заводами

Нам необходимо теперь рассмотреть  проблему, которую мы не затрагивали  до сих пор, - проблему поведения монополиста, осуществляющего выпуск продукции на нескольких заводах. Как будет такой монополист распределять свой общий объем выпуска между отдельными заводами? Покажем, что общие затраты монополиста по выпуску некоторого объема продукции будут минимальными при таком распределении данного объема между заводами, при котором предельные затраты по выпуску продукции на всех заводах будут равны. Допустим, что это не так. Если предельные затраты на первом заводе (МС1) будут больше предельных затрат на втором заводе (МС2), у монополиста появится возможность снизить общие затраты. Для этого он должен сократить выпуск продукции на первом заводе (с высокими предельными затратами) и увеличить на эту же величину на втором (с низкими предельными затратами); общий объем выпуска при этом не изменится, а общие затраты сократятся. Только если

MC= MC= ... = MCn,

никакое перераспределение  объема выпуска между заводами не способно снизить общие затраты, а следовательно, и увеличить  прибыль монополиста. Условие (12) верно для распределения любого объема выпуска фирмы-монополиста и означает, что предельные затраты фирмы пo выпуску некоторого объема Q в коротком периоде таковы, что сумма объемов выпуска всех заводов фирмы Q1, Q2, ..., Qпри этой величине MС в точности равна Q. Следовательно, кривая предельных затрат монополиста с несколькими заводами, , (рис. 4), пpeдcтaвляет собой не что иное, как горизонтальную сумму кривых предельных затрат всех заводов фирмы. Оптимум монополиста определяется точкой пересечения Е кривых MR и MCS. Монополист будет выпускать Qединиц товара, реализуя их по цене РЕ. При этом Qединиц будет выпущено на первом заводе и Qединиц - на втором заводе. Заметим, что если бы оба завода были самостоятельными фирмами в отрасли с совершенной конкуренцией, то линии МС1и МСпредставляли бы собой краткосрочные кривые предложения этих фирм, а линия MC- кривую предложения отрасли.

 
Рис. 4. Монополия с несколькими заводами. 
а - завод 1; б - завод 2; в - фирма в целом

Таким образом, краткосрочная  кривая предложения в отрасли  с совершенной конкуренцией совпадает  графически с кривой краткосрочных  предельных затрат монополизированной отрасли (конечно, смысл этих кривых совершенно различен).

Рассмотрим теперь поведение  монополиста с несколькими заводами в длительном периоде. Теперь у монополиста  появляются следующие возможности.

Во-первых, независимо от первоначального  размера заводов он может построить  такие заводы, чтобы долгосрочные средние затраты принимали минимальное  значение (LAСmin). При этом все заводы будут иметь одинаковый оптимальный размер (соответствующий оптимальному объему выпуска (Qo)) и будут характеризоваться одинаковыми затратами.

Во-вторых, увеличение объема выпуска будет достигаться путем  строительства новых заводов, имеющих  тот же самый оптимальный размер (а уменьшение выпуска - путем ликвидации части заводов).

Будем считать, что цены ресурсов не зависят от объема производства рассматриваемой фирмы (она же отрасль). В этом случае, каков бы ни был  объем выпуска (Q) в длительном периоде, средние затраты монополии в целом будут такими же, как для каждого завода, - они будут равны LAСmin Общие затраты при этом будут описываться равенством LTС = LACminQ так что предельные затраты длительного периода окажутся равными средним затратам:

LMС = LACmin,

и будут постоянной величиной (мы здесь считаем число заводов  настолько большим, что его целочисленность можно не принимать во внимание).

Рис. 5 показывает положение  долгосрочного равновесия, которое  достигается при объеме выпуска Qи цене РЕ Соответствующее равновесному выпуску число заводов равно

n = QE/Q0.

 
Рис. 5. Долгосрочное равновесие монополии с несколькими заводами

Напомним, что наше построение выполнено в предположении, что  цены ресурсов не зависят от объема продукции монополии. Но, подобно  конкурентной отрасли здесь могут  встретиться и иные случаи: с ростом объема выпуска цены ресурсов могут  возрастать (отрасль с возрастающими  затратами), а могут падать (отрасль  со снижающимися затратами). Механизм построения кривой долгосрочных предельных затрат для монополии во всех случаях  идентичен механизму построения долгосрочной кривой предложения для  конкурентной отрасли, а сами эти кривые совпадают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

3.1. Тема: Рыночный механизм

1.Верно/неверно

  • Верно.  
    Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. 
    В данном случае, эластичность спроса по цене не снизится.
  • Неверно 
    Это означает, что если эластичность спроса равна —1, то предельный доход равен нулю, т.е. общий доход с увеличением  цены не меняется.
  • Неверно 
    Введение фиксированной цены могло быть продиктовано заботой правительства о потребителях данного товара. Но в итоге излишек, то есть чистая выгода потребителей, может не увеличиться, а сократиться.

 


 

 

 

 

  • Верно 
    Чем больше на рынке товаров-заменителей, тем выше эластичность спроса.
  • Верно 
    Доход  потребителей  сократился, а значит сократился спрос на товар. Следует сделать вывод, что и объем продукции так же сократится. А цена может как измениться,  так и остаться на прежнем уровне, ведь при повышении цены, доходы производителя упадут, а при понижении-не оправдают затрат. 
     
    2. Дана функция спроса на товар Х: . . Определеить коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса. Какой тип сопряженности товаров имеет место в этом случае?

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предположим, что кривые спроса и предложения пшеницы задаются уравнениями: ;
Правительство регулирует цену на пшеницу  устанавливая ее на уровне 4,5 тыс. ден. ед.  Определить: а) потери потребительского излишка при установлении фиксированной цены;  б)величину излишков продукции и затрат правительства  на поддержку своей политики.

3.2. Потребительское поведение и рыночный спрос

1. Верно/не верно

  • Неверно
  • Верно  
    Эффект замены выражается в том, что при более низкой цене у потребителя появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. 
  • Неверно

Из условия равновесия потребителя можно сделать вывод  о том, что соотношение между  предельными полезностями любых  благ равно соотношению их цен. Рациональный потребитель не только сопоставляет дополнительные выгоды и дополнительные затраты, но и учитывает равенство  между ними.

  • Неверно 
    Сдвиги бюджетной линии происходят вследствие изменений в уровне дохода потребителя. 
    При изменении покупательной способности бюджетная линия смещается в соответствующую сторону и занимает положение параллельное первоначальному.
  • Неверно 
    Ломаные бюджетные линии могут возникнуть, когда в бюджетное ограничение включаются дополни-тельные условия — скажем, ограничения не только по денежным ресурсам, но и по времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изобразите графически равновесие потребителя в условиях расширенного бюджетного ограничения. Теперь предположите, что вводятся ограничения, вынуждающие потребителя приобретать меньшее количество товара Qх. Что произойдет с благосостоянием потребителя? При каких условиях оно могло бы остаться на прежнем месте? 

Информация о работе Кривые безразличия