Крупные корпорации и их роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить роль ТНК на развитие экономике.
Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия транснациональной корпорации, показано влияние ТНК на развитие экономики, описано влияние ТНК на примере конкретной компании.

Содержание работы

Введение 4
1 Транснациональные корпорации: понятие, предпосылки, теории, типы 6
1.1 Причины возникновения ТНК 6
1.2 Критерии отнесения компании к ТНК 8
1.3 Теории ТНК 10
1.4 Поколения ТНК 17
1.5 Черты ТНК 17
1.6 Индекс транснационализации 19
1.7 Преимущества ТНК 24
1.8 Различия ТНК развитых и развивающихся стран 24
1.9 Типы ТНК 24
2 Роль ТНК в современной экономике 24
2.1 Природные ресурсы 24
2.2 Трудовые ресурсы 24
2.3 Лизинг 24
2.4 Франчайзинг 24
3 Роль и особенности функционирования ТНК на примере компании БМВ 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 172.44 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ 

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра: экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на  тему: Крупные корпорации и их роль в современной экономике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа:  30  с.,  1 рис., 3 табл.,  23 ист.,  1 прил.    

 

ТРАСНАЦИОНАЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ, ЭКОНОМИКА, ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

 

Объект исследования – ТНК в системе экономики государства.

Предмет исследования – экономика государства.

Цель работы – отразить роль ТНК на развитие экономике.

Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.

Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия транснациональной корпорации, показано влияние ТНК на развитие экономики, описано влияние ТНК на примере конкретной компании.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 
  
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1 Транснациональные корпорации: понятие, предпосылки, теории, типы 6

1.1 Причины возникновения ТНК 6

1.2 Критерии отнесения компании к ТНК 8

1.3 Теории ТНК 10

1.4 Поколения ТНК 17

1.5 Черты ТНК 17

1.6 Индекс транснационализации 19

1.7 Преимущества ТНК 24

1.8 Различия ТНК развитых и развивающихся стран 24

1.9 Типы ТНК 24

2 Роль ТНК в современной экономике 24

2.1 Природные ресурсы 24

2.2 Трудовые ресурсы 24

2.3 Лизинг 24

2.4 Франчайзинг 24

3 Роль и особенности функционирования ТНК на примере компании БМВ 24

Заключение 27

Список использованных источников 29

Приложение А. Налоговая система государства 31

 

1 Транснациональные корпорации: понятие, предпосылки, теории, типы

 

Транснациональная корпорация – крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование, и развитие международного производственно-сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решения в стране базирования и с филиалами, представительствами и дочерними компаниями в других странах. [1]

 

1.1 Причины возникновения ТНК

 

В первую очередь необходимо обозначить те причины, которые обусловили появление такого феномена мировой  экономики, как ТНК. Следует выделить самые важные из них:

  • интернационализация производства и капитала на основе развития производительных сил, перерастающих национально-государственные границы;
  • стремление противостоять жесткой конкуренции, необходимость выстоять в конкурентной борьбе в международном масштабе;
  • большие преимущества в сфере международной торговли, позволяющие более успешно преодолевать многочисленные торговые и политические барьеры;
  • стремление к получению сверхприбыли.

 

1.2 Критерии отнесения компании к ТНК

 

Для отнесения корпорации к транснациональным обычно применяют следующие критерии:

  • число стран, в которых действует корпорация (минимум составляет от 2 до 6 и более стран);
  • определенное число стран, в которых размещены производственные мощности корпорации;
  • определенный размер капитализации, которого достигла корпорация;
  • годовой оборот более 1 млрд. долларов;[2]
  • минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило 25%);
  • владение не мене 25% голосующих акций в трех или более странах;
  • интернациональный состав персонала и высшего руководства корпорации. [1]

 

1.3 Теории ТНК

 

В связи со сложностью феномена ТНК, динамичностью и изменчивостью  форм их деятельности в современной  экономической литературе еще не сложился единый теоретический подход к анализу их экономической сути. Существующие теории транснационализации принято разделять на теории эволюции ТНК, объясняющие закономерности их развития и теории объясняющие факторы (мотивы) транснационализации. К первым относят:

  • теория жизненного цикла продукта (Р. Вернон, Франция);
  • парадигма «летящих гусей» (К. Акамацу, Япония);
  • теория догоняющего цикла (развитие парадигмы «летящих гусей»);
  • теория олигополистической защиты (Ф. Никкербоккег);
  • теория путей инвестиционного развития нации (Дж. Даннинг);
  • институциональные теории (Ф. Перру, Р. Барр, К. Минар).[5]

Вторую группу составляют теории:

  • технологическая концепция (Дж. Гэлбрейт, США);
  • теория монополистических преимуществ/рыночной власти (С. Хаймер, США);
  • теория интернализации (Р. Баккли, Англия);
  • эклектическая теория (Дж. Даннинг);
  • теория конкурентного преимущества наций (Хекшера-Олина).[5]

Однако выделяются несколько  основных направлений в исследовании предпосылок возникновения и  экономического содержания ТНК.

  1. Теория рыночной власти. Один из первых авторов теории – американский экономист С. Хаймер, который в 1960 г. обнаружил и проследил тенденции и направления движения реальных потоков факторов производства, противоречащих существовавшим теориям международной торговли. Анализирую деятельность фирм, Хаймер и его сторонники пришли к выводу, что возникновение ТНК есть закономерный результат развития рыночной власти, заключающейся в способности продавцов воздействовать на рыночную ситуацию, складывающуюся в связи с реализацией определенного вида товара посредством цены или объема выпуска. Согласно данной теории, фирмы на начальных этапах своего развития расширяют свою долю на рынке путем слияний и поглощений, а когда усиление рыночной власти в своей стране становится невозможным, они расширяют свою деятельность за национальные границы, что означает возникновение ТНК. [2]
  2. Теория интернационализации. Авторы Р. Дагман, Е. Пенроуз, О. Вильямсон. Здесь в качестве базиса используется экономическая теория Дж. Кейнса. Основана на концепции экономии на масштабах, заключающейся в том, что с увеличением размеров фирмы возникают дополнительные возможности производительного использования незадействованных ранее экономических ресурсов. Это обусловливает возникновение многоотраслевых компаний путем диверсификации и комбинирования. Такие компании обладают рядом преимуществ – избавление от риска, связанного с ведением узкоспециализированной деятельности, уменьшение трудностей сбыта, повышение конкурентоспособности. Кроме того, появляются и используются возможности экономии на трансакционных издержках, которые связаны с осуществлением рыночных отношений, когда имеет место трансакция – сделка, операция , контракт, договор. Экономия на используемых факторах производства и трансакционных издержках становится стимулом расширения фирмы сначала внутри, затем – за пределы национальных границ. [2]
  3. Концепция конкурентоспособности. Теория основана на «концепции жизненного цикла товара». Авторы – Р. Вернон, Р. Стобаух. Исходит из того, что покупательский спрос вначале приводит к возникновению нового товара; по мере насыщения им рынка спрос на него стабилизируется, а затем снижается и прекращается вообще. Фирмы в начальный период освоения и выпуска организуют производство на своей территории; постепенно наряду с насыщением внутреннего рынка начинают экспортироваться новые изделия за границу, а затем новое производство начинает осваиваться в новых странах, поскольку в целях сохранения прибыли фирмы вынуждены искать новые рынки сбыта для продукции (удлинять цикл его жизни). [2]
  4. Бихевиористская теория ТНК. Основатель – Г. Перлмуттер. Получила широкое распространение в последние десятилетия, когда успех фирмы все в большей мере зависит от принципов принятия управленческих решений. Согласно этой теории, основным критерием появления ТНК является характер поведения и мышления управляющих, которые должны рассматривать каждый филиал фирмы не как независимое предприятие, а как элемент общей корпоративной системы, функционирующей в мировом масштабе. [2]

Наконец, в начале 80-х годов  английским экономистом Дж. Даннингом  на основе обобщения названных теорий был предложен так называемый многофакторный подход к исследованию деятельности ТНК. Рост международного производства ТНК, как утверждают сторонники этой теории, является результатом  взаимодействия следующих факторов: преимущества собственности (капитала, денег, управленческого и маркетингового опыта), преимущества дислокации (размеры  рынка), преимущества интернационализации (выгоды от самостоятельной деятельности на местных рынках).

На основе теории национальной конкурентоспособности М. Портера  Дж. Данниен также вводит новую  переменную в модель деятельности ТНК  – многонациональную деловую  активность и обращает внимание на значение иностранных инвестиций, позволяющих реализовать потенциал национальной или отраслевой конкурентоспособности ТНК и прослеживает их влияние на развитие конкурентоспособности экономик отдельных стран.

Несмотря на различия в  трактовке причин возникновения  и сути ТНК, все перечисленные  экономические теории акцентируют  внимание на росте масштабов, интернационализации  и новых технологиях как основных источниках прибылей ТНК, и как средствах  повышения конкурентоспособности  и выживаемости фирм. [2]

 

1.4 Поколения ТНК

 

Транснациональные корпорации в своем развитии прошли несколько  этапов и поэтому их можно условно  разделить на несколько поколений.

Первое поколение ТНК (с периода их зарождения в конце XIX в. до начала Первой мировой войны 1914-1918 гг.) занималось в основном разработкой и добычей сырьевых ресурсов в колониальных странах Азии, Африки, Латинской Америки, а также их переработкой в странах – владельцах колоний. По форме эти ТНК представляли собой картели и синдикаты. [1]

Второе поколение ТНК развивалось в период между двумя мировыми войнами (1918-1939 гг.) и стало заниматься наиболее прибыльным производством вооружений и военной техники для удовлетворения военных потребностей ведущих стран Европы, Америки, Японии. Эти ТНК формировались в виде трестов, вовлекающих в свои структуры путем слияний и поглощений национальные фирмы и предприятия, создавая таким образом международные корпорации для более эффективного ведения международного бизнеса. [1]

Третье поколение начало складываться после окончания Второй мировой войны (1945 г.) и особенно после распада всех империй и их колониальной системы (1950-1960 гг.). ТНК третьего поколения были генераторами и распространителями научно-технических достижений в области новейших отраслей науки и промышленности (атомная энергия, электроника, космос, приборостроение и др.). основными формами их организации стали концерны и конгломераты, объединяющиеся порой в стратегические альянсы для укрепления своих позиций в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта своей продукции. [1]

Четвертое поколение ТНК постепенно стало формироваться в 1970-1980 гг. в условиях развития ускоренного научного технического прогресса и мирохозяйственных связей под воздействием возрастающей конкуренции на мировом рынке, оказавшемся под угрозой дележа мирным путем, без начала новой мировой войны. Именно в этот период ускорился процесс слияний и поглощений, которые способствовали концентрации капитала и производства у ТНК, наиболее успешно развивающих крупный международный бизнес. [1]

Пятое поколение ТНК появляется и начинает целенаправленно развиваться в начале XXI в. в условиях ускоряющихся процессов региональной экономической интеграции, особенно в Европе (ЕС), Северной (НАФТА) и Южной Америке (МЕРКОСУР), Азии (АСЕАН и АТЭС). Существование интеграционных объединений в мире и создание ими региональных единых экономических пространств открывают широкие возможности для ведения ТНК международного бизнеса на всех континентах. Для ТНК пятого поколения присуща опора на современную науку и инновационный бизнес, что делает их главными генераторами научных идей и концепций и их распространителями совместно с новыми высокими технологиями. [1]

К шестому поколению ТНК относят глобальные корпорации, освоившие мировую сеть Интернет, изменившие в последние годы с помощью сделок в Интернет форму и эффективность мировых рынков и изменяющие свою собственную структуру. Такие корпорации получили название киберкорпораций(cybercorp), а новая форма мировых рынков – электронное киберпространство (electronic cyberspace). [4]

В качестве седьмого, прогнозного поколения выделяют планетарные корпорации, интегрирующие процессы глобализации, реструктуризации и кибернетизации мирового хозяйства. Считается, что будущее глобально-планетарных корпораций связано с освоением космических энергоресурсов и развитием систем стратегических вооружений. [4]

 

1.5 Черты ТНК

 

Корпорации, функционирующие  за пределом национальных границ, как  правило, хорошо организованы, внутренне  взаимосвязаны. Их отличительными чертами  являются:

  • планетарное видение рынков и осуществление конкуренции в мировом масштабе;
  • раздел мировых рынков с немногими такими же глобальными ТНК;
  • координация действий своих филиалов на основе новых информационных технологий, гибкая организация каждого отдельного производственного узла, адаптивность структуры корпорации, единообразная организация бухгалтерского учета и аудита;
  • объединение своих филиалов, заводов и совместных предприятий в единую международную сеть управления, которая в свою очередь интегрирована с другими сетями ТНК;
  • осуществление экономического и политического влияний на государства, с которых действуют ТНК. [2]

Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономике