Крупные корпорации и их роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – отразить роль ТНК на развитие экономике.
Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия транснациональной корпорации, показано влияние ТНК на развитие экономики, описано влияние ТНК на примере конкретной компании.

Содержание работы

Введение 4
1 Транснациональные корпорации: понятие, предпосылки, теории, типы 6
1.1 Причины возникновения ТНК 6
1.2 Критерии отнесения компании к ТНК 8
1.3 Теории ТНК 10
1.4 Поколения ТНК 17
1.5 Черты ТНК 17
1.6 Индекс транснационализации 19
1.7 Преимущества ТНК 24
1.8 Различия ТНК развитых и развивающихся стран 24
1.9 Типы ТНК 24
2 Роль ТНК в современной экономике 24
2.1 Природные ресурсы 24
2.2 Трудовые ресурсы 24
2.3 Лизинг 24
2.4 Франчайзинг 24
3 Роль и особенности функционирования ТНК на примере компании БМВ 24
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсовая по макроэкономике.docx

— 172.44 Кб (Скачать файл)

 

1.6 Индекс транснационализации

 

Для оценки уровня транснационализации  корпорации используют индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношение зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.

Расчет индекса транснационализации  ведется по следующей формуле:

 

IT= (AI/A+RI/R+SI/S)/3,

 

где IT – индекс транснационализации;

AI – зарубежные активы;

А – общие активы;

RI – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;

R – общий объем продаж товаров и услуг;

SI – зарубежный штат;

S – общий штат работников компании. [1]

 

 

1.7 Преимущества ТНК

 

Чтобы понять то, с какой целью во второй половине XX века началось интенсивное развитие ТНК в мире, нужно отметить, что  существует ряд источников эффективной  деятельности ТНК по сравнению с  компаниями, действующими лишь в одной  стране. К таким источникам или  преимуществам относятся:

  • преимущества владения и доступа к природным ресурсам, капиталу и результатам научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИКОР);
  • горизонтальная диверсификация в разные сырьевые отрасли или вертикальная диверсификация по технологическому принципу в рамках одной отрасли, обеспечивающие в том и другом случаях экономическую стабильность и финансовую устойчивость ТНК;
  • возможность оптимального распределения предприятий головной (материнской) компании в разных странах с учетом размеров их национальных рынков, темпов экономического роста, цен, доступности экономических ресурсов, а также политической стабильности;
  • реальность скорейшего аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах размещения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для корпорации странах и местах;
  • перспективность повышения эффективности и усиления конкурентоспособности ТНК, которые являются общими для всех крупных промышленных фирм, интегрирующих в свои структуры совершенно разные предприятия;
  • непосредственная близость к потребителям продукции зарубежного филиала ТНК и возможность получения достоверной информации о перспективах развития местных рынков и конкурентном потенциале аналогичных компаний принимающей страны;
  • предоставление возможности использовать в интересах ТНК государственную внешнеэкономическую политику в различных странах;
  • растущая способность продлевать жизненный цикл технологий и продукции ТНК, «сбрасывая» их по мере устаревания в зарубежные филиалы и сосредотачивая ресурсы подразделений ТНК на разработке новых технологий и изделий в материнской компании в стране базирования;
  • возможность за счет прямых инвестиций преодолевать различные барьеры на пути внедрения своих товаров на рынок той или иной страны за счет экспорта;
  • широкое использование финансовых ресурсов многих стран мира;
  • непрерывная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в различных странах, что позволяет оперативно направлять потоки капиталов в те страны, где складываются благоприятные условия для получения максимальной прибыли;
  • оптимальная организационная структура всей корпорации, которая находится под пристальным вниманием и контролем руководства ТНК и постоянно совершенствуется. [1]

Можно выделить отрасли, в которых ТНК наиболее активны. Прежде всего это ведущие отрасли индустрии, формирующие базу для дальнейшего технического прогресса. К их числу обычно относят общее машиностроение, электронику и электротехнику, приборостроение и химическую промышленность. Именно в этих отраслях в настоящее время прежде всего развертывается новый этап НТР, связанный с быстрым развитием микроэлектронной и лазерной техники, биотехнологий, промышленных роботов и т. д. Особенно больших размеров «иностранные секторы» достигли в нефте- и газопереработке, традиционно контролируемых крупнейшими энергетическими ТНК.

По степени  участия иностранного капитала немаловажное место занимают и такие отрасли, как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, прежде всего финансовых (банки и страхование), валютный обмен. В других крупных секторах экономики – сельское хозяйство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство – удельный вес иностранных компаний весьма значителен.

 

1.8 Различия ТНК развитых и развивающихся стран

 

Существует  множество различных классификаций  ТНК, однако неоправданно мало внимания уделяется тому, какая страна является «родиной» компании, и нужно отметить, что данный факт также имеет немаловажное значение.

Следует отметить, что ТНК развитых и развивающихся  стран имеют и существенные различия, влияющие на их инвестиционное поведение. Несомненно, ТНК в каждом государстве  прошли собственный путь экономической  эволюции, на ход которой существенное влияние оказали законы, обычаи, деловая культура и собственная  всегда уникальная история развития. Деятельность ТНК также зависит  от ее внутренней структуры, включая  структуру материнской компании и взаимосвязь с зарубежными  подразделениями, от сотрудничества с  другими ТНК и группами компаний, взаимоотношения с государством материнской компании и тенденциями  развития мировой экономики.

Особенностями ТНК развитых стран на современном этапе являются:

  • наличие финансовой мощи;
  • владение основной массой современных наукоемких продуктов, торговых марок и знаков;
  • широкое использование передовых технологий в построении внутрикорпоративных структур, их высокая гибкость и эластичность на различных рынках;
  • активное участие в сделках по слияниям и поглощениям;
  • использование механизма стратегических альянсов;
  • высокая степень транснационализации (особенно в небольших странах Западной Европы);
  • планомерное применение элементов государственной внешнеэкономической политики для вхождения на зарубежный рынок;
  • возможность более широкого использования конкурентных преимуществ в области маркетинга, логистики, источников снабжения, мультинациональной диверсификации;
  • богатый опыт менеджмента в различных государствах. [3]

ТНК развивающихся  стран отличаются друг от друга, но в тоже время имеют ряд общих  черт, выделяющих их из ряда мировых  ТНК. В начале своей транснациональной  деятельности эти компании приобретали  преимущественно уже устаревшие технологии в развитых государствах, полностью повторяя циклы технологического развития примерно по такой схеме:

  • простое трудоемкое производство;
  • выход на капиталоемкий уровень производства и воспроизводство первоначально вложенного капитала;
  • получение отдельных элементов технологичного и наукоемкого производства;
  • выход на широкомасштабное производство, основанное на высоких технологиях и передовых научных достижениях;
  • генерирование собственных технологий и соответствующих производств.

Впоследствии  ТНК все в большей степени  развивали собственные инновационные  и наукоемкие технологии.[3]

 

1.9 Типы ТНК

 

В западной экономической  литературе можно встретить множество  названий международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные  корпорации, транснациональные корпорации, глобальные корпорации и др. В данной работе хотелось бы рассмотреть следующую классификацию: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Сравнивая виды транснациональных корпораций, значительное внимание уделялось, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК):этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.

 

Таблица 1. Характеристика видов (типов) ТНК

Характеристические признаки

Интернациональные корпорации

Многонациональные корпорации

Глобальные корпорации

1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов

Этноцентрический

Полицентрический или региоцентрический

Геоцентрический

2. Ориентация

Абсолютный прирост материнской  компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения  снабжения или сбыта.

Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической  основе. Большая степень независимости  при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в  т.ч. и производственную.

Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться  составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает  себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.

3. Отношение к зарубежному рынку

Зарубежные рынки рассматриваются  только как продолжение рынка  базирования материнской компании.

Зарубежные рынки часто рассматриваются  как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком.

Ареной деятельности является весь мир.

4. Уровень централизации принятия  управленческих решений

Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании.

Децентрализация отдельных функций  управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения  принимаются на основе тесной координации  между материнской компанией  и филиалами.

Высокая децентрализация принятия решений  при тесной координации между  материнской компанией и филиалами.

5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов

Сильный контроль со стороны материнской  компании.

Филиалы, как правило, автономны.

Филиалы, как правило, автономны

6. Кадровая политика 

Предпочтение отдается соотечественникам  в зарубежных филиалах. Работники  страны базирования ТНК назначаются  на все возможные посты за рубежом.

В зарубежных филиалах преобладают местные  менеджеры. Местные кадры принимающей  страны назначаются на ключевые посты.

Лучшие работники из всех стран  назначаются на любые посты.

7. Организационная структура

Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов.

Оргструктура с высоким уровнем  независимости филиалов.

Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами.

8. Информационные потоки

Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов.

Небольшой поток информации материнской  компании и из нее, небольшой поток  между филиалами.

Значительные потоки информации материнской  компании и из нее и между всеми  филиалами.


 

Интернациональные корпорации – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок. В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.

Для интернациональных  компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric) взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы. При этноцентрическом типе зарубежные рынки остаются для корпораций, прежде всего продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами интернациональной корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений родительских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.

Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Многонациональная компания допускает большую степень независимости при проведении операций в каждой из стран.

Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих транснациональных корпораций зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам. При региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных группировках.

 С точки  зрения международного права,  отличительными признаками МНК  являются:

  • ориентация, в пер<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономике