Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 20:50, курсовая работа
Цель работы – отразить роль ТНК на развитие экономике.
Методы исследования - анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение, описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетания логического и исторического.
Исследования и разработки: результатом написания данной курсовой работы стало раскрытие понятия транснациональной корпорации, показано влияние ТНК на развитие экономики, описано влияние ТНК на примере конкретной компании.
Введение 4
1 Транснациональные корпорации: понятие, предпосылки, теории, типы 6
1.1 Причины возникновения ТНК 6
1.2 Критерии отнесения компании к ТНК 8
1.3 Теории ТНК 10
1.4 Поколения ТНК 17
1.5 Черты ТНК 17
1.6 Индекс транснационализации 19
1.7 Преимущества ТНК 24
1.8 Различия ТНК развитых и развивающихся стран 24
1.9 Типы ТНК 24
2 Роль ТНК в современной экономике 24
2.1 Природные ресурсы 24
2.2 Трудовые ресурсы 24
2.3 Лизинг 24
2.4 Франчайзинг 24
3 Роль и особенности функционирования ТНК на примере компании БМВ 24
Заключение 27
Список использованных источников 29
1.6 Индекс транснационализации
Для оценки уровня транснационализации корпорации используют индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение следующих трех показателей: отношение зарубежных активов к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников за рубежом к общему числу занятых в корпорации.
Расчет индекса
IT= (AI/A+RI/R+SI/S)/3,
где IT – индекс транснационализации;
AI – зарубежные активы;
А – общие активы;
RI – объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
R – общий объем продаж товаров и услуг;
SI – зарубежный штат;
S – общий штат работников компании. [1]
1.7 Преимущества ТНК
Чтобы понять то, с какой целью во второй половине XX века началось интенсивное развитие ТНК в мире, нужно отметить, что существует ряд источников эффективной деятельности ТНК по сравнению с компаниями, действующими лишь в одной стране. К таким источникам или преимуществам относятся:
Можно выделить отрасли, в которых ТНК наиболее активны. Прежде всего это ведущие отрасли индустрии, формирующие базу для дальнейшего технического прогресса. К их числу обычно относят общее машиностроение, электронику и электротехнику, приборостроение и химическую промышленность. Именно в этих отраслях в настоящее время прежде всего развертывается новый этап НТР, связанный с быстрым развитием микроэлектронной и лазерной техники, биотехнологий, промышленных роботов и т. д. Особенно больших размеров «иностранные секторы» достигли в нефте- и газопереработке, традиционно контролируемых крупнейшими энергетическими ТНК.
По степени
участия иностранного капитала немаловажное
место занимают и такие отрасли,
как оптовая и розничная
1.8 Различия ТНК развитых и развивающихся стран
Существует
множество различных
Следует отметить, что ТНК развитых и развивающихся стран имеют и существенные различия, влияющие на их инвестиционное поведение. Несомненно, ТНК в каждом государстве прошли собственный путь экономической эволюции, на ход которой существенное влияние оказали законы, обычаи, деловая культура и собственная всегда уникальная история развития. Деятельность ТНК также зависит от ее внутренней структуры, включая структуру материнской компании и взаимосвязь с зарубежными подразделениями, от сотрудничества с другими ТНК и группами компаний, взаимоотношения с государством материнской компании и тенденциями развития мировой экономики.
Особенностями ТНК развитых стран на современном этапе являются:
ТНК развивающихся стран отличаются друг от друга, но в тоже время имеют ряд общих черт, выделяющих их из ряда мировых ТНК. В начале своей транснациональной деятельности эти компании приобретали преимущественно уже устаревшие технологии в развитых государствах, полностью повторяя циклы технологического развития примерно по такой схеме:
Впоследствии
ТНК все в большей степени
развивали собственные
1.9 Типы ТНК
В западной экономической литературе можно встретить множество названий международных монополий: многонациональные корпорации, интернациональные корпорации, транснациональные корпорации, глобальные корпорации и др. В данной работе хотелось бы рассмотреть следующую классификацию: все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Сравнивая виды транснациональных корпораций, значительное внимание уделялось, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК):этноцентрический, полицентрический, региоцентрический и геоцентрический.
Таблица 1. Характеристика видов (типов) ТНК
Характеристические признаки |
Интернациональные корпорации |
Многонациональные корпорации |
Глобальные корпорации |
1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов |
Этноцентрический |
Полицентрический или |
Геоцентрический |
2. Ориентация |
Абсолютный прирост |
Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную. |
Интеграция воедино |
3. Отношение к зарубежному рынку |
Зарубежные рынки |
Зарубежные рынки часто |
Ареной деятельности является весь мир. |
4.
Уровень централизации |
Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании. |
Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами. |
Высокая децентрализация принятия решений
при тесной координации между
материнской компанией и |
5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов |
Сильный контроль со стороны материнской компании. |
Филиалы, как правило, автономны. |
Филиалы, как правило, автономны |
6. Кадровая политика |
Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом. |
В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты. |
Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты. |
7. Организационная структура |
Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов. |
Оргструктура с высоким |
Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами. |
8. Информационные потоки |
Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов. |
Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами. |
Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами. |
Интернациональные корпорации – это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Правовой режим ТНК предполагает деловую активность, осуществляемую в различных странах посредством образования в них зарубежных филиалов в виде структурных подразделений без юридической самостоятельности и дочерних компаний. Эти компании имеют относительно самостоятельные службы производства и сбыта готовой продукции, научно-исследовательских разработок. В целом они составляют крупный производственно-сбытовой комплекс с правом собственности над акционерным капиталом только представителей страны-учредителя.
Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric) взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы. При этноцентрическом типе зарубежные рынки остаются для корпораций, прежде всего продолжением внутреннего рынка страны базирования материнской компании. ТНК создают филиалы за рубежом главным образом для обеспечения себе надежных поставок дешевого сырья или для обеспечения зарубежных рынков сбыта. Для этого типа ТНК характерно принятие управленческих решений преимущественно в материнской компании, предпочтение соотечественникам в зарубежных филиалах. Таким образом, отличительными чертами интернациональной корпорации являются высокая централизация принятия решений и сильный контроль за деятельностью зарубежных филиалов со стороны материнской компании. В России накопленный опыт отношений родительских компаний с зарубежными филиалами относится преимущественно к рассматриваемому виду ТНК.
Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) – это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе. Многонациональная компания допускает большую степень независимости при проведении операций в каждой из стран.
Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок – это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих транснациональных корпораций зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам. При региоцентрическом подходе ТНК ориентируется уже не на рынки отдельных стран, а на регионы, например, на всю Западную Европу, а не на Францию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион. Этот вид ТНК особенно популярен в интеграционных группировках.
С точки зрения международного права, отличительными признаками МНК являются:
Информация о работе Крупные корпорации и их роль в современной экономике