Курс лекций по дисциплине "Экономика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 19:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика".

Файлы: 1 файл

ekonom_lekcii.docx

— 353.03 Кб (Скачать файл)

·        меры по образованию и переподготовке кадров для увеличения числа работников требуемых квалификаций;

·        стимулирование конкуренции в финансовом секторе для повышения эффективности рынков капитала;

·        приватизацию и сокращение государственного контроля над промышленностью для поддержания эффективности промышленного производства;

·        содействие региональной политике, стимулируя мобильность рабочей силы;

·        снижение налоговых ставок и реформирование системы пособий по социальному обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду;

·        обуздание власти профсоюзов для увеличения гибкости рынков труда.   

 Увеличению производственного  потенциала экономики способствует  также проводимая государством  промышленная политика: государство  берет на себя прямую активную  роль в формировании структуры  промышленности для поощрения  экономического роста. Эта политика, во-первых, включает меры, ускоряющие  развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Во-вторых, государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих, государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.

 

Тема12. Международные экономические отношения

 

  1. Открытая и закрытая экономика.
  2. Структура мирового хозяйства. Мировая торговля.
  3. Валютные  отношения

 

1. Открытая и закрытая экономика.

Существуют два подхода к определению понятий закрытая экономика и открытая экономика. В соответствии с первым подходом:

Закрытая экономика – это экономика, не подверженная какому либо влиянию со стороны международной торговли, в которой, следовательно, нет ни экспорта, ни импорта какого бы то ни было рода.   

 В такой трактовке закрытая  экономика рассматривается как  теоретическая модель, которая позволяет понять механизм функционирования национальной экономики, что является главной задачей макроэкономического анализа.   

 Изучая закрытую экономику, мы упрощаем модель кругооборота  национального дохода и сосредотачиваемся на анализе доходов и расходов внутри национальной экономики. В связи с этим совокупный спрос в закрытой экономике представлен как сумма потребительских, инвестиционных и государственных планируемых расходов:

AD = C + I + G

Однако целый ряд проблем требует исследования открытой экономики.

Открытая экономика – это экономика, участвующая в международной торговле и международных финансовых отношениях с различными странами мира.   

 Модель кругооборота национального  дохода в открытой экономике  учитывает влияние экспорта и  импорта, и совокупный спрос представлен  как сумма планируемых потребительских, инвестиционных и государственных  расходов и расходов на чистый экспорт:

AD = C + I + G +Xn,

где чистый экспорт (Xn) представляет собой разницу между экспортом и импортом.   

 Экспорт и импорт в совокупности  характеризуют объем внешней  торговли страны (внешнеторговый  оборот). С точки зрения макроэкономического анализа существенным является вопрос о соотношении экспорта и импорта (разница в денежном выражении между которыми представляет собой внешнеторговое сальдо). Если в течение некоторого периода времени импорт превышает экспорт, то в приведенной выше формуле расходы на чистый экспорт становятся отрицательно величиной, что может стать причиной сокращения совокупного спроса и, следовательно, может возникнуть угроза макроэкономической  

 Если же экспорт превышает  импорт, то чистый экспорт является  величиной положительной, что увеличивает совокупный спрос. Такое увеличение совокупного спроса не только способствует стабилизации экономики, но при определенных условиях (увеличение инвестиций в экспортные отрасли) создает основу для экономического роста.   

 Вместе с тем разные страны  в разной степени участвуют  в обмене товарами, услугами, деньгами, капиталами, рабочей силой с зарубежными странами. Чем меньше страна, тем, как правило, больше ее относительная зависимость от внешнего рынка, и наоборот, чем больше страна и больше обеспеченность собственными ресурсами, тем эта зависимость меньше. Характер и структура взаимоотношений экономики разных стран с внешним миром могут быть различными, поэтому страны различаются по степени открытости к внешнему миру. Этот критерий формирует второй подход к определению закрытой и открытой экономики. В соответствии с этим подходом:

Открытые экономики имеют минимальные барьеры (препятствия) для экономического взаимодействия с внешним миром. (Стран, которые таких барьеров вовсе не имеют, практически не существует).

Закрытыми экономиками называют такие экономики, которые имеют значительные, иногда запретительные препятствия для такого взаимодействия. Чаще всего это делается для защиты отечественных производителей от более сильных конкурентов внешнего рынка, а иногда для создания более благоприятных условий для выхода отечественных производителей на внешние рынки.   

 Как определить степень открытости  или закрытости экономики?   

 Иногда ее пытаются выяснить, опираясь на данные о доле  экспорта или импорта в национальном  продукте. Однако они свидетельствуют  лишь об относительной зависимости  от внешней торговли. Судить же  о степени закрытости или открытости  экономики следует главным образом  по режиму обмена, который регулируется государством. При этом следует иметь в виду, что экономические взаимоотношения с внешним миром не исчерпываются торговлей (экспорт – импорт), то есть материальными потоками. Они включают в себя и движение (потоки) капитала и рабочей силы. И все же основой международных экономических отношений является международная торговля.

2. Структура мирового хозяйства. Мировая торговля.

Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между странами посредством импорта и экспорта.   

 Международная торговля может  иметь положительное значение, как  для сферы производства, так и  для сферы потребления.

·        Она дает странам возможность ввозить некоторые товары и услуги, если это будет дешевле, чем производить их внутри страны.

·        Страны также могут получать некоторые продукты и ресурсы, которые в противном случае были бы практически недоступны из-за неспособности внутренних производителей предложить их (например, редкие виды сырья, высокотехнологичная продукция).

·        Международная торговля способствует повышению эффективности производства, так как стимулирует перемещение ресурсов из тех отраслей, продукцию которых выгоднее замещать импортом, в те отрасли, где страна имеет сравнительные преимущества перед своими торговыми партнерами.

Именно сравнительные преимущества в производстве определённых благ, которыми обладают страны, обеспечивают основу международного разделения труда, а, следовательно, и международной торговли.  

 Принцип сравнительных преимуществ  может быть в полной мере  реализован только в условиях свободной торговли между странами.

Свободная торговля – это международная торговля без каких-либо ограничений (таких, как импортные пошлины, квоты и т.п.), накладываемых на свободное движение товаров и услуг между странами.   

 На практике, однако, выгоды  международной торговли зачастую  распределяются между странами неравномерно, в результате чего может возникнуть угроза национальным экономическим интересам. На защиту этих интересов встает государство, проводя соответствующую внешнеторговую политику.

Внешнеторговая политика государства включает в себя определение стратегии, а также совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и их группировками.   

 Двумя основными разновидностями  современной внешнеторговой политики  выступают либерализация и протекционизм.   

 Политика либерализации предполагает снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию международной торговли. Наряду с реализацией принципа сравнительных преимуществ, страны получают дополнительную выгоду от либерализации внешней торговли. Она заключается в том, что либерализация стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию внутри страны.   

 Политика протекционизма направлена на всемерную и всестороннюю защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Она также может проводиться в интересах отечественного бизнеса, стремящегося к захвату внешних рынков.   

 Протекционизм и либерализация  представляют собой два полюса  внешнеторговой политики. Однако  на практике, как правило, проводится  компромиссная, комбинированная политика, сочетающая как элементы либерализма, так и протекционизма. Причем, чем ниже уровень экономического развития страны, тем, как правило, в большем объеме и более жестко применяются протекционистские меры.   

 Если проводится протекционистская  политика, то выгоды от специализации уменьшаются, или даже сводятся на нет. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебрасывать ресурсы (или их часть) с эффективного их использования (из отраслей с низкими относительными издержками) на неэффективное для удовлетворения разнообразных потребностей (которые могли бы удовлетворяться поставками импортной продукции).   

 Существуют, однако, и серьёзные  аргументы в пользу протекционизма: необходимость обеспечения обороны, стремление к увеличению внутренней занятости, диверсификация экономики ради экономической стабильности, необходимость защиты «молодых» отраслей, необходимость защиты отечественных товаропроизводителей в целом, необходимость защиты от демпинга (экспорта товаров по цене более низкой, чем на внутреннем рынке).   

 Итак, протекционизм представляет  собой барьеры на пути свободной  торговли.

Эти барьеры можно разделить на две большие группы:

1. Тарифные барьеры, которые представляют собой систему импортных и (в меньшей мере) экспортных пошлин. Пошлина представляет акцизный налог на импортные (экспортные) товары. Пошлины вводятся либо с целью получения доходов в государственный бюджет (фискальные), либо для защиты национального производства (протекционистские);

2. Нетарифные барьеры, которые включают ограничительные меры административного воздействия, выступающие в различных формах:

·        импортные (экспортные) квоты – установление максимального объёма товаров, который может быть импортирован (экспортирован);

·        лицензирование – означает необходимость получения соответствующего документа (лицензии) для ввоза (вывоза) определенных товаров;        

 введение стандартов качества  продукции – контроль импортных  товаров с точки зрения их  соответствия национальным стандартам  безопасности и качества;

·        монополизация государством отдельных сфер внешнеторговой деятельности;

·        «добровольные» экспортные ограничения (в интересах страны-импортера) – относительно новая форма торговых барьеров: экспортёры соглашаются на некоторые ограничения в надежде избежать более жёстких барьеров.

Международная торговая политика представляет собой совокупность различных форм и методов международного регулирования обмена товарами и услугами между странами.   

 Регулирование международной  торговли осуществляется как региональными экономическими организациями, союзами и группировками, так и организациями общемирового масштаба.   

 Примером наиболее развитой  региональной экономической группировки является современный Европейский Союз (ЕС), (ранее - Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС), учрежденное в 1958г.), в состав которого (на начало 2003г.) входят 15 европейских государств.   

 Региональные союзы и группировки, с одной стороны, способствуют  развитию международной торговли, так как снимают всевозможные барьеры во взаимной торговле стран-участниц. С другой стороны, проводят политику протекционизма в отношении «третьих» стран, устанавливая определенные барьеры для тех стран, которые не входят в их состав, а также для других торгово-экономических союзов.   

 Хотя все страны в своей  внешнеторговой политике исходят  из национальных интересов (или групповых интересов отдельных экономических группировок), они объективно заинтересованы в развитии международной торговли в целом, являясь ее субъектами. Поэтому стали возникать организации, регулирующие международную торговлю в общемировом масштабе. Наиболее существенную роль в международном регулировании мировой торговли играет Всемирная торговая организация (ВТО), предшественником которой явилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), действовавшее с 1948 г. Участниками ВТО (к 2003 г.) являлись 144 страны и 50 имели статус наблюдателей и вели переговоры о вступлении в организацию (в том числе и Россия).

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Экономика"