Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Многообразие  видов культурной деятельности (отдельные из них рассматриваются в качестве подотраслей) можно разделить на группы:

  • художественное творчество (литературное, изобразительное и прикладное творчество, искусство, исполнительское искусство);
  • культурное наследие (реставрация и охрана памятников истории и культуры, музейное, архивное, библиотечное дело, народная культура);
  • клубная и развлекательная деятельность (клубная деятельность, аттракционы, шоу-бизнес, казино);
  • массовое создание и распространение культурных благ - индустрия культуры (пресса; книгоиздание; производство аудиовизуальной продукции, включая кинематографию, радио, телевидение; сеть Интернет).

Ведущим звеном в системе управления культурой  является Министерство культуры Республики Беларусь, которое проводит государственную политику в области культуры, искусства, историко-культурного наследия.

В настоящее  время основой государственных гарантий сохранения, развития и распространения культуры в Республике Беларусь остается бюджетное финансирование.

Организации (учреждения, предприятия) культуры делятся: по содержанию деятельности — на культурно-просветительные и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности - на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности - на государственные и частные. Сохраняются традиции разделения организаций культуры на государстненные и ведомственные.

В подотрасль «Искусство» включаются театры, цирки, филармонии и другие концертные организации; организации кинематографии; творческие мастерские; организации народных промыслов (ремесел); научно-проектные и производственные реставрационные организации; зрелищные предприятия и учреждения.

Библиотечное дело — это отрасль информационной, культурно-просветительной и образовательной деятельности, задачей которой являются создание и развитие сети библиотек, формирование и обработка библиотечных фондов, организация библиотечного, информационного и справочно-библиографического обслуживания пользователей, подготовка библиотечных кадров, научное и методическое обслуживание библиотек.

Основными источниками  финансирования библиотек являются средства республиканского и местных бюджетов, обеспечивающие разработку и реализацию программ развития библиотечного дела, строительство и реконструкцию библиотечных зданий, помещений, а также комплектование библиотечных фондов.

По значению, особенностям функционирования и территориальной организации различают национальную, республиканские, областные, городские, районные и сельские библиотеки.

Музеи осуществляют комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной истории, материальной и духовной культуры — первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

Клубные учреждения — массовые культурно-просветительные учреждения, которые организуют досуг населения и способствуют воспитанию, самообразованию, развитию творческих способностей личности.

Более 90 % клубных  учреждений находится в ведении  Министерства культуры и состоит  на полном бюджетном финансировании.

Театрально-зрелищные учреждения в Республике Беларусь представлены 28 профессиональными театрами, в том числе 2 театрами оперы и балета, 18 драматическими, 8 детскими и юного зрителя, 13 государственными концертными организации и 2 госцирками.

Киноискусство. Кинохозяйство в целом — сложный экономический комплекс, характеризующийся сочетанием специального кинопроизводства с развитой сферой обращения, продвижения и демонстрации кинофильмов.

В республике создана техническая база кинопроизводства, функционирует национальная киностудия «Беларусьфильм», сохранено бюджетное финансирование.

Намечены  мероприятия по сохранению и качественному  наращиванию сети учреждений культуры, укреплению и обновлению ее материально-технической базы, обеспечению доступности и разнообразия услуг отрасли для всего населения. Законодательно установленный объем бюджетного финансирования отрасли «Культура и искусство» установлен в размере до 1 % ВВП.

1.5. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание — деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-педагогических, правовых услуг, материальной помощи, созданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

К этой категории  населения относятся: дети, люди преклонного  возраста, инвалиды, тяжелобольные, бездомные, люди, находящиеся в состоянии сильной депрессии.

Различные виды социального обслуживания можно  разделить на три группы: социальный уход, социальная реабилитация и социальный приют.

Ведущие позиции  в управлении социальным обслуживанием занимает Министерство труда и социальной защиты, которое активно сотрудничает с министерствами образования и здравоохранения, другими республиканскими органами государственного управления.

Приоритетным  направлением дальнейшего развития системы социального обслуживания является удовлетворение специфических потребностей наиболее уязвимых слоев населения: инвалидов, пожилых людей, детей, малообеспеченных семей и др.

1.6. Социально-потребительский комплекс.

Социально-потребительский  комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство.

Отрасли социально-потребительского комплекса тесно взаимосвязаны друг с другом и населением, что определяет их территориальную организацию.

Внутренняя торговля и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство производят 14,2 % валового внутреннего продукта; их доля в общей численности занятых в экономике Беларуси — почти 18,7 %. Опыт зарубежных стран показывает, что без успешного развития этих отраслей нельзя создать высокоэффективную рыночную экономику.

1.6.1. Розничная торговля.

Торговля — одна из крупных отраслей экономики Республики Беларусь. В 2009 г. общий объем розничного товарооборота составил 54,7 трлн. р. в действующих ценах, или примерно 5,5 млн р. в расчете на душу населения. Численность занятых в розничной торговле и общественном питании достигла 655,1 тыс. чел., что в 2 раза больше, чем в 1990 г.

Торговля  как самостоятельная отрасль  национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенное, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Управление  государственной торговлей осуществляет Министерство торговли Республики Беларусь, в потребительской кооперации — Белорусский республиканский союз потребительских обществ.

Торговля  делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя торговля  охватывает оптовую и розничную торговлю.

1.6.2. Общественное питание.

Общественное  питание — отрасль экономики  по производству и реализации готовой пищи населению через сеть специальных предприятий (столовых, кафе, ресторанов, буфетов и др.).

Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в отрасли позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

1.7. Бытовое обслуживание населения.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия  и органнизации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хозяйственного обихода и оказывающие другие бытовые услуги.

Систему управления отраслью образуют управления бытового обслуживания облисполкомов и Минского горисполкома.

В общегосударственном  классификаторе Республики Беларусь 015-97 «Услуги населению» к бытовым отнесено более 600 видов деятельности. Их выполняют свыше 8 тыс. предприятий.

Программа дальнейшего развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь предусматривает в качестве основных задачи: стабилизации отрасли, насыщения рынка разнообразными видами бытовых услуг, в первую очередь социально значимых, повышение их качества на основе создания правовых, организационных и экономических условий.

1.8. Жилищно-коммунальное хозяйство.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) создает необходимые условия для жизнедеятельности человека. Отрасль обеспечивает воспроизводство и содержание жилищного фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей.

В состав жилищно-коммунального хозяйства входят следующие подотрасли: жилищное хозяйство (жилищная сфера); гостиничное хозяйство; коммунальное хозяйство, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз и утилизацию мусора, канализацию), всего более 30 видов деятельности. Жилищная сфера — часть народного хозяйства, включающая строительство и реконструкцию жилья, сооружений и элементов инженерной инфраструктуры, управление жилищным фондом, его содержание, ремонт.

В отличие от других отраслей социальной сферы объемы и качество жилищно-коммунальных услуг не подлежат сокращению ниже определенного минимума. Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства определяет функционирование и производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса. В структуре платных услуг, предоставленных населению Беларуси в 2009 г., жилищно-коммунальные занимали первое место (26,3 %), что значительно превысило уровень 1990 г. (13,3 %).

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

  • развитие системы оплаты жилья и коммунальных повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
  • совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
  • совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;
  • передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 10а. РЕГИОНАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ.

Региональный социально-экономический  комплекс — сложная динамично развивающаяся система, представляющая собой совокупность множества объектов с набором связей между ними, создающих объективную основу жизнедеятельности внутриреспубликанских регионов.

Регион (от лат. regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) – это часть территории страны, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориями в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.

Региональная структура экономики рассматривается в двух аспектах:

как территориальное размещение экономики в целом и ее отдельных отраслей;

система внутриреспубликанских регионов с внутренней структурой экономики в каждом из них.

Любой элемент производительных сил воздействует на территорию и в свою очередь испытывает ее влияние. В конечном итоге территориальная структура есть результат развития и углубления территориального разделения труда.

Территориальная структура хозяйства тесно связана с отраслевой структурой. Каждая отрасль, предприятие или производство размещены в конкретной местности, имеют свою территориальную локализацию.

Регион как  социально-экономический объект - гораздо более сложное образование, нежели отрасль, т.к. в нем соединены различные отрасли хозяйства, охватывающие производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ и услуг.

Основой внутриреспубликанских  экономических районов являются территориально-хозяйственные комплексы (ТХК), которые представляет собой совокупность предприятий и сооружений на определенной территории, имеющих общую систему производственной и социальной инфраструктур.

В Беларуси в  качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г. Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства. Сложившееся административно-территориальное деление республики на шесть областей не изменялось с 1961 г.

В Республике Беларусь наиболее крупными по территории являются Гомельская, Минская  и Витебская области, площадь  которых составляет соответственно 40,4, 40,2 (вместе с Минском) и 40,1 тыс. км2, в то время как Брестской области — 32,8, Могилевской — 29,1 и Гродненской — 25,1 тыс. км2.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»