Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:04, курс лекций

Описание работы

Целью настоящего курса является создание системного представления о механизме функционирования национальной экономики в современных условиях, способах воздействия на нее государства, эконо-мическом потенциале и хозяйственных комплексах.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 509.13 Кб (Скачать файл)

Фондовый рынок является частью рынка капитала, где осуществляются эмиссия и купля-продажа ценных бумаг. Основное его назначение состоит в обеспечении аккумулирования временно свободных денежных средств для инвестирования в перспективные отрасли экономики. Кроме того, фондовый рынок, или рынок ценных бумаг, решает такие задачи, как обслуживание государственного долга, перераспределение прав собственности, спекулятивные операции.

Общая структура фондового рынка представлена инвесторами (стратегическими и институциональными), эмитентами (организациями, заинтересованными в привлечении денежных средств для развития производства), инфраструктурой — связующим звеном между инвесторами, эмитентами и органами регулирования его деятельности.

Функционирование  фондового рынка (первичного и вторичного) обеспечивают профессиональные участники: операторы (брокеры, дилеры); организаторы работы бирж (торговых площадок); клиринговые организации, банки и депозитарии; реестродержатели.

В современной  рыночной экономике эффективный  фондовый рынок рассматривается как главное национальное достояние. Рынок ценных бумаг является одним из основных источников финансирования инвестиций в реальном секторе экономики.

Из всей совокупности функций фондового рынка особенно важны:

• инвестиционная, т.е. образование и распределение инвестиционных ресурсов, необходимых для развития производства;

• передела собственности путем использования пакетов ценных бумаг, прежде всего акций.

Беларусь приступила к формированию национального фондового рынка в 1992 г., когда был принят Закон «О ценных бумагах и фондовых биржах».

Прозрачность  и контролируемость фондового рынка  со стороны государства обеспечивает Департамент по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь

В настоящее  время роль фондового рынка в  развитии экономики страны недостаточна. Имеются проблемы и в развитии самого фондового рынка. Одна из них состоит в отсутствии существенных объемов иностранных инвестиций в его инструменты. Другая - в невысоком уровне капитализации национального фондового рынка, что объясняется низкими рыночными спросом и предложением на нем.

Таким образом, в настоящее время в республике сложилась ситуация, когда, с одной  стороны, созданы инфраструктура, нормативно-правовая база фондового рынка, системы государственного регулирования и регулирования межгосударственного обращения ценных бумаг, отвечающие требованиям международных стандартов, а с другой — размеры иностранных портфельных инвестиций и капитализация национального фондового рынка не соответствуют уровню и динамике макроэкономических показателей экономики Беларуси и отстают от других стран с переходной экономикой.

Формирование и становление институтов рынка в переходной экономике Беларуси происходит неравномерно.

Так, товарный рынок (рынок потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения) и рынок услуг в переходный период незначительно отличались от аналогичных рынков экономически развитых стран Запада по насыщенности товарами и услугами, ассортименту, организационно-юридическим формам и другим параметрам.

Уровень развития рынков труда, капитала, земли и других значительно ниже из-за слабости их институционально-организационной основы, в том числе биржевого механизма. Пока остается невысокой мобильность трудовых ресурсов из-за избыточной численности работающих на большинстве предприятии и трудностей, связанных с переездом на новое место жительства при смене работы. Незначительную роль в мобилизации финансовых ресурсов играет и продажа корпоративных ценных бумаг.

Неравномерное развитие различных сегментов рынка, порождает огромное количество очень непростых проблем, или «трудностей роста», в трансформационной деятельности государства, общества, субъектов хозяйствования, что является предметом дальнейших реформ.

7. Проблемы развития предпринимательства

Ключевыми проблемами в постсоциалистических странах  при переходе к рыночной экономике являются реформирование отношений собственности и развитие предпринимательства.

Переход к  рыночной экономике в обязательном порядке предполагает формирование субъектов рыночных отношений — независимых, самостоятельных, экономически ответственных товаропроизводителей, что в свою очередь требует осуществления разгосударствления и приватизации предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства.

Разгосударствление — это передача имущества из государственной собственности в иную — акционерную, коллективную, кооперативную, частную, смешанную.

Приватизация — передача государственной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.

Формы собственности в нашей стране определяются Конституцией Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г.) и Гражданским кодексом. В соответствии с этими основополагающими документами в стране существуют две формы собственности — государственная и частная.

Государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной (собственность административно-территориальных единиц). Исключительную собственность государства составляют недра, вода, леса. В собственности государства находятся также земли сельскохозяйственного назначения.

Главными целями разгосударствления и приватизации остаются повышение эффективности производства, создание конкурентной среды, активизация инвестиционной и инновационной деятельности, привлечение иностранных инвестиций. При осуществлении этих целей необходим учет социальных и экологических последствий приватизации.

Согласно  Гражданскому кодексу Республики Беларусь, хозяйствующими субъектами могут быть коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Некоммерческие — это организации, не ставящие целью извлечения прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут иметь форму потребительских кооперативов, общественных или религиозных организации (объединений), финансируемых собственником учреждении, благотворительных и иных фондов, а также другие формы, предусмотренные законодательством.

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным фондом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме как полного, так и коммандитного товарищества; хозяйственные общества — в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными  товарищами в коммандитных товариществах могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации; участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах — граждане и юридические лица.

Государственные органы, органы местного управления и самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в коммандитных товариществах, если иное не установлено законодательством.

Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и солидарно друг с другом несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Коммандитным признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников (вкладчика, коммандитов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. 

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное двумя или большим количеством лиц общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное двумя или большим количеством лиц общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники 0Д0 солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее размера, установленного законодательными актами.

Акционерным обществом (АО) признается общество, уставный фонд которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Открытым акционерным обществом (ОАО) признается общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции без согласия других акционеров неограниченному кругу лиц. ОАО вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и свободную их продажу на условиях, устанавливаемых законодательством.

Акционерное общество, участник которого может отчуждать принадлежащие ему акции с согласия других акционеров и (или) ограниченному кругу лиц, признается закрытым акционерным обществом (ЗАО). Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число участников ЗАО не должно превышать числа, установленного законодательством. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право покупки акций, продаваемых другими участниками этого общества.

Производственным кооперативом (артелью) является коммерческая организация, участники которой обязаны внести имущественный паевой взнос, принимать личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива и субсидиарную ответственность по его обязательствам в равных долях, если иное не определено в уставе, в пределах, установленных уставом, но не меньше полученного в данной организации годового дохода.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Форму унитарных могут иметь государственные (республиканские или коммунальные) либо частные предприятия.

По решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в республиканской собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, — казенное предприятие. Его учредительным документом является устав, утверждаемый Советом Министров. Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства.

Реструктуризация — это структурная реорганизация, управленческая и финансовая адаптация предприятия к успешной работе в рыночных условиях. Процесс реструктуризации может быть пассивным и активным.

Пассивная реструктуризация осуществляется за счет рационального использования имеющегося оборудования, совершенствования форм и методов управления, маркетинговой деятельности без значительных дополнительных финансовых средств. Пассивная реструктуризация проводится в сжатые сроки и, как правило, до приватизации.

Активная реструктуризация происходит за счет средств стратегического инвестора в постприватизационный период и рассчитана на более продолжительный период.

В современной  практике применяются различные  варианты реструктуризации:

  • реструктурирование государственных предприятий реального сектора экономики с целью их акционирования и сохранения за государством контрольного пакета акций;
  • реструктурирование с целью дальнейшей продажи предприятия, что особенно актуально в отношении объектов малой приватизации;
  • реструктурирование после приватизации объекта за счет средств потенциального инвестора.

Особой формой реструктуризации является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Многие крупные предприятия во взаимодействии с банковскими структурами при широком использовании маркетинговых форм работы могут стать эффективными субъектами мирохозяйственных связей.

Основные принципы реструктуризации предприятия заключаются в рыночной самоорганизации и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Государство должно создавать необходимые макроэкономические условия, проводить требуемые институциональные преобразования, смягчать отрицательные социальные последствия от ликвидации и реструктуризации неэффективных (хронически убыточных) производств на основе разработки и реализации соответствующих программ.

Решающими условиями перехода к рыночным отношениям и эффективного развития экономики являются конкуренция, устранение монополизма в хозяйственной деятельности.

Конкуренция на рынке выступает в разных формах и осуществляется различными способами. Она может быть внутриотраслевой (между аналогичными товарами) и межотраслевой (между товарами различных отраслей).

В зависимости  от условий, в которых она происходит, различают совершенную конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию.

Совершенная конкуренция представлена в таких сферах деятельности, где действует достаточно много продавцов и покупателей идентичного (стандартного) товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на его цену.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Национальная экономика»