Курс лекций по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:37, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"

Файлы: 18 файлов

matv_ec_lec_15.doc

— 206.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_10.doc

— 114.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_11.doc

— 104.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_12.doc

— 260.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_13.doc

— 186.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_14.doc

— 227.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_1.doc

— 142.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_16.doc

— 108.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_2.doc

— 148.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_20.doc

— 131.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_21.doc

— 81.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_26.doc

— 77.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_4.doc

— 108.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_5.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Раздел II. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Раздел II. ОСНОВНЫЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Глава 5. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  РОСТ 

Важность изучения проблемы экономического роста состоит в  том, что экономический рост является основой увеличения благосостояния, а анализ факторов, его определяющих, позволяет объяснить различия в уровне и темпах развития в разных странах (межстрановые различия) в один и тот же период времени и в одной и той же стране в разные периоды времени (межвременные различия).

Как обеспечить экономический  рост; какие факторы его обусловливают; почему одни страны развиваются быстрее, а другие медленнее; что необходимо предпринять, чтобы поддерживать высокий уровень благосостояния, если он уже достигнут, и какие меры следует использовать слаборазвитым странам, чтобы достичь этого уровня, каковы издержки экономического роста - таков далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается макроэкономическая теория экономического роста.

5.1. Экономический рост  и его показатели

Экономический рост представляет собой  долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП.  В этом определении ключевыми являются слова:

  1. тенденция, что означает, что реальный ВВП не должен обязательно увеличиваться каждый год, а указывается лишь направление движения экономики, так называемый «тренд»;
  2. долгосрочная, поскольку экономический рост является показателем, характеризующим долгосрочный период, а поэтому речь идет об увеличении потенциального ВВП (т.е. ВВП при полной занятости ресурсов), о росте производственных возможностей экономики;
  3. реального ВВП (а не номинального, рост которого может происходить за счет роста уровня цен, причем даже при сокращении реального объема производства). Поэтому важным показателем экономического роста выступает показатель величины реального ВВП.

Графически экономический  рост может быть представлен тремя способами:

  1. через кривую реального ВВП;
  2. через кривую производственных возможностей;
  3. с помощью модели совокупного спроса – совокупного предложения (модели  AD-AS).

На рис.5.1.(а) кривая (тренд) отражает долгосрочную тенденцию увеличения реального ВВП.  На рис.5.1.(б) экономический рост показан с помощью кривой производственных возможностей.


Основные виды товаров, производящихся в экономике, это  инвестиционные товары (производственного  назначения) и потребительские товары. Кривая производственных возможностей (КПВ) отражает ограниченность ресурсов в экономике в определенный период времени. Каждая точка кривой соответствует некоторому сочетанию количеств потребительских товаров и инвестиционных товаров, которое можно произвести с помощью имеющихся экономических ресурсов. Например, в точке А на КПВ1 с помощью того количества ресурсов, которое соответствует этой кривой, можно произвести количество потребительских товаров С1 и инвестиционных товаров I1.  Если поставлена цель увеличить количество потребительских товаров до величины С2, то находясь на той же кривой производственных возможностей (переход из т.А в т.В), можно решить эту проблему только за счет сокращения производства инвестиционных товаров до I2, т.е. иметь альтернативные издержки. Если экономика перейдет на новую кривую производственных возможностей (КПВ2), т.е. из т.А в т.D, то увеличивается производство и потребительских (до С3), и инвестиционных товаров (до I3), причем без альтернативных издержек. А это и есть экономический рост, т.е. переход на новый уровень производственных возможностей, решение проблемы ограниченности ресурсов  и альтернативных издержек. Таким образом, экономический рост может быть представлен как сдвиг (не обязательно параллельный) кривой производственных возможностей. На рис.5.1.(в) экономический рост изображен с помощью модели AD-AS. Поскольку экономический рост представляет собой рост потенциального ВВП, т.е. реального ВВП в долгосрочном периоде, то графически его можно представить как сдвиг вправо долгосрочной кривой совокупного предложения (LRAS) и рост объема производства от Y*1 до Y*2.


Хотя показатель величины реального ВВП широко используется для оценки уровня экономического развития страны, ее экономического потенциала, следует иметь в виду, что это абсолютный показатель, который не может точно отражать уровень  жизни. Более точным показателем благополучия страны, уровня благосостояния выступает величина реального ВВП на душу населения, т.е. относительный показатель, отражающий стоимость того количества товаров и услуг, которое не вообще производится в экономике, а приходится в среднем на одного человека.  Дело в том,  что уровень жизни в большой степени зависит от темпов прироста населения. С одной стороны, численность населения страны определяет численность рабочей силы, т.е. трудовых ресурсов. Неудивительно, что страны с большим населением (США, Япония) имеют гораздо более высокий ВВП, чем Люксембург и Нидерланды. Однако, с другой стороны, рост населения уменьшает показатель среднедушевого ВВП, т.е. ведет к снижению уровня жизни. Об экономическом росте можно говорить лишь, если происходит рост уровня благосостояния, т.е. если экономическое развитие сопровождается более быстрым ростом реального ВВП по сравнению с ростом населения. По уровню реального ВВП на душу населения между странами существует огромное различие. Так, в настоящее время уровень реального ВВП на душу населения США примерно в 50 раз выше, чем в Бангладеш, в 30 раз больше, чем в Индии, в 10 раз больше, чем в Китае, и примерно такой же, как в Канаде и Японии. Рост показателя ВВП на душу населения означает, что на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, что благосостояние увеличивается.

Однако с течением времени ранжирование (соотношение) стран по уровню реального ВВП  на душу населения меняется. Это происходит из-за того, что в разных странах разная скорость экономического роста. Показатель скорости роста является показателем динамики экономического роста, который позволяет определить, какая страна развивается быстрее. Скорость экономического роста выражается в среднегодовых темпах прироста ВВП или среднегодовых темпах прироста ВВП на душу населения (это более точный показатель) в течение определенного периода времени. Различия в темпах роста реального ВВП на душу населения очень велики. Благодаря высоким средним темпам экономического роста за последние 100 лет, например, Япония смогла резко вырваться вперед, в то время как из-за низких темпов роста Великобритания и Аргентина утратили свои позиции.

Причем, даже небольшие различия в темпах роста могут привести к громадным различиям в уровне дохода и выпуска между странами по прошествии ряда лет. Это происходит благодаря накапливаемому росту (сompound growth), т.е. кумулятивному эффекту. Кумулятивный эффект подсчитывается по формуле «сложного процента», когда учитывается процент на ранее полученный процента. Так, если величина ВВП в стране составляет 100 млрд.долл. и среднегодовой темп роста ВВП составляет 10%, то величина ВНП в конце первого года составит 110 млрд.долл. (100+100 х 0.1=110), в конце второго года 121 млрд.долл. (100+100 х 0.1+ (100+100 х 0.1) х 0.1=121), в конце третьего года 133.1 млрд.долл. (100+100 х 0.1+ (100+100 х 0.1) х 0.1+ [(100+100 х 0.1) х 0.1] х 0.1)=133.1) и т.д.  Итак, если известен среднегодовой темп прироста ВНП (ga – annual growth rate), то, зная исходный уровень ВВП (Y0) и используя формулу сложного процента, можно рассчитать величину ВВП через t лет (Yt ):

t,

из чего следует, что среднегодовой  темп прироста ВВП равен:

Итак, среднегодовой темп прироста ВВП представляет собой среднюю геометрическую темпов прироста за определенное количество лет.

Для облегчения расчетов обычно используется «правило 70», которое утверждает, что если какая-то переменная растет темпом х % а год, то ее величина удвоится приблизительно через 70/х лет. Если ВНП на душу населения ежегодно растет на 1% , то его величина удвоится через 70 лет (70/1).  Если ВВП на душу населения растет на 4% в год, то его величина удвоится примерно через 17,5 лет (70/4). Так, каждое поколение американцев считает своей целью оставить после себя удвоенный ВВП для будущего поколения. Для этого экономика должна иметь средние темпы роста, примерно равные 3% в год.

Однако из «правила 70»  следует, что по прошествии ряда лет быстро растущая экономика применяет процентную величину темпа экономического роста к большей  первоначальной величине ВВП, и общий выпуск увеличивается быстрее в более медленно растущих экономиках. Как мы видели, экономика, которая растет с темпом 1%  удвоит свой ВВП через примерно 70 лет, а в экономике с 4%-ным темпом роста, удвоение ВВП будет происходить каждые 17.5 лет. Через 70 лет экономика с 4%-ным ростом увеличит свой ВВП в 16 раз по сравнению с исходным уровнем (24), в то время как экономика с 1%-ным ростом только удвоит исходную величину ВВП (21). Если обе экономики первоначально имеют одинаковый уровень ВВП, то экономика с 4%-ным темпом роста через 70 лет будет иметь ВВП в 8 раз больший, благодаря кумулятивному эффекту, чем экономика с 1%-ным ростом. Это явление, когда более бедная страна начинает развиваться более быстрыми темпами, чем более богатая страна, поскольку она имеет первоначально более низкий производственный потенциал и уровень ВВП, получило название эффекта «быстрого старта» («catch-up effect»).

5.2. Типы и факторы  экономического роста 

Чтобы объяснить, почему одни страны развиваются быстрее, чем  другие; как ускорить экономический  рост; что определяет скорость увеличения ВВП, т.е., чтобы понять межстрановые и межвременные различия в уровне реального ВВП (и реального ВВП на душу населения) и в темпах его роста, необходимо проанализировать типы и факторы экономического роста. Увеличение производственных возможностей и рост потенциального ВВП связаны с изменением  либо количества ресурсов, либо качества ресурсов.

Соответственно выделяют два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Экономический рост, обусловленный увеличением количества ресурсов, простым добавлением факторов, представляет собой экстенсивный тип экономического роста. Экономический рост, связанный с совершенствованием качества ресурсов, использованием достижений научно-технического прогресса - это интенсивный тип роста.

Соответственно двум типам экономического роста выделяют две группы факторов:

  • факторы, которые влияют на количество ресурсов: труда, земли, капитала, предпринимательских способностей. К факторам экстенсивного типа экономического роста относятся:    использование большего количества рабочей силы; строительство новых предприятий; использование большего количества оборудования; вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных земель; открытие новых месторождений и увеличение добычи полезных ископаемых; внешняя торговля, позволяющая увеличить количество ресурсов, и т.п. Однако при этом квалификация рабочих и производительность их труда, качество оборудования и технология не меняется. Поэтому отдача продукции и дохода на единицу труда и капитала остается прежней.
  • факторы, которые влияют на качество ресурсов. Факторами интенсивного типа экономического роста являются: рост уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочей силы; использование более совершенного оборудования; наиболее передовых технологий (в первую очередь, ресурсосберегающих); научной организации труда; наиболее эффективных методов государственного регулирования экономики.

Наиболее важную роль среди интенсивных  факторов роста играет научно-технический  прогресс (НТП), который основан на накоплении и расширении знаний, которыми располагает общество; на научных  открытиях и изобретениях, которые дают новые знания; на нововведениях, которые служат формой реализации научных открытий и изобретений. Именно научно-технический прогресс обеспечивает совершенствование качества ресурсов.

Основной экономической  характеристикой качества ресурсов является их производительность. Наиболее важным фактором, определяющим уровень жизни в стране, является производительность труда. Производительность труда - это количество товаров и услуг, создаваемых работником за один час рабочего времени.

 

производительность

=

величина  выпуска

труда

количество  часов рабочего времени


 

Чем больше товаров и услуг производит каждый рабочий в час, тем выше производительность труда и тем  больше реальный ВВП. Так как уровень  жизни определяется количеством  производимых в стране товаров и услуг, поскольку совокупный доход равен совокупному выпуску (объему производства), то чем выше реальный ВВП, тем выше уровень жизни, уровень благосостояния. На производительности труда, а, следовательно, на экономический рост и его темпы, оказывают влияние следующие факторы:

  • физический капитал (или просто капитал)- это запас оборудования, зданий и

сооружений, которые используются для производства товаров и услуг. Заметим, что физический капитал  сам является результатом процесса производства. Чем более совершенным и современным он является, тем больше товаров (в том числе инвестиционных, то есть нового оборудования) и услуг можно произвести с его помощью.

  • человеческий капитал - это знания  и трудовые навыки, которые получают

рабочие в процессе обучения (в школе, колледже, университете, курсах профессиональной подготовки и повышения квалификации) и в процессе трудовой деятельности (так называемое «learning by doing»).  Заметим, что человеческий капитал, как и физический капитал, также являются результатом производственных процессов и также повышает возможности общества производить новые товары и услуги.

  • природные ресурсы - это факторы, обеспечиваемые природой, такие как земля,

реки и полезные ископаемые. Природные ресурсы делятся на воспроизводимые и невоспроизводимые. Примером первых могут служит лесные ресурсы (взамен вырубленных деревьев можно посадить новые). Примеры невосполняемых ресурсов - нефть, уголь, железная руда и др., на образование которых в природных условиях уходят тысячи и даже миллионы лет. Хотя запасы природных ресурсов – очень важный факторов экономического процветания, но их наличие отнюдь не является главным условием высоких темпов роста и высокой эффективности экономики. Действительно, быстрые темпы развития экономики США поначалу были связаны с обилием свободных земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, а Кувейт и Саудовская Аравия стали богатейшими государствами мира благодаря огромным разведанным запасам нефти. Однако, например, Япония превратилась в одну из ведущих стран мира, обладая весьма незначительными сырьевыми запасами. Быстрые темпы экономического роста в странах Юго-Восточной Азии (так называемых “азиатских драконах”, включающих Гонконг, Тайвань, Южную Корею и Сингапур) обусловлены вовсе не обилием природных ресурсов. Природные ресурсы являются единственным фактором, который не производится   человеком.  Из-за того, что количество невосполняемых природных ресурсов ограниченно, большое распространение получили идеи о том, что существуют пределы роста мировой экономики.  Однако проблему увеличения этих пределов позволяют решить технологические достижения.

  • технологические знания - это понимание наилучших способов (методов)

matv_ec_lec_6.doc

— 98.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_7.doc

— 155.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_8.doc

— 143.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

matv_ec_lec_9.doc

— 457.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Курс лекций по "Экономике"