Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 13:37, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Экономика"
Раздел III. ТЕОРИЯ СОВОКУПНОГО СПРОСА
Равновесие товарного рынка обеспечивается соотношением совокупного спроса на товары и услуги (AD - aggregate demand) и совокупного предложения товаров и услуг (AS – aggregate supply).
Существует два подхода к объяснению равновесия товарного рынка: классическая и кейнсианская. Классическая модель объясняет равновесие в долгосрочном периоде и доказывает, что оно устанавливается на уровне полной занятости ресурсов, поэтому равновесной величиной выпуска (при котором совокупный спрос равен совокупному предложению) всегда будет величина потенциального выпуска Y*, которому согласно закону Сэя будет соответствовать равная ему (адекватная) величина совокупного спроса (совокупных расходов). Эта модель исследует экономику со стороны совокупного предложения.
Однако в краткосрочном
Спрос на товарном рынке
предъявляют все
Предпосылки простой Кейнсианской модели:
(Следует отметить, что Кейнс строил свою модель для закрытой экономики и
исходил из предпосылки, что чистый экспорт Хn = 0, однако расширение ее и введение в анализ иностранного сектора (изучение открытой экономики) не меняет принципиальных выводов модели, но позволяет описать современную экономику, для которой характерна интернационализация экономических связей и которая является открытой экономикой).
Сначала рассмотрим двухсекторную модель, в которой действуют только два макроэкономических агента – домохозяйства и фирмы. Поэтому совокупный спрос равен сумме расходов домохозяйств (величине потребительских расходов С) и расходов фирм (величине инвестиционных расходов – I).
Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:
склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:
Yd = С + S,
то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».
Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу:
Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу: (0< mps<1)
Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1:
автономным потреблением – С
Таким образом, кейнсианская функция потребления имеет вид:
На рис.9.1.(а) представлен график функции потребления Кейнса:
Тангенс угла наклоа функции потребления
равен предельной склонности к потреблению,
которая в краткосрочном
Функция сбережений Кейнса имеет вид:
В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента
График функции сбережений представлен на рис.9.1.(б). Тангенс угла наклона функции сбережений равен предельной склонности к сбережению. Чем больше mps, тем наклон функции сбережений больше (кривая более крутая). Сдвиг кривой происходит при изменении величины автономного потребления (С), при увеличении которого кривая сдвигается вниз.
Сумма средней склонности
к потреблению и средней
.
Поскольку mpc в потребительской функции Кейнса – величина постоянная, а аpc по мере роста дохода падает, то соотношение mpc и apc в потребительской функции Кейнса графически можно представить следующим образом:
Эмпирические данные подтвердили зависимость, выведенную Кейнсом. Обработка бюджетных обследований семей показала, что семьи с большим доходом потребляли больше и сберегали большую часть дохода, чем семьи с меньшим доходом. Исследование коротких временных рядов (2-5 лет) также подтверждало гипотезы Кейнса и в те годы, и в современных условиях.
Так, например, функция потребления
для США имела вид: |
C=47.6+0.73Yd |
для Германии 1985-1990 гг.: |
С = 280 + 0.63 Y |
а для России 1992-1995 гг. (в постоянных ценах): |
С = 0.66 + 0.6735 Y |
Однако в 1946 г. вышла книга основоположника системы национальных счетов Саймона Кузнеца “Национальный продукт с 1869 года”, в которой автор показывает, что фактические данные по США за более продолжительный период времени (т.е. анализ длинных временных рядов – у Кузнеца с 1869 г. по 1930 г.) не подтверждают вывод Кейнса о падении средней склонности к потреблению по мере роста дохода, т.е. противоречат “основному психологическому закону”. Оказалось, что в долгосрочном периоде предельная склонность к потреблению и средняя склонность к потреблению равны: mpc LR = apc (по данным Кузнеца ), и средняя склонность к потреблению (доля потребления в доходе) есть величина постоянная (apc = const). Это означает, что mpc в краткосрочном периоде и mpc в долгосрочном периоде, равная apc, отличаются по величине. И существуют две функции потребления: краткосрочная и долгосрочная. При этом долгосрочная кривая потребления более крутая, чем краткосрочная (mpc LR > mpc SR). И функция потребления может быть представлена формулой:
Этот феномен получил в экономической литературе название «загадки Кузнеца». Действительно, если исходить из гипотезы Кейнса о падении apc с ростом дохода, то можно прийти к выводу, что в долгосрочном периоде потребление стремится к нулю и неизбежен кризис перепроизводства. В соответствии с теорией потребления Кейнса получалось, что экономика США после войны должна была впасть в состояние глубокой депрессии. Однако этого не произошло. И этому требовались теоретические объяснения.
Объяснению «загадки Кузнеца» были посвящены дальнейшие исследования функции потребления. Их основу составил учет фактора времени. Наибольшего успеха добились американские экономисты, будущие лауреаты Нобелевской премии Ф.Модильяни, создавший теорию жизненного цикл, и М.Фридман, разработавший концепцию постоянного (перманентного) дохода. Обе концепции базируются на теории межвременного выбора известного американского экономиста И.Фишера, в которой потребительское поведение анализируется с позиций микроэкономического анализа.
Инвестиционные расходы – это расходы фирм на покупку инвестиционных
товаров, под которыми подразумевается то, что увеличивает запас капитала (расходы на покупку оборудование, строительство зданий и сооружений): I = D K. Инвестиции являются самым нестабильным компонентом совокупных расходов.
Инвестиции делятся на: чистые (обеспечивающие увеличение объема выпуска) и восстановительные (возмещающие износ основного капитала). Поскольку кейнсианская модель основана на предпосылке, что ВНП=ЧНП=НД, то речь идет о чистых инвестиционных расходах.
Кроме того, различают инвестиции автономные (не зависящие от уровня дохода – autonomous investment) и индуцированные (величина которых определяется уровнем дохода – induced investment). Кейнс в своем анализе рассматривал только автономные инвестиции (I = I).
Основным фактором, определяющим инвестиции, по мнению Кейнса, является предельная эффективность капитала, под которой понимается это эффективность последнего инвестиционного проекта, который дает неотрицательную величину чистого дохода. Поскольку инвестиционные расходы возмещаются только через определенное количество лет, то необходимо применять дисконтирование, т.е. приводить стоимость будущих доходов к настоящему моменту. Стоимость инвестиционного проекта в настоящем (present value - PV) может быть рассчитана по формуле:
где Х1,......Хn – чистый доход от инвестиций в году 1, .... n, а r – норма дисконта (норма предпочтения будущих доходов доходам в настоящем).
Инвестор будет вкладывать средства только в том случае, если расходы на финансирование инвестиционного проекта будут не меньше, чем дисконтированный чистый доход (внутренняя норма отдачи) от реализации этого проекта: I < или = PV
Кейнс считал, что норма дисконта (r) у каждого своя, определяемая психологией, т.е. это величина субъективная, в первую очередь, основанная на интуиции (animal spirit) инвестора, его ожиданиях в отношении будущей нормы прибыли (внутренней нормы отдачи от инвестиций), пессимизме или оптимизме относительно будущего.
Кейнс поэтому полагал, что ставка процента не оказывает существенного влияния на величину инвестиционных расходов, особенно в краткосрочном периоде, и разрабатывал свою модель определения национального дохода, исходя из предпосылки о неизменности ставки процента. Поскольку инвестиции в модели «Кейнсианского креста» являются автономными, и не зависят ни от уровня дохода, ни от ставки процента, то для того, чтобы получить кривую совокупных (потребительских и инвестиционных) расходов необходимо кривую потребительских расходов сдвинуть параллельно вверх на величину инвестиционных расходов рис.9.3.
Для того, чтобы исследовать, как устанавливается равновесие, следует ввести понятия фактических и планируемых расходов, которые могут быть не равны друг другу. Фактические расходы (Е) – это расходы, которые в действительности сделали домохозяйства (потребительские расходы – С) и фирмы (инвестиционные расходы – I), т.е. в двухсекторной модели
Планируемые расходы (Ер) – это расходы, которые намеревались (планировали) сделать домохозяйства и фирмы. Фактические расходы всегда равны выпуску (Е = Y), а планируемые могут быть не равны выпуску. Если планируемые расходы меньше выпуска (Е < Y), то фирмы не смогут продать часть произведенной продукции, и товарные запасы фирм увеличатся, т.е. произойдет накопление запасов непроданной продукции. Если планируемые расходы больше выпуска (Е >Y), а это означает, что экономические агенты хотят купить больше, чем произведено в данном году, то фирмы будут сокращать свои запасы, продавая продукцию, находившуюся до этого момента на складах. А инвестиции в запасы (изменение запасов), как известно, являются компонентом инвестиционных расходов. Таким образом, фактические инвестиции складываются из плани-руемых инвестиций (planned investment - Iр) и непредвиденных инвестиции в запасы (unintended inventory investment – I un):