Курс лекций по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Мировая экономика"

Содержание работы

Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

Тарифное регулирование предполагает использование таможенных тарифов как систематизированного перечня экспортируемых и импортируемых товаров с указанием ставок таможенных пошлин на них.

Таможенные  пошлины – это вид косвенного налога на провозимые через границу товары, который прямо поступает в доход государства.

Бывают импортные, экспортные и транзитные пошлины. Прежде всего, как инструмент протекционизма используют импортные пошлины, ибо их введение или увеличение приводит к удорожанию импортного товара, что, следовательно, может повысить конкурентоспособность аналогичного товара собственного отечест-венного производства.

Прослеживаются следующие  зависимости:

  1. Чем выше уровень  экономического развития страны, тем ниже    уровень импортных  пошлин. Уровень импортных пошлин  развитых стран в среднем меньше, чем развивающихся.

  2. Чем меньше уровень  обработки тех или иных товаров,  тем меньше уровень таможенных  пошлин. Сырьё облагается в среднем  самыми низкими импортными пошлинами.  Это объясняется тем обстоятельством,  что если бы на импортируемые сырьевые и энергетические товары вводились существенные импортные пошлины, то сдерживалось бы развитие отечественного производства, использующего импортное сырьё и топливно-энергетические ресурсы. Это приводило бы к удорожанию конечных товаров и при определённых условиях сдерживало бы экспортные возможности данной страны. В целом импортные пошлины очень сильно колеблются, как по странам, так и по разным видам товаров.

Выделяют следующие виды таможенных импортных пошлин:

   1.) адвалорные (ставка импортной пошлины не изменяется при изменении цены импортируемого товара; пошлина устанавливается в процентном отношении от цены импортируемого товара, заявленной на таможне).

   2.) прогрессивные (ставка импортной пошлины растёт по мере роста цены импортируемого товара).

   3.) преференциальные (ставки импортных пошлин существенно занижаются для определенных видов товаров, ввозимых из определенных стран).

Значительная часть авторов, анализируя значение импортных пошлин, приходит к выводу, что плюсы от их применения перечёркиваются отрицательными последствиями от увеличения цен на импортные товары,  сдерживая удовлетворение потребностей покупателей в товарах потребительского назначения и сдерживая экономический рост при импорте товаров производственного назначения. К тому же, как правило, при удорожании импортного товара в результате введения импортной пошлины отечественные производители аналогичного товара в свою очередь также взвинчивают цены.

В настоящее  время величина импортных пошлин по преимуществу регулируется международными соглашениями, прежде всего ВТО. За последние десятилетия уровень таможенных пошлин существенно сократился. В 1945-1947 годах средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла     40 - 60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70 - 90%.  К концу 80-х годов их величина сократилась в среднем до 5%, а к концу 90-х годов – до 4%.

В последние годы важное место во внешнеторговой политике государств занимают меры нетарифного регулирования.

К инструментам нетарифного регулирования относят:

а) экспортные и импортные квоты (и связанное с ними лицензирование);

б)  антидемпинговые  правила;

в)  дополнительные стандарты;

г)  экспортные субсидии    и   другие.

а) Экспортные и импортные квоты – это количественные ограничения на экспорт и импорт тех или иных товаров. Они представляют собой максимальные параметры товаров, которые можно ввезти в страну или вывезти из страны (устанавливаются либо в абсолютном выражении, либо относительно масштабов национального производства). Правительство пересматривает эти количественные ограничения ежегодно. В рамках этих квот выдаются лицензии на осуществление экспортно-импортных операций. Импортная квота ограничивает ввоз товара и, следовательно, является защитной мерой для аналогичного товара отечественного производства. Экспортная квота может преследовать несколько целей: во-первых, ограничение экспорта может проводиться для защиты природных ресурсов от чрезмерного хищнического их использования и вывоза  за границу; во-вторых, квотирование экспорта может использоваться для приоритетного снабжения ресурсами и товарами собственных отечественных производителей и населения; в-третьих, если экспортёр является стратегическим постав-щиком данных товаров на мировом рынке, то экспортная квота может существенно повлиять на уровень мировых цен (повышение экспортной квоты является фактором понижения мировой цены и наоборот).

б) Демпинг – это один из способов проникновения фирм на рынки других стран, когда фирма – экспортёр существенно занижает цену на свой товар по сравнению с ценой, которую она использует на других рынках (как правило, на своём отечественном рынке).

Демпинг – это международная  дискриминация в ценах. Если демпинг  доказан, то государство-импортёр имеет право вводить антидемпинговые пошлины и тем самым защищать своего отечественного производителя аналогичного товара.

Антидемпинговые пошлины, как правило, устанавливаются в размере разницы между средней ценой мирового рынка по данному товару и демпинговой ценой фирмы-экспортёра. Следовательно, при введении антидемпинговых пошлин фирма, которая применяет демпинг, теряет преимущества от использования заниженных цен.

в) Дополнительные стандарты.

В каждой стране функционируют свои национальные стандарты, либо государство придерживается международных стандартов. В ряде случаев правительства тех или иных стран вводят дополнительные стандарты по качеству, по экологической чистоте продукта, предъявляют дополнительные требования к маркировке импортируемого товара, что служит средством ограничения импорта, а, следовательно и защиты отечественного производителя.

г) Экспортные субсидии – это одна из мер финансового поощрения экспорта. Используя экспортные субсидии, правительство поддерживает свои отечественные фирмы – экспортёры, ставя их в привилегированные условия по сравнению с конкурентами на мировом рынке. Поэтому в настоящее время ВТО рассматривает экспортные субсидии как форму нечестной конкуренции и требует от государств, которые являются её членами, их отмены и разрешает стране – импортёру вводить компенсационные пошлины.

Как правило, ни одно государство мира не использует протекционизм или фритредерство в качестве формы внешнеторговой политики в «чистом виде». Процесс постепенного уменьшения протекционистских барьеров со стороны государства получил название «либерализация внешнеторговой политики». Именно к проведению государствами либеральной внешнеторговой политики, которая содействует развитию международной торговли, побуждает сегодня Всемирная Торговая Организация.

3.5.2. Наднациональное  регулирование           международной торговли. Роль ВТО.

Одной из важных черт современного этапа развития международной торговли является её регулирование со стороны международных организаций. Это регулирование осуществляется на отраслевом, на региональном  и  на  глобальном  уровне.

Регулирование на отраслевом уровне осуществляется путём регулирования тех или иных мировых товарных рынков. Это может происходить посредством заключения международных соглашений по торговле теми или иными товарами, а также посредством функционирования международных отраслевых организаций. Крупнейшей международной отраслевой организацией является организация стран-экспортёров нефти (ОПЕК), в состав которой входит 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия. Штаб-         квартира этой организации находится в Вене. Генеральным секретарём ОПЕК является Али Родригес.  Страны, входящие в эту организацию,  являются стратегическими поставщиками нефти на мировой рынок. Они обладают самыми большими запасами данного природного ресурса и поставляют более 40% нефти на мировой рынок. Эта организация функционирует с 1960 года. В совещаниях ОПЕК в последние годы участвуют в качестве наблюдателей и другие страны, являющиеся крупными экспортёрами нефти, в том числе Норвегия, Россия, Мексика и другие. Сегодня в мире функционируют  и другие организации и действуют другие соглашения, в том числе: оловянный картель, соглашения по торговле кофе, молочными продуктами, текстильными изделиями. Значение всех этих международных организаций и соглашений, действующих на отраслевом уровне, заключается в стабилизации тех или иных мировых товарных рынков и поддержании мировых цен путём согласования спроса и предложения.

Регулирование международной  торговли на региональном уровне осуществляется в рамках интеграционных группировок. В данном случае по преимуществу снимаются барьеры на пути движения товаров и услуг между странами, входящими в данную интеграционную группировку, и принимаются согласованные решения в отношении торговли с третьими странами, то есть со странами, не входящими в интеграционное  объединение.

Регулирование международной  торговли на глобальном уровне в настоящее время осуществляет Всемирная Торговая Организация. Она функционирует с 1995 года. Эта организация является правопреемницей такой организации, как Генеральное Соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Договор о создании ГАТТ был подписан 23-мя странами в 1947 году и вступил в силу в 1948 году. Инициатором подписания этого договора были США, ибо, укрепив свою экономику в период Второй мировой войны и после неё, США повели борьбу за создание стабильных правил международной торговли, обеспечивающих возможности развития мирового товарообмена. Исходной предпосылкой деятельности ГАТТ стало стремление стран-учредителей к либерализации международной торговли, к обеспечению благоприятных условий для более свободного доступа на национальные рынки и к возможной предсказуемости действий фирм на внешних рынках.

ГАТТ – многостороннее международное  соглашение, содер-жащее принципы, правовые нормы, правила ведения внешнеторговых отношений и государственного регулирования взаимной торговли стран-участниц. Деятельность ГАТТ основывалась на ряде принципов.

Этими принципами являлись:

1. Отсутствие дискриминации  во взаимной торговле, то есть любая страна, участвующая в ГАТТ, не могла быть поставлена в худшие условия.

2. Режим наибольшего  благоприятствования во взаимной  торговле между странами-членами  ГАТТ.

3. Использование преимущественно  тарифных средств для защиты  национального рынка, а не количественных ограничений.

4.  Взаимные уступки  в торговле и снижение таможенных  пошлин и других нетарифных ограничений.

5. Ведение внешней  торговли на частноправовой основе (ликвидация монополии внешней торговли со стороны государства).

6. Неприемлемость односторонних действий и решение торговых споров путём переговоров.

Деятельность ГАТТ осуществлялась посредством проведения многосторонних переговоров, которые получили название  раундов. Некоторые раунды проходили в течение нескольких лет. Всего было 8 раундов.

Перечень торговых переговоров в рамках ГАТТ 1947-1994 годы.

 

Место открытья и

проведения переговоров

Годы

Основное содержание

Женева (Швейцария)

1947

Снижение таможенных тарифов

Аннесси (Франция)

1949

Снижение таможенных тарифов

Торки (Англия)

1950

Снижение таможенных тарифов

Женева

1960-1961

(Диллон-раунд)

Снижение таможенных тарифов

Женева

1964-1967

(Кеннеди-раунд)

Снижение таможенных тарифов, разработка антидемпингового кодекса

Токио (Япония)

Женева

1973-1979

(Токио-раунд)

Снижение таможенных тарифов, разработка кодексов, расширяющих и усиливающих компетенцию ГАТТ в области нетарифных барьеров

Пуанта-дель-Эсте (Уругвай)

Женева

1986-1994

(Уругвайский раунд)

Снижение таможенных тарифов, совершенствование механизма ГАТТ, разработка Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), соглашение о создании  ВТО


 

Основной вопрос, решаемый в результате деятельности ГАТТ, заключался в сокращении таможенных пошлин. Два последних раунда отличались расширением круга обсуждаемых вопросов, в том числе рассматривались вопросы о нетарифных барьерах (субсидиях, антидемпинговых пошлинах, технических барьерах и т.д.) и о торговле услугами. В декабре 1993 года был принят Итоговый документ семилетнего периода переговоров в рамках Уругвайского раунда, включающий все их результаты и предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной Торговой Организации (ВТО).

ВТО представляет собой  организационно-правовую основу системы  международной торговли.

Соглашение  об учреждении ВТО содержит 3 основных договора:

1.   ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле);

     2.   ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами);

     3. ТРИПС (Соглашение по торговым аспектам прав интел-лектуальной собственности), а также множество других правовых документов.

Важнейшими функциями ВТО являются:

1. контроль за выполнением  соглашений и договорённостей  пакета документов Уругвайского  раунда;

2. проведение многосторонних  торговых переговоров и консультаций  между заинтересованными странами-членами;

Информация о работе Курс лекций по "Мировой экономике"