Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:06, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Мировая экономика"
Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136
Международная специализация может иметь следующие разновидности:
1. Предметная (продуктовая) специализация;
2. Подетальная специализация;
3. Технологическая специализация.
Предметная специализация – это специализация фирм определенных стран на производстве конечных товаров. Например, в автомобилестроении шведские, немецкие, японские, американские фирмы специализируются на производстве, а потом обмениваются автомобилями различных марок, которые отличаются теми или иными характеристиками: экономичностью использования топлива, дизайном, комфортностью, безопасностью и т. д.
Подетальная специализация – это специализация фирм отдель-ных стран на выпуске определенных компонентов, комплектующих изделий, узлов, деталей, не имеющих самостоятельного потребления, а использующихся в качестве частей конечного продукта. Этот вид спе-циализации получил распространение в самолетостроении, автомо-билестроении, в производстве радиоаппаратуры, электроники и т.д.
Технологическая специализация – это специализация фирм отдельных стран по технологическим операциям при изготовлении какого-то продукта, которые следуют друг за другом. Международ-ная технологическая специализация распространена в металлургии, химической промышленности, в атомной энергетике. Например, исходное сырье для производства алюминия добывается в Гвинее или в Венгрии, производство самого алюминия очень энергоемко и поэтому осуществляется в России или во Франции, а изготовление конечного продукта из алюминия может производиться в какой-то третьей стране.
Подетальная и технологическая специализация в современных условиях выступают выражением международного частного и единичного разделения труда.
Степень включения отрасли или подотрасли определенной страны в МРТ, а, следовательно, уровень международной специализации отрасли или подотрасли можно измерить с помощью ряда показателей. Важнейшими из них являются:
1. Коэффициент международной специализации отрасли (продукта) данной страны (Ко).
Эо – удельный вес экспорта определенного товара или совокупности товаров определенной отрасли в совокупном экспорте рассматриваемой страны.
Эо =
экспорт товара (совокупности товаров отрасли) страны
общий объем экспорта страны
Эм – удельный вес экспорта определенного товара или совокупности товаров определённой отрасли в мировом экспорте.
Эм =
мировой экспорт опред. товара (совокупности товаров отрасли)
объем мирового экспорта.
Если Ко > 1, то данная
отрасль рассматриваемой страны является международно-
Если Ко < 1, то отрасль не является
международно-
2. Экспортная квота продукции отрасли данной страны (Ео).
- Экспортная квота продукции отрасли страны;
- Объем экспорта определенного
товара (совокупности товаров отрасли)
- Объём национального
Экспортная квота
Распространение международной
подетальной и технологичес-
Международная
кооперация – это взаимозависимость, взаимодополняемость
производственно-
В международном масштабе
имеет место как
Внутрифирменная кооперация приходится на внутрифирменный оборот в рамках ТНК, когда те или иные подразделения ТНК находятся в различных странах и специализируются на производстве деталей, частей, компонентов продукта, или на осуществлении стадии в движении продукта. При этом конечный продукт создается каким-то определенным подразделением ТНК. Его производство было бы невозможным без взаимосвязанности производственных процессов подразделений ТНК, расположенных в различных странах.
Межфирменная кооперация основана на соглашениях между самостоятельными фирмами разных стран. Она представлена в нескольких модификациях:
1. Подрядная кооперация.
2. Соглашения о разделении производственных программ.
3. Образование совместных предприятий.
4. Лицензионные соглашения.
Подрядная кооперация осуществляется, как правило, в условиях, когда крупная фирма определённой страны, распространяя свою хозяйственную деятельность за рубежом, заключает кооперационные договоры на поставку комплектующих изделий или выполнение услуг с местными фирмами, которые по отношению к иностранной фирме выступают как подрядчики.
Соглашения о разделении
Образование совместных предприятий предполагает объеди-нение капиталов, научно-технических знаний, управленческих решений и совместную коммерческо-сбытовую деятельность нескольких фирм, что закрепляет конкурентные преимущества партнёров из разных стран, объединяя в одном предприятии достижения и тех, и других. При этом поддерживаются тесные связи по поставке определённых видов товаров или выполнении отдельных видов работ между предприятиями компаний, создавших СП.
Лицензионные соглашения как форма международной коопе-рации предусматривает обязательство фирмы - покупателя лицензии приобретать определённые детали или комплектующие изделия для производимой по лицензии продукции у фирмы - продавца лицензии.
Углубление МРТ и развитие международной специализации определили становление и развитие мирового рынка (МР). МР является важной составной частью мирового хозяйства. МР является категорией товарного производства, вышедшего за национальные рамки. Он проявляется в межгосударственном перемещении товаров и факторов производства, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения.
Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений между странами мира, основанных на МРТ, на свободе предпринимательства, на свободе миграции товаров, услуг, капиталов и других факторов производства.
Мировой рынок – это совокупность рынков отдельных стран, объединенных между собой устойчивым товарообменом.
МР оптимизирует использование факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и в каких регионах мира они могут быть применены с наибольшей эффективностью. Он выполняет санирующую роль, отсеивая из международного обмена товары и производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах.
В настоящее время национальные рынки большинства стран выступают неотъемлемой частью МР, и с одной стороны, оказывают влияние на емкость МР, а с другой стороны, находятся под воздействием процессов и тенденций, характерных для МР.
Мировому рынку присущи общие
с другими рынками черты, и
одной из них является
Важность
изучения конъюнктуры мирового
рынка заключается в том, что
знание ее тенденций дает
Различают общехозяйственную
конъюнктуру и конъюнктуру
Факторы, влияющие на конъюнктуру мирового рынка, можно представить в следующей схеме:
-Изменение параметров
совокупного спроса
-Необходимость смены
факторов
производства
-НТП
-Политические - Межотраслевые
перемены
капитала
При изучении конъюнктуры мировых товарных рынков анализируются показатели сферы материального производства, показатели внутреннего товарооборота на национальных рынках, показатели внешней торговли, показатели финансово-кредитной сферы (в том числе индекс Доу-Джонса (Dow Jones), индекс НАЗДАГ (NASDAQ) и НИККЕЙ (NIKKEY), курсы акций, учетная ставка процента), параметры банкротств и слияний-поглощений, объёмы капиталовложений, данные о заказах и, наконец, изменение цен.
МР состоит из сегментов:
1. Мировой рынок товаров и услуг.
2. Мировой рынок капиталов.
3. Мировой рынок рабочей силы.
1. Мировой рынок товаров и услуг основан на сравнительных преимуществах тех или иных стран в издержках производства и на преимуществах, исходящих из обладания знаниями и технологиями, которые недоступны производителям других стран. Функционирование этого сегмента МР предполагает свободу передвижения товаров и услуг через границы государств. В свою очередь этот сегмент МР подразделяется на более мелкие элементы:
Наиболее динамично из всех компонентов мирового рынка товаров и услуг в последние десятилетия развиваются мировые рынки услуг, наукоёмких товаров и научно-технических знаний.
2. Мировой рынок капиталов воплощается в международной миграции производительных и ссудных капиталов. Он основан на неравномерности экономического развития отдельных стран, а, следовательно, на относительном избытке капиталов в одних странах и недостатке капиталов в других странах. Он представляет собой совокупность отношений, обеспечивающих перемещение и перераспределение капиталов между странами. Его функциони-рование предполагает свободу миграции капиталов через границы государств.
3. Мировой рынок рабочей силы непосредственно выражается в международной миграции трудовых ресурсов. Он обусловлен неравномерностью накопления капиталов в разных странах, а, следовательно, неравномерностью в обеспечении рабочими местами, а также обусловлен различиями в уровне оплаты труда. Он тесно связан с мировым рынком товаров и услуг и мировым рынком капиталов.
Мировой рынок может быть
1. Мировой рынок совершенной конкуренции. Этот рынок наиболее подвержен изменению рыночной конъюнктуры. Здесь функционирует множество продавцов и покупателей. Он имеет место в торговле зерновыми культурами, какао, одеждой, обувью и другими товарами массового потребления.