Курс лекций по "Мировой экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 15:06, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Мировая экономика"

Содержание работы

Введение в курс «Мировая экономика»..........................................................................5
Тема 1. Мировое хозяйство: содержание, структура и особенности современного этапа развития............................................................................8
1.1. Объективные основы становления, содержание и этапы развития мирового хозяйства...................................................................................................8 3
1.2. Структура мировой системы хозяйства............................................................12 7
1.3. Основные черты мирового хозяйства в современных условиях.............21 14
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ). Международная специализация и кооперация........................................................................27
2.1. Потенциал мирового хозяйства.............................................................................27 19
2.2. Содержание и факторы международного разделения труда. Его особенности в современных условиях...............................................................30 21
2.3. Теории развития МРТ...............................................................................................33 24
2.3.1. Теория абсолютных преимуществ А. Смита........................................34
2.3.2. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо...............................34
2.3.3. Теория соотношения факторов производства Хекшера-Олина.....36
2.3.4. Парадокс Леонтьева.......................................................................................37
2.3.5. Теория технологического разрыва М.Познера...................................38
2.3.6. Теория жизненного цикла продукта Р.Вернона.................................38
2.3.7. Эклектическая модель Д. Данинга...........................................................39
2.4. Международная специализация и кооперация................................................39 29
2.5. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и основные черты...............................................................................................................................44
Тема 3. Мировой рынок товаров и услуг. Международная торговля............49
3.1. Объективные основы международной торговли............................................49 37
3.2. Особенности современной мировой торговли.................................................52 40
3.3. Формы международной торговли.........................................................................56 42
3.4. Ценообразование на мировом рынке. Виды цен мирового рынка...........59 45
3.5. Регулирование международной торговли.........................................................64 49
3.5.1. Внешнеторговая политика государства. Ее основные формы и инструменты.....................................................................................................64
3.5.2. Наднациональное регулирование международной торговли. Роль ВТО...........................................................................................................69
Тема 4. Международная миграция капиталов (ММК). Мировой рынок ссудных капиталов...............................................................................................76
4.1. Содержание, факторы и формы ММК................................................................76 56
4.2. ТНК и их роль в мировой экономике..................................................................81 59
4.3. Основные черты ММК в современных условиях...........................................85 62
4.4. Международный кредит, его функции и формы. Кризис внешней задолженности.............................................................................................................88 64
4.5. Мировой рынок ссудных капиталов и его структура....................................92 67
Тема 5. Международная трудовая миграция (МТМ)............................................ 97
5.1. Объективные основы и значение международной трудовой миграции......................................................................................................................97 70
5.2. Черты современной международной трудовой миграции и основные центры иммиграции..................................................................................................99 71
5.3. Регулирование международной трудовой миграции.................................102
Тема 6. Международная валютная система (МВС)..............................................106
6.1. Понятие валюта. Виды валют.............................................................................106 77
6.2. Валютный курс: содержание, виды, факторы и последствия изменения....................................................................................................................108 78
6.3. Международная валютная система и этапы её развития..........................112 82
6.4. Международный валютный фонд и его роль................................................116 85
6.5. Валютный рынок.....................................................................................................118 87
Тема 7. Международная экономическая интеграция.......................................... 121
7.1. Содержание и значение международной экономической интеграции.....121 89
7.2. Этапы международной экономической интеграции...................................122
7.3. Основные интеграционные группировки в мировом хозяйстве.............125
Список литературы...............................................................................................................132
Вопросы к экзамену..............................................................................................................134
Вопросы к зачету....................................................................................................................136

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

Международная специализация может иметь следующие разновидности:

1. Предметная (продуктовая) специализация;

2. Подетальная специализация;

3. Технологическая специализация.

Предметная специализация – это специализация фирм определенных стран на производстве конечных товаров. Например, в автомобилестроении шведские, немецкие, японские, американские фирмы специализируются на производстве, а потом обмениваются автомобилями различных марок, которые отличаются теми или иными характеристиками:  экономичностью использования топлива,  дизайном,  комфортностью,  безопасностью и т. д.

Подетальная специализация – это специализация фирм отдель-ных стран на выпуске определенных компонентов, комплектующих изделий, узлов, деталей, не имеющих самостоятельного потребления, а использующихся в качестве частей конечного продукта. Этот вид спе-циализации получил распространение в самолетостроении, автомо-билестроении, в производстве радиоаппаратуры, электроники  и  т.д.

Технологическая специализация – это специализация фирм отдельных стран по технологическим операциям при изготовлении какого-то продукта, которые следуют друг за другом. Международ-ная технологическая специализация распространена в металлургии, химической промышленности, в атомной энергетике. Например, исходное сырье для производства алюминия добывается в Гвинее или в Венгрии, производство самого алюминия очень энергоемко и поэтому осуществляется в России или во Франции, а изготовление конечного продукта из алюминия может производиться в какой-то третьей стране.

Подетальная и технологическая специализация в современных условиях выступают выражением международного частного и единичного разделения труда.

Степень включения отрасли или  подотрасли определенной страны в МРТ, а, следовательно, уровень международной  специализации отрасли или подотрасли можно измерить с помощью ряда показателей. Важнейшими из них являются:

1.   Коэффициент международной специализации отрасли (продукта)  данной страны (Ко).

                                   

Эо – удельный вес  экспорта определенного товара или  совокупности товаров определенной отрасли в  совокупном экспорте рассматриваемой страны.

 

Эо  =

   экспорт   товара (совокупности товаров отрасли) страны

общий объем экспорта страны


 

Эм – удельный вес экспорта определенного товара или совокупности товаров определённой отрасли в мировом экспорте.

 

 

Эм  =


 мировой экспорт  опред. товара (совокупности товаров  отрасли)

объем мирового экспорта.

 

 

Если Ко > 1, то данная отрасль рассматриваемой страны является международно-специализированной.

Если Ко < 1, то отрасль не является международно-специализированной.

 

2. Экспортная квота продукции отрасли данной страны (Ео). 

                   

- Экспортная квота продукции  отрасли страны;

- Объем экспорта определенного  товара (совокупности товаров отрасли)  страны;

- Объём национального производства  товара (совокупности товаров отрасли).

 

Экспортная квота свидетельствует  о том, в какой степени отдельные  отрасли экономики определенной страны ориентируются на внешние рынки. Увеличение экспортной квоты свидетельствует о расширении международных экономических связей и о повышении конкурентоспособности продукции данной отрасли на мировом рынке, и об ориентации на международную специализацию отрасли данной страны.

Распространение международной  подетальной и технологичес-кой  специализации является неотъемлемым условием развития международной кооперации.

Международная кооперация – это взаимозависимость, взаимодополняемость производственно-технологических процессов, которые осуществляются в различных странах.

В международном масштабе имеет место как внутрифирменная, так и межфирменная кооперация.

Внутрифирменная кооперация приходится на внутрифирменный оборот в рамках ТНК, когда те или иные подразделения ТНК находятся в различных странах и специализируются на производстве деталей, частей, компонентов продукта, или на осуществлении стадии в движении продукта. При этом конечный продукт создается каким-то определенным подразделением ТНК.  Его производство было бы невозможным без взаимосвязанности производственных процессов подразделений ТНК, расположенных в различных странах.

Межфирменная кооперация основана на соглашениях между самостоятельными фирмами разных стран. Она представлена в нескольких модификациях:

1. Подрядная кооперация.

2. Соглашения о разделении производственных программ.

3. Образование совместных предприятий.

4. Лицензионные соглашения.

Подрядная кооперация осуществляется, как правило, в условиях, когда крупная фирма определённой страны, распространяя свою хозяйственную деятельность за рубежом, заключает кооперационные договоры на поставку комплектующих изделий или выполнение услуг с местными фирмами, которые по отношению к иностранной фирме выступают как подрядчики.

         Соглашения о разделении производственных  программ  предполагают установление кооперационных связей между несколькими фирмами различных стран при осуществлении какой-либо сложной международной программы, где каждая сторона выполняет свой блок работ. Например: сотрудничество фирм США, Канады, России, Франции и других стран в функционировании Международной Космической Станции (МКС).

Образование совместных предприятий предполагает объеди-нение капиталов, научно-технических знаний, управленческих решений и совместную коммерческо-сбытовую деятельность нескольких фирм, что закрепляет конкурентные преимущества партнёров из разных стран, объединяя в одном предприятии достижения и тех, и других. При этом поддерживаются тесные связи по поставке определённых видов товаров или выполнении отдельных видов работ между предприятиями компаний, создавших СП.

 Лицензионные соглашения как форма международной коопе-рации предусматривает обязательство фирмы - покупателя лицензии приобретать определённые детали или комплектующие изделия для производимой по лицензии продукции у фирмы - продавца лицензии.

 

 

 

    1. Мировой рынок: содержание, структура, конъюнктура и  основные черты.

 

Углубление МРТ и  развитие международной специализации определили становление и развитие мирового рынка (МР). МР является важной составной частью мирового хозяйства. МР является категорией товарного производства, вышедшего за национальные рамки. Он проявляется в межгосударственном перемещении товаров и факторов производства, находящихся под воздействием не только внутреннего, но и внешнего спроса и предложения.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных  отношений между странами мира,  основанных на МРТ,  на свободе предпринимательства, на свободе миграции товаров, услуг, капиталов и других факторов производства.

 Мировой рынок  – это совокупность рынков отдельных стран, объединенных между собой устойчивым товарообменом.

         МР оптимизирует использование  факторов производства, подсказывая производителю в каких отраслях и в каких регионах мира они могут быть применены с наибольшей эффективностью. Он выполняет санирующую роль, отсеивая из международного обмена товары и производителей, которые не в состоянии обеспечить международный стандарт качества при конкурентных ценах. 

В настоящее время  национальные рынки большинства стран выступают неотъемлемой частью МР, и с одной стороны, оказывают влияние на емкость МР, а с другой стороны, находятся под воздействием процессов и тенденций, характерных для МР.

        Мировому рынку присущи общие  с другими рынками черты, и  одной из них является конъюнктура. Конъюнктура  рынка – это совокупность всех факторов и условий, влияющих на спрос, предложение, конкуренцию и другие рыночные процессы, это комплекс факторов, влияющих на поведение субъектов рынка (продавцов и покупателей, экспортеров и импортеров).

 Важность  изучения конъюнктуры мирового  рынка заключается в том, что  знание ее тенденций дает возможность  своевременно выявить те изменения, которые происходят в мировом производстве и в международной торговле определенным товаром либо группой товаров. Изучение конъюнктуры товарных рынков позволяет получить ответы на следующие вопросы: смогут ли быть реализованы, в каком количестве и на каких условиях те товары, которые экспортер предполагает поставить. При импорте изучение рынка с помощью каталогов, прейскурантов, рекламы дает возможность обосновать выбор продавца (поставщика), уточнить условия продажи, которые будут наиболее приемлемы для покупателя.

Различают общехозяйственную  конъюнктуру и конъюнктуру товарных рынков. Общехозяйственная конъюнктура характеризует состояние всего мирового хозяйства на конкретный период времени. При анализе конъюнктуры товарных рынков изучаются текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных товаров.

Факторы, влияющие на конъюнктуру мирового рынка, можно  представить в следующей схеме:


 


 


-Изменение параметров


 совокупного  спроса

-Необходимость  смены

 факторов  производства                   -НТП                           -Политические - Межотраслевые                              -Влияние ТНК             события

  перемены  капитала                         -Воздействие              -Социальные 

                                                              государства                 конфликты

                                                             -Инфляция                  -Стихийные 

                                                             -Сезонность                 бедствия.

 

При изучении конъюнктуры  мировых товарных рынков анализируются  показатели сферы материального  производства, показатели внутреннего  товарооборота на национальных рынках, показатели внешней торговли, показатели финансово-кредитной сферы (в том числе индекс Доу-Джонса (Dow Jones), индекс НАЗДАГ (NASDAQ) и НИККЕЙ (NIKKEY), курсы акций, учетная ставка процента), параметры банкротств и слияний-поглощений, объёмы капиталовложений,  данные о заказах и, наконец, изменение цен.

МР состоит из сегментов:

1. Мировой рынок товаров и услуг.

2. Мировой рынок капиталов.

3. Мировой рынок рабочей силы.

1. Мировой рынок товаров и услуг основан на сравнительных преимуществах тех или иных стран в издержках производства и на преимуществах, исходящих из обладания знаниями и технологиями, которые недоступны производителям других стран. Функционирование этого сегмента МР предполагает свободу передвижения товаров и услуг через границы государств. В свою очередь этот сегмент МР подразделяется на более мелкие  элементы:

  • мировой рынок сырьевых ресурсов;
  • мировой рынок энергетических ресурсов;
  • мировой рынок инвестиционных товаров;
  • мировой рынок продовольственных товаров;
  • мировой рынок потребительских товаров;
  • мировой рынок товаров непродовольственного характера;
  • мировой рынок услуг;
  • мировой рынок научно-технических знаний;
  • мировой рынок вооружения.

Наиболее динамично  из всех компонентов мирового рынка  товаров и услуг в последние десятилетия развиваются мировые рынки услуг, наукоёмких товаров и научно-технических знаний.

2. Мировой рынок капиталов воплощается в международной миграции производительных и ссудных капиталов. Он основан на неравномерности экономического развития отдельных стран, а, следовательно, на относительном избытке капиталов в одних странах и недостатке капиталов в других странах. Он представляет собой совокупность отношений, обеспечивающих перемещение и перераспределение капиталов между странами. Его функциони-рование предполагает свободу миграции капиталов через границы государств.

3. Мировой рынок рабочей силы непосредственно выражается в международной миграции трудовых ресурсов. Он обусловлен неравномерностью накопления капиталов в разных странах, а, следовательно, неравномерностью в обеспечении рабочими местами, а также обусловлен различиями в уровне оплаты труда. Он тесно связан с мировым рынком товаров и услуг и мировым рынком капиталов.

         Мировой рынок может быть рассмотрен  также с точки зрения степени  развития конкурентных начал  на тех или иных сегментах  рынка. Выделяют следующие типы  Мировых рынков:

    1. Мировой рынок совершенной конкуренции. Этот рынок наиболее подвержен изменению рыночной конъюнктуры. Здесь функционирует множество продавцов и покупателей. Он имеет место в торговле зерновыми культурами, какао, одеждой, обувью и другими товарами массового потребления.    

Информация о работе Курс лекций по "Мировой экономике"