Лекции по "Демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:23, курс лекций

Описание работы

Рождение демографии как науки связывают с появлением в 1662 г. в Лондоне книги "Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона". Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время.

Содержание работы

Тема 1. Предмет, метод и задачи демографии……………………………….2
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах………………………………………………………………………….4
2.1. Переписи населения………………………………………………………….4
2.1.1. Понятие переписи населения………………………………………...........4
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения………………..4
2.1.3. Краткая история переписей населения в Мире…………………………..5
2.1.4. Переписи населения на Руси, в России, ССР и опять в России…………6
2.1.5. Всероссийская перепись населения 2002 года…………………………...7
2.1.6. Категории населения, учитываемые при переписях……………………. 8
2.2. Текущий учёт демографических событий………………………………….9
2.3. Регистры (списки, картотеки) населения………………………………….10
2.4. Специальные выборочные обследования………………………………....10
Тема 3. Показатели численности, состава и размещения населения, их динамика………………………………………………………………………...13
3.1. Численность и размещение населения…………………………………….13
3.2. Динамика численности населения…………………………………………13
3.3. Состав населения……………………………………………………………16
3.3.1. Основные типы структур населения и их характеристики…………….16
3.3.2. Состав населения по полу………………………………………………..17
3.3.3. Возрастной состав населения…………………………………………….17
3.3.4. Возрастная аккумуляция………………………………………………….19
3.3.5. Половозрастные пирамиды………………………………………………20
3.3.6. Показатели демографической нагрузки. Демографическое старение населения…………………………………………………………………………23
3.3.7. Брачная и семейная структура населения……………………………….26
3.3.8. Недемографические структуры населения……………………………...27
А. Городское и сельское население….…………………………………………27
Б. Социальная структура………………………………………………………..29
В. Экономическая структура……………………………………………………30
Г. Этническая структура………………………………………………………...32
Д. Качественный состав…………………………………………………………34
Тема 4. Воспроизводство населения, рождаемость и репродуктивное поведение………………………………………………………………………...39
4.1. Понятие воспроизводства населения………………………………………39
4.2. Демографическое понятие "рождаемость" и её измерение………………39
4.2.1. Рождаемость и плодовитость…………………………………………….39
4.2.2. Система показателей рождаемости………………………………………40
4.2.3. Коэффициенты рождаемости…………………………………………….41
4.2.4. Суммарный коэффициент рождаемости………………………………...44
4.2.5. Коэффициент детности…………………………………………………...46
4.3. Репродуктивное поведение…………………………………………………46
4.4. Тенденции изменения рождаемости в России и других странах………...47
4.5. Брачность…………………………………………………………………….50
4.5.1. Брак и его формы………………………………………………………….50
4.5.2. Демографическое понятие брачность……………………………………51
4.5.3. Показатели брачности…………………………………………………….52
4.6. Разводимость………………………………………………………………...53
4.7. Тенденции брачности и разводимости в России………………………….55
Тема 5. Демографическое изучение смертности и продолжительности жизни……………………………………………………………………………..57
5.1. Демографическое понятие "смертность"………………………………….57
5.2. Система показателей смертности………………………………………….58
5.3. Индексный метод в анализе динамики общего коэффициента смертности………………………………………………………………………..60
5.4. Методы стандартизации коэффициентов смертности……………………63
5.5. Таблицы смертности ……………………………………………………….64
5.5.1. Метод демографических таблиц…………………………………………64
5.5.2. Построение и анализ таблиц смертности………………………………..64
5.6. Тенденции изменения смертности в России и других странах…………..66
Тема 6. Экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения…………………………………………………...69
6.1. Население и экономика……………………………………………………..69
6.2. Миграция населения………………………………………………………...69
6.2.1. Понятие, причины и виды миграции населения………………………...69
6.2.2. Показатели миграции……………………………………………………..71
6.2.3. Миграционная политика в современной России………………………..72
6.3. Результативные показатели воспроизводства…………………………….74
6.4. Показатели замещения ……………………………………………………..78
6.5. Длина поколения и истинный коэффициент естественного воспроизводства………………………………………………………………….80
6.6. Демографическая ситуация и демографическая политика……………….82
6.6.1. Демографическая ситуация………………………………………………82
6.6.2. Демографическая политика………………………………………………82
Тема 7. Демографическое прогнозирование………………………………..85
7.1. Понятие, принципы и этапы демографического прогнозирования…………………………………………………………………85
7.2. Краткая история демографического прогнозирования…………………...85
7.3. Классификация демографических прогнозов……………………………..86
7.4. Методы демографического прогнозирования…………………………….87
7.4.1. Математические методы………………………………………………….87
7.4.2. Метод передвижки возрастов (метод компонент)………………………90
7.4.3. Методы, основанные на теории циклического этногенеза…………….92
7.5. Гипотезы и сценарии демографического прогноза……………………….93
7.6. Прогнозы численности населения России и Мира………………………..95
Литература……………………

Файлы: 1 файл

Лысенко Светлана Николаевна курс лекций.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

        Образование – совокупность специальных знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. В нашей стране принято выделять следующие уровни образования: среднее, среднее специальное и высшее. В зависимости от степени завершения образование может быть полным и неполным (например, среднее начальное, высшее незаконченное и т.п.).

        В современном  анализе образовательной структуры  населения применяются показатели, отражающие уровень образования населения:

1). Доля элементарно неграмотных  среди взрослого населения (старше 15 лет) – т.е. не умеющих читать  и писать.

2). Доля функционально неграмотных  людей – т.е. неспособных адаптироваться  к жизни в современной городской и производственной среде. 3). Доля людей со средним специальным и высшим образованием в занятом населении.

4). Средняя продолжительность обучения  работающего населения.

        Последний  показатель широко используется  в статистике развитых стран как отражающий общий уровень образования рабочей силы и предполагающий непрерывное повышение квалификации путём получения дополнительного образования в течение рабочего периода жизни. Учёт функционально неграмотных людей в России пока не ведётся. В США и Великобритании их доля составляет 8-12%. Функциональная неграмотность рассматривается как главная причина безработицы среди неквалифицированной рабочей силы.

        По числу  квалифицированных кадров Советский  Союз занимал одно из первых мест в Мире. Спад в промышленности и упадок в науке оставил без работы большое число инженеров, учёных, многие из которых получили работу в западных странах, а остальные ушли в другие виды деятельности – торговлю, сферу услуг. Следует отметить, что высшее и среднее специальное образование быстро откликнулось на требования новой экономики по широкому кругу специальностей. Есть основания надеяться, что Россия сохранит достойное место среди стран с высоким уровнем квалификации населения. Однако многие страны уже обогнали Россию по средней продолжительности обучения работающего населения, которая, например, в США, Канаде, Японии, во многих странах Европы составляет приблизительно 15 лет. В России такая средняя продолжительность обучения относится не ко всему работающему населению, а только к 30% работающего населения, которые имеют высшее и среднее специальное образование. В развитых странах очень высокие требования в плане повышения квалификации работников. В первую очередь это относится к управленческому составу. С этой целью менеджеры совершенствуют своё мастерство на стажировках, в школах менеджеров. Особый интерес представляет японская школа менеджмента. Например, с целью максимально возможного повышения уровня компетентности работников и активизации заложенного в них творческого потенциала осуществляется непрерывная ротация, т.е. переброска сотрудников с одного профиля работы на другой.

        В отношении  уровня образования населения  в Мире прослеживаются следующие  тенденции демографических изменений.  Чем выше уровень образования населения, тем меньше рождаемость, но при этом потомство вырастает здоровым и образованным. Эта тенденция характерна для развитых стран. И чем ниже уровень образования, тем выше рождаемость, но при этом высокая детская смертность, и у потомства мало шансов получить хорошее образование. Эта тенденция характерна для развивающихся стран, обеспечивающих основной прирост населения Мира.

        Другой важнейшей  качественной характеристикой населения  является его здоровье, которое рассматривается как основной признак жизнеспособности населения, его возможности эффективно выполнять свои социальные и биологические функции. Для оценки уровня здоровья населения используются следующие основные показатели:

- уровень младенческой и детской  смертности;

- средняя продолжительность   жизни людей;

- средняя продолжительность трудовой  деятельности людей;

- уровень заболеваемости населения.

        К факторам, определяющим уровень здоровья, относятся:

- образ жизни людей, определяющий  до 50% болезней (жилищно-бытовые условия, личный образ жизни – склонность к курению, алкоголизму, наркомании и т.п.);

- генетические особенности организма,  определяющие до 20% болезней;

- внешняя среда, определяющая  до 15% всех болезней (природно-очаговых  и экологически обусловленных)

                                                     и другие.

        История развития  человечества показывает прямую  зависимость между уровнем здоровья  наций и уровнем развития общественно-экономического  строя. Сегодня человечество начинает  осознавать,  что здоровье нации – это основное богатство страны. Каждый цивилизованный человек понимает, что его личное здоровье – это его личный капитал, с потерей которого он может потерять если не всё, то многое, например, работу. Особенно это актуально в условиях жёсткой конкуренции на рынке труда.

        В России  в 90-е годы заметно возрос  уровень заболеваний. Особенно  высокими были отмечены темпы  роста инфекционных заболеваний,  таких как: гепатит, туберкулёз, сифилис, СПИД. За годы социально-экономического кризиса увеличилось число хронических больных и инвалидов. Всё это привело к увеличению смертности и усилению фактора риска, связанного с рождением здорового жизнеспособного поколения.

        Культура населения – это ещё одна немаловажная характеристика качества населения. Исторически культуру определяют как культ труда. Культура (или отсутствие таковой) проявляется в поведении человека. Сегодня различают культуру производства и культуру быта; культуру языка; культуру письма;  культуру отношений; культуру отдыха; культуру одежды и т.д.  Таким образом, культура человека формируется из множества нюансов этического и эстетического свойства. Культура не может возникнуть в одночасье, она накапливается годами и передаётся от поколения к  поколению. С понятием культуры неразрывно связано понятие искусства. Искусство – сфера духовной жизни человека. Искусство всегда играло огромную воспитательную роль в жизни общества. Зная это, государственные деятели нередко использовали его как рычаг воздействия на умы людей, и порой – оправданно. Так, например, в эпоху Великой депрессии 30-х г.г. правительство США предложило кинематографистам снимать только мелодрамы со счастливым концом, которые оказывали положительное психологическое влияние на населения. В нашей стране во времена правления Сталина был сделан государственный заказ на производство кинокомедий, осуществление которого способствовало немаловажному подъёму  национального духа. И сегодня подобные проблемы продолжают волновать общество. Так, например, много говорится о негативной воспитательной роли телевидения (как одного из видов искусств), низкой культуре реклам, приносящей вред здоровью и т.д.

       В целях анализа  уровня культуры населения страны  рассчитывают ряд показателей:

- удельный вес расходов на  культуру в бюджете страны;

- численность театров, кинотеатров  и музеев страны;

- средняя их посещаемость и  др.

        Конечно,  в  условиях экономического кризиса  государственное финансирование  этой области общественной жизни  могло осуществляться только  на довольно низком уровне, что привело к появлению множества проблем, связанных с развитием культуры и искусства в нашей стране. Но всё же культура и искусство нашей страны не умирает, а продолжает жить. Одним из немаловажных факторов жизнеспособности нашей культуры является и то, что она высоко ценится на Западе. Например, картины русских художников нередко покупают за рубежом для частных коллекций, что является финансовой поддержкой русского художника в дальнейшей его творческой работе.

 

Тема 4. Воспроизводство населения, рождаемость и репродуктивное поведение

 

В этой теме рассмотрены следующие  вопросы:

1. Понятие воспроизводства населения.

2. Демографическое понятие "рождаемость"  и её измерение.

3. Репродуктивное поведение.

4. Тенденции изменения рождаемости в России и других странах.

5. Брачность.

6. Разводимость.

7. Тенденции брачности и разводимости  в России.

 

4.1. Понятие воспроизводства  населения

 

        Воспроизводство населения – процесс возобновления численности и состава населения во времени в результате его естественного и миграционного движения.

        В демографии  основным, определяющим движением  считается естественное движение  – естественное воспроизводство – результат взаимодействия двух сторон этого процесса: рождаемости и смертности.

        Миграционное воспроизводство определяется перемещением населения по территории, т.е. миграционными процессами.

 

4.2. Демографическое понятие "рождаемость" и её измерение

 

4.2.1. Рождаемость и  плодовитость

 

        До 60-х г.г.  ХХ века слова "рождаемость"  и "плодовитость" в демографической  статистике выступали практически  как синонимы. Сегодня с учётом  социальных изменений демографы  настаивают на их различии.

        Плодовитость – биологическая способность индивида (или брачной пары) к зачатию и рождению определённого числа детей.

       Эта биологическая  способность со временем пропадает.  Максимальная женская плодовитость (фертильность) приходится на 20-24 года (3-6%  бесплодных женщин), но уже к 35-39 годам бесплодных становится приблизительно 20%.

        Плодовитость  измеряется потенциальным числом  живорождений у женщины, которое  зависит от её здоровья, здоровья  её супруга, биологической совместимости  супругов. Возрастом плодовитости (фертильности) у женщин считается возраст от 15 до 49 лет (включительно). Число возможных рождений в одноплодных родах за всю жизнь женщины может варьировать в пределах от 0 до 35. Но средняя видовая плодовитость человека составляет 10-12 живорождений или 12-15 беременностей за всю жизнь (с учётом мёртворождений и самопроизвольных абортов).

        Рождаемость – демографический процесс, охватывающий всю совокупность актов деторождений у данного населения за определённый период времени. Рождаемость связана с фактической реализацией плодовитости в определённой социально-экономической среде.

        Показатели  брачной рождаемости редко превышают  8 живорождений за всю жизнь  в браке в возрасте от 15 до 49 лет (включительно). Высокие показатели  рождаемости характерны для прошлых веков, а сегодня – только для развивающихся стран. В развитых странах рождаемость низкая и наблюдается тенденция её дальнейшего снижения.

        На уровень  рождаемости влияет целый комплекс  факторов, основными из которых  являются:

- демографические факторы (пол,  возраст, брачное состояние);

- природно-биологические факторы  (наследственность, экологическая обстановка  и др.);

- социально-экономические факторы  (уровень развития здравоохранения;  занятость женщин в общественном  производстве; экономические кризисы и др.).

       

4.2.2. Система показателей  рождаемости 

 

        Измерение  рождаемости производится с помощью системы показателей, включающей:

1. Абсолютное число рождений.

2. Коэффициенты рождаемости.

        Абсолютное число рождений – число родившихся детей в том или ином населении (или в какой-либо его группе) за определённый период (обычно за год).

        По абсолютному  числу рождений нельзя судить  об уровне рождаемости (много  родилось детей или мало). Для  этого существуют относительные показатели – коэффициенты рождаемости.

        Коэффициент  рождаемости – отношение абсолютного числа родившихся детей у данного населения (или какой-либо его группы) к средней (обычно среднегодовой) численности этого населения (или его группы).       

        Рассчитывают  следующие коэффициенты рождаемости:

- общий;

- специальные;

- частные. 

        Более достоверными  показателями рождаемости являются  специальные и особенно –   частные коэффициенты рождаемости.  Специальные и частные коэффициенты рождаемости рассчитываются для групп населения, которые обладают характеристиками, имеющими непосредственное отношение к рождаемости (пол, возраст, брачное состояние).

        Для более  точной оценки коэффициентов  рождаемости используют промилле, т.е. расчёт ведётся на 1000 человек. При этом учитывается только число живорождённых детей.

 

4.2.3. Коэффициенты рождаемости

 

        1. Общий коэффициент рождаемости  (n) – отношение числа родившихся детей в исследуемом периоде (обычно за календарный год) к средней (обычно среднегодовой) численности населения.       

 

,                                                            (4.1)

 

где N – число родившихся детей в исследуемом периоде;

T – число лет в исследуемом периоде;

 – среднегодовая численность  населения в исследуемом периоде.

 

Информация о работе Лекции по "Демографии"