Лекции по "Демографии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:23, курс лекций

Описание работы

Рождение демографии как науки связывают с появлением в 1662 г. в Лондоне книги "Естественные и политические наблюдения, перечисленные в прилагаемом оглавлении и сделанные на основе бюллетеней о смертности, по отношению к управлению, религии, торговле, росту, воздуху, болезням и другим изменениям названного города. Сочинение Джона Граунта, гражданина Лондона". Д. Граунт был капитаном, купцом, учёным-самоучкой. Бюллетени о смертности в то время в Лондоне печатались еженедельно. По ним лондонцы определяли, что им делать в ближайшее время.

Содержание работы

Тема 1. Предмет, метод и задачи демографии……………………………….2
Тема 2. Источники информации о населении и демографических процессах………………………………………………………………………….4
2.1. Переписи населения………………………………………………………….4
2.1.1. Понятие переписи населения………………………………………...........4
2.1.2. Основные принципы современной переписи населения………………..4
2.1.3. Краткая история переписей населения в Мире…………………………..5
2.1.4. Переписи населения на Руси, в России, ССР и опять в России…………6
2.1.5. Всероссийская перепись населения 2002 года…………………………...7
2.1.6. Категории населения, учитываемые при переписях……………………. 8
2.2. Текущий учёт демографических событий………………………………….9
2.3. Регистры (списки, картотеки) населения………………………………….10
2.4. Специальные выборочные обследования………………………………....10
Тема 3. Показатели численности, состава и размещения населения, их динамика………………………………………………………………………...13
3.1. Численность и размещение населения…………………………………….13
3.2. Динамика численности населения…………………………………………13
3.3. Состав населения……………………………………………………………16
3.3.1. Основные типы структур населения и их характеристики…………….16
3.3.2. Состав населения по полу………………………………………………..17
3.3.3. Возрастной состав населения…………………………………………….17
3.3.4. Возрастная аккумуляция………………………………………………….19
3.3.5. Половозрастные пирамиды………………………………………………20
3.3.6. Показатели демографической нагрузки. Демографическое старение населения…………………………………………………………………………23
3.3.7. Брачная и семейная структура населения……………………………….26
3.3.8. Недемографические структуры населения……………………………...27
А. Городское и сельское население….…………………………………………27
Б. Социальная структура………………………………………………………..29
В. Экономическая структура……………………………………………………30
Г. Этническая структура………………………………………………………...32
Д. Качественный состав…………………………………………………………34
Тема 4. Воспроизводство населения, рождаемость и репродуктивное поведение………………………………………………………………………...39
4.1. Понятие воспроизводства населения………………………………………39
4.2. Демографическое понятие "рождаемость" и её измерение………………39
4.2.1. Рождаемость и плодовитость…………………………………………….39
4.2.2. Система показателей рождаемости………………………………………40
4.2.3. Коэффициенты рождаемости…………………………………………….41
4.2.4. Суммарный коэффициент рождаемости………………………………...44
4.2.5. Коэффициент детности…………………………………………………...46
4.3. Репродуктивное поведение…………………………………………………46
4.4. Тенденции изменения рождаемости в России и других странах………...47
4.5. Брачность…………………………………………………………………….50
4.5.1. Брак и его формы………………………………………………………….50
4.5.2. Демографическое понятие брачность……………………………………51
4.5.3. Показатели брачности…………………………………………………….52
4.6. Разводимость………………………………………………………………...53
4.7. Тенденции брачности и разводимости в России………………………….55
Тема 5. Демографическое изучение смертности и продолжительности жизни……………………………………………………………………………..57
5.1. Демографическое понятие "смертность"………………………………….57
5.2. Система показателей смертности………………………………………….58
5.3. Индексный метод в анализе динамики общего коэффициента смертности………………………………………………………………………..60
5.4. Методы стандартизации коэффициентов смертности……………………63
5.5. Таблицы смертности ……………………………………………………….64
5.5.1. Метод демографических таблиц…………………………………………64
5.5.2. Построение и анализ таблиц смертности………………………………..64
5.6. Тенденции изменения смертности в России и других странах…………..66
Тема 6. Экономические и социально-политические аспекты воспроизводства населения…………………………………………………...69
6.1. Население и экономика……………………………………………………..69
6.2. Миграция населения………………………………………………………...69
6.2.1. Понятие, причины и виды миграции населения………………………...69
6.2.2. Показатели миграции……………………………………………………..71
6.2.3. Миграционная политика в современной России………………………..72
6.3. Результативные показатели воспроизводства…………………………….74
6.4. Показатели замещения ……………………………………………………..78
6.5. Длина поколения и истинный коэффициент естественного воспроизводства………………………………………………………………….80
6.6. Демографическая ситуация и демографическая политика……………….82
6.6.1. Демографическая ситуация………………………………………………82
6.6.2. Демографическая политика………………………………………………82
Тема 7. Демографическое прогнозирование………………………………..85
7.1. Понятие, принципы и этапы демографического прогнозирования…………………………………………………………………85
7.2. Краткая история демографического прогнозирования…………………...85
7.3. Классификация демографических прогнозов……………………………..86
7.4. Методы демографического прогнозирования…………………………….87
7.4.1. Математические методы………………………………………………….87
7.4.2. Метод передвижки возрастов (метод компонент)………………………90
7.4.3. Методы, основанные на теории циклического этногенеза…………….92
7.5. Гипотезы и сценарии демографического прогноза……………………….93
7.6. Прогнозы численности населения России и Мира………………………..95
Литература……………………

Файлы: 1 файл

Лысенко Светлана Николаевна курс лекций.doc

— 1,006.50 Кб (Скачать файл)

        Репродуктивное поведение является частью общего поведения людей и представляет собой их реакцию на внутренние и внешние стимулы.

        Внутренние стимулы репродуктивного поведения – потребности людей в детях (репродуктивные потребности), когда без наличия определённого числа детей человек испытывает затруднения  как личность.

         Внешние стимулы репродуктивного поведения:

- социальная ценность детей,  показывающая насколько дети  нужны обществу;

- нормы репродуктивного поведения,  представляющие собой образцы поведения и принципы, связанные с рождением определённого числа детей.

        Из двух  групп факторов – внутренних  и внешних – главной в определении  числа детей в семье является  первая группа.

        В специальных  выборочных обследованиях, проводимых с целью более подробного изучения состава и планирования семьи, могут быть использованы три основных показателя: идеальное, желаемое и ожидаемое число детей.

        Идеальное  число детей – представление человека о наилучшем числе детей в семье вообще (в средней семье по стране, городской, сельской, русской и т.д.) без учёта конкретной жизненной ситуации и личных предпочтений.

        Желаемое число детей – число детей, которое индивид предпочёл бы иметь в своей семье, исходя из личных предпочтений.

        Ожидаемое число детей – число детей, которое индивид намерен иметь в семье, исходя из личных предпочтений, а также учитывая конкретную жизненную ситуацию.

 

4.4. Тенденции изменения  рождаемости в России и других  странах

 

        За последние сто лет наше общество сильно изменилось, что также проявилось и в репродуктивном повелении населения. В нашей стране появилась устойчивая тенденция снижения рождаемости, которая в последние годы в условиях экономического кризиса принимает угрожающие формы. Снижение рождаемости также наблюдается и в других развитых странах. Все эти страны прошли путь от аграрных форм до промышленно развитых. Исторически так складывалось, что основную заботу о детях несла семья. Семья испытывала практическую потребность в детях, которые были помощниками по хозяйству и в работе, опорой в старости, наследниками. Живя общими заботами, крестьянские семьи были соединены очень крепкими семейными узами. По мере развития промышленности, переселения людей в город связи между членами семьи стали заметно ослабевать, т.к. полностью изменился жизненный уклад семьи. Женщина стала принимать участие в общественном труде наравне с мужчиной. Сегодня перед женщиной нередко стоит выбор: или делать карьеру, или рожать ребёнка (хотя бы одного). Сразу подчеркнём, что если женщина эту проблему будет решать в одиночестве, то в общество, скорее всего, обречено на вымирание. Отметим также, что сегодня женщина в развитом обществе так воспитана, что она хочет быть самостоятельной. Она не хочет и уже психологически не может быть зависимой только от мужа и его заботы. И для супруга дети уже не являются тем, кем они были раньше (помощниками). Они скорее становятся средством эмоционального самовыражения, желаемой радостью в доме, а для этого достаточно иметь 1-2 детей. Сегодня в развитом обществе супруги научились планировать семью. Это, в общем, представляется вполне цивилизованным (за исключением, конечно, абортов), но планируются обычно малодетные семьи.

        В развитых  странах репродуктивное поведение  населения не обеспечивает даже простого замещения. Если в нашей стране сегодня ещё можно сослаться на неблагоприятную экономическую обстановку, на недостаточное материальное обеспечение семьи, то для богатой Америки и небедной Европы эта причина не может являться определяющей. На развитие малодетности семьи влияет целый комплекс причин, как экономического, так и социального, и даже политического свойства.

       Начнём с последнего  фактора. Только самые недальновидные  политики

могут думать, что современное общество будет бездумно плодиться, не заботясь о том, в какую жизнь они направят своё потомство, как сами будут выживать в трудных условиях. При этом следует помнить, что рождённое малочисленное поколение ещё целый век будет "катиться" демографической волной, эхом отражаясь в малочисленном потомстве, в недостатке рабочих рук, в неполных призывах в ряды вооружённых сил. Как-то Ролан Быков, замечательный актёр и режиссёр детских фильмов, сказал, что наше государство в отношении детей сделало себе аборт. Это было ещё в советский период, когда очень много говорилось о том, что дети – это наше будущее, и многое делалось: бесплатные медицина, образование, ясли, детские сады, пионерские лагеря. Но сегодня становится очевидным, что, как  и раньше, так и сегодня государство не проявляет достаточной заботы  о семье, и, в первую очередь, – о женщине и её детях (помним, что для простого воспроизводства женщина должна родить не одного, а 3-4 детей). Производя детей для страны, женщина, по сути, решает важную государственную стратегическую задачу. Но призывы со стороны государства типа "Даёшь рождаемость!" могут показаться, по меньшей мере, безответственными. Женщина должна чувствовать серьёзную государственную поддержку: только поддержка мужа не может считаться достаточной уже потому, что муж может заболеть, стать инвалидом, умереть или уйти из семьи. Государство должно нести ответственность за воспитание здоровой семьи, в которой оно хочет видеть 3-4 и более детей. Призывы к женщинам садиться на трактор, за штурвал самолёта и т.п. могут быть оправданными только в условиях жестокого военного времени (т.к. для женщины, которая хочет рожать, это просто не допустимо). Чтобы рожать здоровых детей, а затем дать им хорошее воспитание, чтобы дети затем стали достойными членами общества, их родители сами должны быть здоровыми и воспитанными людьми. Поэтому общество постоянно должно заботиться о воспитании своих поколений. Роль культуры и искусства здесь трудно переоценить. Разумным представляется запрет на рекламу пива по телевидению и тому подобные меры со стороны государства в плане оздоровления нации. И всё же сегодня совершенно очевидным представляется недостаточная эффективность социальной политики государства, которая обеспечивала бы увеличение рождаемости. Возможно, нужно более активно решать вопросы, связанные с качественным бесплатным здравоохранением, с жильём для молодожёнов, гибким графиком работы женщин, укороченным рабочим днём для женщин. Возможно, общество когда-нибудь расщедрится, установив укороченный рабочий день для женщины, оплачивая его как полноценный уже потому, что она – женщина. Ведь женщине нужно забежать за детьми в детский сад, в школу, приготовить им еду, она, может быть, готовится стать матерью. Общество должно нести серьёзную материальную ответственность за детей. Сегодня всем известно, что это дорогое удовольствие – иметь детей. Но если государству нужны дети (а это очевидно, т.к. без детей у него нет будущего), то оно должно активно помогать родителям, в первую очередь, поддерживая их материально. Вспомним, что сегодня расходы только на приобретение "приданого" для новорожденного принимают астрономические размеры. Государство должно существенно дотировать расходы семьи, связанные с содержанием детей. И вопрос здесь не состоит в том, чтобы баловать женщину и её детей или нет. Вопрос очень серьёзный и имеет шекспировскую глубину: быть нашей России или не быть.

        Говоря о  политике государства поддержки  семьи, мы постоянно сталкиваемся  с экономической стороной этого  вопроса. Конечно, в процветающем  государстве, в богатой семье легче растить детей. Но исследователи давно обратили внимание на то, что решение только одного материального вопроса, не решает проблемы низкой рождаемости. Повторим, что эта проблема решается в комплексе решения вопросов экономического, социального и политического свойства.     

        Подчеркнув  важную роль государства в  решении вопросов, связанных с  рождаемостью, следует отметить, что  никто не снимает ответственности  за здоровье детей с самих  родителей. И если, например, в  пьяном зачатии у случайных партнёров рождается больной ребёнок, то несчастье этого ребёнка лежит полностью на совести этих людей, если они таковыми могут после этого считаться. Вообще, наверное, надо иногда задумываться, а зачем мы появились на этой Земле? Давайте не будем ханжами, ведь, возможно, главный ответ на этот вопрос состоит в том, чтобы оставить после себя потомство. Здоровое, жизнестойкое потомство.

        Как положительный  момент следует отметить, что  уже второй год в России  наблюдается всплеск рождаемости  (бэби-бум). В некоторых районах даже наблюдается прирост населения. Объяснение этому находят в том, что в России стала стабилизироваться социально-экономическая обстановка. Многие семьи, которые не решались рожать детей в неспокойное время, наконец, решились на это. Население стало активнее в последнее время вступать в брак. Однако следует помнить, что всплеск рождаемости – это пока лишь характеристика колебательного процесса, ответная реакция на изменившиеся обстоятельства. Чтобы эта положительная реакция закрепилась, превратилась в устойчивую тенденцию, обществу потребуется приложить ещё много усилий.

        В развивающихся  странах проблема рождаемости  имеет несколько другое значение. Во многих странах (например, странах  Африки) очень высокая рождаемость,  но и высокая смертность. В перенаселённом Китае сегодня проблему высокой рождаемости пытаются решить на государственном уровне: семье разрешено иметь только одного ребёнка, за второго – уже ощутимый штраф. Один из факторов высокой рождаемости в мусульманских странах (Иран, Саудовская Аравия) связан с тем, что в этих странах церковь не отделена от государства, и церковные запреты на аборты поддерживаются государством.  Вообще почти все развивающиеся страны являются аграрными. Возможно, в своём развитии на пути к цивилизации они столкнутся с теми же проблемами, что и наше общество.

 

4.5. Брачность 

 

4.5.1. Брак и его формы

 

        Супружеский брак – форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к своим детям.

        Первой формой  отношений между полами считается групповой брак, характерный для ранней стадии первобытного общества. Групповой брак был отношением между родами. Всякие половые отношения внутри рода были запрещены. Групповой брак был, по-видимому, дислокальным, т.е. муж и жена не жили вместе и не принадлежали к одному хозяйственно-бытовому коллективу. В дальнейшем групповой брак между членами разных родов сузился до лиц, принадлежащих к одному поколению, и затем сменился парным браком. Вначале супруги, вероятно, жили отдельно, затем в развитии парного брака муж стал переходить в род жены (матрилокальный брак), а позднее – жена в род мужа (патрилокальный брак). Парный брак

на этом этапе ещё сохраняет  пережитки группового брака.

        Переход к  земледелию и скотоводству способствовал распаду родового строя, повышению хозяйственной роли мужчины. Парный брак укрепляется и даёт начало браку моногамному – брачному союзу одного мужчины только с одной женщиной. Браки, как  правило, становятся монолокальными – супруги входят в состав одной семьи и одного хозяйства.

        В ходе исторического  развития основной формой брака  становится моногамия. У некоторых  народов она сочетается с полигамией – брачным союзом более двух партнёров, в т.ч. полигиния – многожёнство, полиандрия – многомужество. Однако со временем  распространение полигамной формы брака постепенно сокращается.

        Развитие индустриального  общества, сопровождающееся урбанизацией, ростом образования, втягиванием  женщины в общественное производство, приводит к новому изменению брака. Процедура заключения брака упрощается. Церковный брак заменяется гражданским браком.

 Растёт число мужчин и  женщин, не вступающих в брак, увеличивается число добрачных  связей. Рост общего и специального  образования повышает брачный возраст.

        Брачный возраст – возраст, начиная с которого закон или обычаи допускают вступление в брак.

        В большинстве  стран брачный возраст устанавливается  законодательством с учётом возраста  половой зрелости, а также психологической и социальной зрелости вступающих в брак, а также с учётом существующих традиций, обычаев и других условий страны.

                                                                                            

                                                                                                                 Таблица 4.2

 

                 Брачный возраст по некоторым странам Мира

 

Часть света

Страна

Азия

Индия (18, 21), Китай (20, 22), Япония (16, 18)

Северная Америка

Канада (12, 16; 14, 16), США (13, 17;14, 18)

Африка 

Египет (16, 18), Нигерия (9-16, 9-16)Тунис (17, 20)

Европа

Австрия (16, 18), Великобритания (16, 16), Испания (12, 14), Франция (15, 18), Швеция (18, 18), Россия (18,18)

Океания

Австралия (16, 18), Новая Зеландия (16,16)


 

Примечание: двойные пары чисел  означают различия по штатам, религиозным  или этническим группам.

 

4.5.2. Демографическое  понятие "брачность"

 

        Брачность – социально-демографический процесс образования брачных пар в населении.

        Брачность обусловливается и регулируется социально-культурными нормами, имеет юридические, социальные, экономические и другие аспекты.

Демографическое значение брачности  – в её тесной связи с естественным воспроизводством населения. Брачность  выступает как важнейший фактор рождаемости. Брачность (в сочетании с процессами разводимости и овдовения) определяет воспроизводство брачной структуры населения, которая зависит от ситуации на "брачном рынке", формирования брачного круга, наличия брачного выбора.

        "Брачный рынок" – система соотношений численностей различных групп бракоспособного населения. Ситуация на "брачном рынке" зависит от числа потенциальных брачных партнёров в населении данной территории, его половозрастной структуры.

        Брачный круг – совокупность возможных брачных партнёров. Брачный круг определяется системой законодательных и нравственно-этических норм общества, а также социально-экономическим положением партнёров, особенностями их личностных качеств.

        Брачный выбор – выбор брачного партнёра в рамках данного брачного круга. На брачный выбор влияют социальные, экономические, культурные, психологические и антропологические критерии, при этом значение каждого из них меняется во времени.

 

4.5.3. Показатели брачности

 

        Брачность  характеризуется системой абсолютных и относительных показателей, включающих две группы:

- показатели вступления в брак;

- показатели состояния в браке.

Информация о работе Лекции по "Демографии"