Лекции по «Экономика отрасли»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:30, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Введение в курсе: цели и задачи дисциплины. Отрасль и рыночная экономика.
1.1. Понятие отрасли
В русском языке слово «отрасль» имеет несколько значений. Устаревшее значение слова «отрасль» обозначает то же, что и слово «отпрыск» - побег, отходящий от пня или корня, а также - потомок или потомство. В современном понимании это слово обозначает отдельную область деятельности, науки, производства. В условиях централизованно регулируемой экономики под отраслью понималась, прежде всего, совокупность организаций с «родственной» технологией, совокупность «родственных» производств.

Файлы: 1 файл

Конспект лекций.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)
  • ответственности перед конечным потребителем; 
  • достижения экономического и коммерческого преимущества исключительно за счет инноваций;
  • экономного ведения хозяйства; 
  • соблюдения этического кодекса предпринимательства. 

Тема 3 Производственная программа планирование деятельности предприятия

3.1 Производственная  программа 

Производственная программа - представляет собой определенный объем, номенклатуру и ассортимент  продукции соответствующего качества - учитывает спрос на данную продукцию  и реальные возможности удовлетворения этого спроса. Под номенклатурой продукции понимают принятый в планировании и учете перечень видов продукции в натуральном выражении. Ассортимент продукции - это количество и соотношение отдельных видов продукции по маркам, сортам, профилям, размерам, артикулам.Основные этапы формирования производственной программы:

-определяется номенклатура  и ассортимент продукции в  натуральном выражении. Расчеты  проводятся исходя из имеющегося  оборудования, технологии, снабжения  сырьем и материалами, транспортными  связями и другими факторами;

-на основании объема  поставок (реализации) и изменения  остатков нереализованной готовой  продукции на начало и конец  планового периода определяется  объем производства каждого изделия  в натуральном выражении с  календарным распределением;

-обосновывается объем выпуска по отдельным видам продукции производственными мощностями;

-на основе натуральных  объемов производства продукции  определяются стоимостные показатели.

Для увязки производственной программы с финансовыми показателями деятельности предприятия определяется основной стоимостной показатель - стоимость реализуемой продукции. Другие показатели, характеризующие объем продукции предприятия, соответствуют различным стадиям общего цикла "производство-потребитель".

В товарную продукцию (ТП) радиотехнического завода включаются: готовые изделия с полной комплектацией запасными частями, инструментом и другими элементами, предусмотренными хозяйственным договором на поставку и техническими условиями на изделие; отдельные детали, узлы, блоки элементов; товары народного потребления; нестандартное технологическое оборудование, изготовленное как для собственных нужд предприятия, так и для реализации другим предприятиям.

К товарной продукции  относятся также услуги производственного  характера: монтажные работы по установке радиоаппаратуры на месте у заказчика, услуги вспомогательных и обслуживающих цехов по отпуску на сторону воды, пара, сжатого воздуха, а также услуги своему капитальному строительству. Объем валовой продукции (ВП) характеризует всю произведенную за данный период продукцию независимо от степени ее готовности, как законченную производством, так и находящуюся на разных стадиях готовности. Реализованной (РП) считается продукция, отпущенная потребителям, сбытовым или торгующим организациям и оплаченная ими.

В целях исключения прошлого труда и выявления результатов  производственной деятельности, динамики производства продукции и зависящих  от предприятий показателей производства ряд производств осуществляет планирование и оценку деятельности по чистой продукции вместо реализованной продукции. Объем чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах, принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов.

где Ni - количество готовых изделий i-го наименования, сданных на склад для реализации;

Цi - оптовая цена i-го изделия;

Vусл - стоимость услуг промышленного характера, реализованных на

сторону за плановый период;

V к.стр - стоимость услуг собственному капитальному строительству;

Vм - монтажные работы по установке радиоаппаратуры на месте у

заказчика;

к н

Vс,Vс - остатки готовой продукции на складе соответственно на конец и

начало планируемого периода;

к н

V п,V п - остатки готовой продукции в пути соответственно на конец и

начало планового периода;

н к 

V нзп,п/ф,V нзп,п/ф - стоимость остатков незавершенного производства и

полуфабрикатов своего производства соответственно на начало

и конец планового  периода;

н к 

V с.и,V с.и- стоимость остатков инструмента специального назначения,

приспособлений, запасных частей к оборудованию нового

производства соответственно на начало и конец планового

периода.

Особо важным разделом производственной программы является расчет производственной мощности предприятия. Под производственной мощностью понимается максимально  возможный годовой выпуск продукции  в установленных планом номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда.

Мпр=Поб·Тд ,

где

Поб - производительность оборудования в единицу времени, шт.;

Тд - действительный фонд времени работы оборудования, час.

Рассчитывают мощность входную, выходную и среднегодовую.

Мощность на начало года - входная, на конец года – выходная. Среднегодовая  мощность определяется по формуле

М ср.год=М нач.года+М в.в·к/12 –  М выб·(12-к)/12,

где

М в.в - вновь вводимая мощность за счет централизованных и собственных ресурсов;

М выб - выбывающие мощности;

к - число месяцев функционирования мощностей.

Производственная мощность предприятий  радиотехнической промышленности определяется по мощности ведущих производств, в которых выполняются основные технологические операции изготовления продукции отрасли. К таким цехам и участкам относятся прежде всего, механосборочные и сборочно-монтажные. Для ряда цехов, участков радиотехнических предприятий главным фактором, определяющим величину производственной мощности, являются площади. В этих случаях расчет ведется по производственной площади.

Коэффициент использования среднегодовой  производственной мощности

(Ки.м):

К и.м=N пл(факт)/М ср.год,

где

N - плановый или фактический объем выпуска продукции.

На радиотехнических предприятиях расчет производственной мощности механических цехов и участков ведется по оборудованию. В основе этого расчета лежит  определение двух величин: пропускной способности и загрузки по плану  групп взаимозаменяемого оборудования.

Пропускная способность j -й группы оборудования Тj характеризует то максимальное количество станко-часов, которое может отработать данная группа оборудования в течение года при полном ее использовании, и определяется по формуле:

Тj =Тномин (1-Рj /100)·rj ·nj ,

где

Тномин - номинальный  фонд времени работы оборудования в  течение года при односменном  режиме, час;

Рj - плановые потери времени на ремонт j -й группы оборудования, %;

rj - число рабочих смен работы j - й группы оборудования;

nj - количество единиц взаимозаменяемого оборудования в j - й группе, шт.

Пример 1

В ведущем цехе предприятия  установлено 10 станков. Максимальная производительность каждого станка в час – 12 изделий. Полезный (эффективный) фонд времени  работы единицы оборудования в год составляет 4200 часов. За год изготовлено 480 тыс. изделий.

Определите:

а) производственную мощность предприятия;

б) коэффициент фактического использования производственной мощности.

Решение:

а) Мпр=4200·10·12=504 000 изделий;

б) Ки.м=480 000/504 000=0.95 .

3.2. Общая характеристика  планирования

Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. В планировании используются следующие основные методы:

а) нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;

б) балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;

в) экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;

г) интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;

д) факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;

е)  матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;

ж) экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие. 

Содержание средне- и краткосрочных  планов

Планы предприятия включают следующие основные разделы:

1)            маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;

2)            производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;

3)            план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;

4)            план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;

5)            план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей; 

6)            план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;

7)            план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;

8)            финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;

9)            план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;

10)        план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна;  

Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:

1) Календарное планирование, включающее детализацию текущего  плана предприятия и доведение  заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики при этом составляются на месяц, декаду, сутки, смену, а иногда и каждый час;

2) Диспетчеризацию, обеспечивающую: 

- сплошной контроль  за ходом производственного процесса  и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе на каждом рабочем месте;

- организацию доставки  на рабочие места сырья, материалов, заготовок, инструмента; вывоз  готовой продукции, отходов производства; контроль исправности оборудования; подачу энергии, топлива, сжатого воздуха; организацию контроля качества. 

Различают: 

межцеховое оперативное  планирование, обеспечивающее скоординированную  деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия  в соответствии с последовательностью  технологических процессов и  с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов; 

внутрицеховое оперативное  планирование - осуществляющее распределение  работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение  полного и четкого выполнения заданий производственной программы  и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих. 

3.3. Бизнес-план предприятия

Бизнес-план позволяет  очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих  целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта.  Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей:

Информация о работе Лекции по «Экономика отрасли»