Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:30, курс лекций
Тема 1. Введение в курсе: цели и задачи дисциплины. Отрасль и рыночная экономика.
1.1. Понятие отрасли
В русском языке слово «отрасль» имеет несколько значений. Устаревшее значение слова «отрасль» обозначает то же, что и слово «отпрыск» - побег, отходящий от пня или корня, а также - потомок или потомство. В современном понимании это слово обозначает отдельную область деятельности, науки, производства. В условиях централизованно регулируемой экономики под отраслью понималась, прежде всего, совокупность организаций с «родственной» технологией, совокупность «родственных» производств.
Тема 3 Производственная программа планирование деятельности предприятия
3.1 Производственная программа
Производственная программа - представляет собой определенный объем, номенклатуру и ассортимент продукции соответствующего качества - учитывает спрос на данную продукцию и реальные возможности удовлетворения этого спроса. Под номенклатурой продукции понимают принятый в планировании и учете перечень видов продукции в натуральном выражении. Ассортимент продукции - это количество и соотношение отдельных видов продукции по маркам, сортам, профилям, размерам, артикулам.Основные этапы формирования производственной программы:
-определяется номенклатура
и ассортимент продукции в
натуральном выражении.
-на основании объема
поставок (реализации) и изменения
остатков нереализованной
-обосновывается объем выпуска по отдельным видам продукции производственными мощностями;
-на основе натуральных
объемов производства
Для увязки производственной
программы с финансовыми
В товарную продукцию (ТП) радиотехнического завода включаются: готовые изделия с полной комплектацией запасными частями, инструментом и другими элементами, предусмотренными хозяйственным договором на поставку и техническими условиями на изделие; отдельные детали, узлы, блоки элементов; товары народного потребления; нестандартное технологическое оборудование, изготовленное как для собственных нужд предприятия, так и для реализации другим предприятиям.
К товарной продукции относятся также услуги производственного характера: монтажные работы по установке радиоаппаратуры на месте у заказчика, услуги вспомогательных и обслуживающих цехов по отпуску на сторону воды, пара, сжатого воздуха, а также услуги своему капитальному строительству. Объем валовой продукции (ВП) характеризует всю произведенную за данный период продукцию независимо от степени ее готовности, как законченную производством, так и находящуюся на разных стадиях готовности. Реализованной (РП) считается продукция, отпущенная потребителям, сбытовым или торгующим организациям и оплаченная ими.
В целях исключения прошлого
труда и выявления результатов
производственной деятельности, динамики
производства продукции и зависящих
от предприятий показателей
где Ni - количество готовых изделий i-го наименования, сданных на склад для реализации;
Цi - оптовая цена i-го изделия;
Vусл - стоимость услуг промышленного характера, реализованных на
сторону за плановый период;
V к.стр - стоимость услуг собственному капитальному строительству;
Vм - монтажные работы по установке радиоаппаратуры на месте у
заказчика;
к н
Vс,Vс - остатки готовой продукции на складе соответственно на конец и
начало планируемого периода;
к н
V п,V п - остатки готовой продукции в пути соответственно на конец и
начало планового периода;
н к
V нзп,п/ф,V нзп,п/ф - стоимость остатков незавершенного производства и
полуфабрикатов своего производства соответственно на начало
и конец планового периода;
н к
V с.и,V с.и- стоимость остатков инструмента специального назначения,
приспособлений, запасных частей к оборудованию нового
производства соответственно на начало и конец планового
периода.
Особо важным разделом производственной программы является расчет производственной мощности предприятия. Под производственной мощностью понимается максимально возможный годовой выпуск продукции в установленных планом номенклатуре и ассортименте при полном использовании производственного оборудования и площадей, с учетом применения передовой технологии, улучшения организации производства и труда.
Мпр=Поб·Тд ,
где
Поб - производительность оборудования в единицу времени, шт.;
Тд - действительный фонд времени работы оборудования, час.
Рассчитывают мощность входную, выходную и среднегодовую.
Мощность на начало года - входная, на конец года – выходная. Среднегодовая мощность определяется по формуле
М ср.год=М нач.года+М в.в·к/12 – М выб·(12-к)/12,
где
М в.в - вновь вводимая мощность за счет централизованных и собственных ресурсов;
М выб - выбывающие мощности;
к - число месяцев функционирования мощностей.
Производственная мощность предприятий радиотехнической промышленности определяется по мощности ведущих производств, в которых выполняются основные технологические операции изготовления продукции отрасли. К таким цехам и участкам относятся прежде всего, механосборочные и сборочно-монтажные. Для ряда цехов, участков радиотехнических предприятий главным фактором, определяющим величину производственной мощности, являются площади. В этих случаях расчет ведется по производственной площади.
Коэффициент использования среднегодовой производственной мощности
(Ки.м):
К и.м=N пл(факт)/М ср.год,
где
N - плановый или фактический объем выпуска продукции.
На радиотехнических предприятиях расчет производственной мощности механических цехов и участков ведется по оборудованию. В основе этого расчета лежит определение двух величин: пропускной способности и загрузки по плану групп взаимозаменяемого оборудования.
Пропускная способность j -й группы оборудования Тj характеризует то максимальное количество станко-часов, которое может отработать данная группа оборудования в течение года при полном ее использовании, и определяется по формуле:
Тj =Тномин (1-Рj /100)·rj ·nj ,
где
Тномин - номинальный фонд времени работы оборудования в течение года при односменном режиме, час;
Рj - плановые потери времени на ремонт j -й группы оборудования, %;
rj - число рабочих смен работы j - й группы оборудования;
nj - количество единиц взаимозаменяемого оборудования в j - й группе, шт.
Пример 1
В ведущем цехе предприятия установлено 10 станков. Максимальная производительность каждого станка в час – 12 изделий. Полезный (эффективный) фонд времени работы единицы оборудования в год составляет 4200 часов. За год изготовлено 480 тыс. изделий.
Определите:
а) производственную мощность предприятия;
б) коэффициент фактического использования производственной мощности.
Решение:
а) Мпр=4200·10·12=504 000 изделий;
б) Ки.м=480 000/504 000=0.95 .
Планирование - это определение целей и задач предприятия на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Важнейшими целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль и доля на рынке. В зависимости от продолжительности планового периода выделяют перспективное (долгосрочное и среднесрочное) и текущее (краткосрочное) планирование. Долгосрочное планирование обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды и определяет общую стратегию предприятия в рамках, "продукт-рынок". При составлении плана изучаются варианты расширения производства и снижения издержек. Прогнозируются изменения в номенклатуре продукции и уточняется политика в функциональных сферах. Результатом этого плана являются формулировка долгосрочных целей, составление долгосрочных проектов и принятие долгосрочной политики в основных областях. Среднесрочное планирование (от 2 до 3-х лет) учитывает возможности всех подразделений на основе их собственной оценки. Разрабатывается план предприятия по маркетингу, план производства, план по труду и финансовый план. Текущее планирование обычно рассчитано на год, полгода, квартал, месяц и включает объем производства, план по труду и заработной плате, планирование материально-технического обеспечения, себестоимости, прибыли, рентабельности и т.д. В планировании используются следующие основные методы:
а) нормативный - на основе прогрессивных норм использования ресурсов;
б) балансовый - целенаправленное согласование направлений использования ресурсов с источниками их образования (поступления) по всей системе взаимосвязанных материальных, финансовых и трудовых балансов;
в) экстраполяции - выявленные в прошлом тенденции развития предприятия распространяются на будущий период;
г) интерполяции - предприятие устанавливает цель в будущем и, исходя из нее, определяет промежуточные плановые показатели;
д) факторный - на основе расчетов влияния важнейших факторов на изменение плановых показателей;
е) матричный - путем построения моделей взаимосвязей между производственными подразделениями и показателями;
ж) экономико-математического моделирования с применением ЭВМ и другие.
Планы предприятия включают следующие основные разделы:
1) маркетинговая программа: планы маркетинга для основных видов продукции (услуг) и в целом по всей продукции;
2) производственная программа: задания по производству отдельных видов продукции в натуральном и стоимостном выражении (в показателях валовой, товарной и реализуемой продукции) с учетом повышения качества;
3) план развития науки и техники: мероприятия по созданию и освоению новых изделий, внедрению новой техники и технологии;
4) план по труду и кадрам: рост производительности труда, численность персонала по категориям, фонд оплаты труда, средняя заработная плата работников, балансовый расчет дополнительной потребности в рабочих и служащих и источников ее обеспечения;
5) план капитального строительства: объемы капитальных вложений, строительных и строительно-монтажных работ, технического перевооружения предприятия, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей;
6) план материально-технического обеспечения: определение потребности производства в материально-технических ресурсах и источников их удовлетворения с расчетами по снижению удельных расходов сырья, материалов, топлива, энергии;
7) план по издержкам производства, прибыли и рентабельности: себестоимость основных видов продукции, валовой товарной и реализованной продукции; смета затрат на производство; прибыль и рентабельность по видам деятельности и в целом по предприятию;
8) финансовый план: потребность в собственных оборотных средствах и задание по ускорению их оборачиваемости; баланс доходов и расходов; взаимоотношения с бюджетом, кредитные отношения;
9) план социального развития коллектива: мероприятия по улучшению условий труда, отдыха и быта работников предприятия;
10) план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов включает такие направления: охрана и рациональное использование водных ресурсов; охрана воздушного бассейна;
Оперативное планирование - это детальная разработка планов предприятия и его подразделений. Оно соединяет:
1) Календарное планирование,
включающее детализацию
2) Диспетчеризацию,
- сплошной контроль
за ходом производственного
- организацию доставки
на рабочие места сырья,
Различают:
межцеховое оперативное планирование, обеспечивающее скоординированную деятельность и необходимые производственные пропорции между цехами предприятия в соответствии с последовательностью технологических процессов и с учетом функций основных, вспомогательных, побочных и обслуживающих цехов;
внутрицеховое оперативное планирование - осуществляющее распределение работ по участкам и рабочим местам. Основная задача распределения - обеспечение полного и четкого выполнения заданий производственной программы и сохранение ритмичной работы предприятия, его цехов, участков, бригад, рабочих.
Бизнес-план позволяет очертить круг проблем, с которыми сталкивается предприятие при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде. Поможет определить и обеспечить пути решения этих проблем. Он ориентирован на достижение успеха, главным образом, в финансово-экономической деятельности. Бизнес-план является основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами и возможными инвесторами. Он должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и перспективах своего участия в нем. Структура и содержание бизнес-плана строго не регламентированы. Макет бизнес-плана: резюме (краткое содержание бизнес-плана); место нахождение предприятия; цель деятельности; описание вида деятельности, характеристика продукции (услуг); оценка рынка сбыта; конкуренция и конкурентное преимущество предприятия; внешнеэкономическая деятельность; стратегия маркетинга; прогнозирование продаж; план технической доработки продукта; план производства; управление предприятием; характеристика персонала; материально-техническое обеспечение; оценка риска; финансовый план; эффективность проекта. Следует заручиться объективной оценкой бизнес-плана. По возможности, заключение по бизнес-плану должен сделать аудитор. В международной практике для обоснования проектов (бизнес-планов) применяется несколько обобщающих показателей: