Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 12:30, курс лекций
Тема 1. Введение в курсе: цели и задачи дисциплины. Отрасль и рыночная экономика.
1.1. Понятие отрасли
В русском языке слово «отрасль» имеет несколько значений. Устаревшее значение слова «отрасль» обозначает то же, что и слово «отпрыск» - побег, отходящий от пня или корня, а также - потомок или потомство. В современном понимании это слово обозначает отдельную область деятельности, науки, производства. В условиях централизованно регулируемой экономики под отраслью понималась, прежде всего, совокупность организаций с «родственной» технологией, совокупность «родственных» производств.
обоснована ли дифференциация цен;
учтена ли возможная тенденция изменения цен;
достаточно ли ценовые
нормы увязаны с другими
позволяют ли они участвовать в конкурентной борьбе;
учтена ли гибкость спроса при установлении цены;
учтена ли реакция конкурентов на цену данного вида продукции;
соответствует ли цена имиджу продукции;
учтен ли при установлении цены этап жизненного цикла продукции;
правильно ли определены нормы скидок;
предусматривается ли дифференциация цен (по регионам, категориям потребителей, временам года и др.);
определение задач ценовой стратегии.
2. Установление целей и направлений ценообразования:
цели ценообразования — прибыль, выручка, поддержание цен, противодействие конкуренции;
направления ценообразования — по уровню цен, регулированию цен, системе скидок.
3. Окончательное принятие решения по ценовой стратегии.
На каждом типе рынков с учетом задач, стоящих перед предприятием и складывающейся конъюнктуры, ценообразованием могут быть решены следующие задачи:
Обеспечение плановой нормы
прибыли, гарантирующей
Создание денежного запаса: если у предприятия есть проблемы со сбытом продукции, приток денег может быть важнее прибыли. Такое положение характерно сегодня для многих предприятий в отношении «живых» денег. Иногда стоимость имеющихся запасов такова, что их лучше продать по цене, равной или ниже себестоимости, чем хранить на складе в ожидании изменения конъюнктуры рынка. В отдельных случаях удержанием низких цен, когда завоевано твёрдое положение на рынке, можно сдерживать появление новых конкурентов (цены недостаточно высоки для покрытия расходов по организации нового производства для новичков).
Обеспечение заданного
объема продаж, когда ради удержания
долговременной позиции на рынке
и увеличения объемов реализации
можно поступиться долей
Методы ценообразования
Выделяют следующие этапы ценообразовательного процесса на предприятии:
определение базовой цены, т.е. цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;
определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок.
Применяются следующие основные методы расчета базовой цены, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом:
1. Метод полных издержек, или метод Издержки плюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing). К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета цен по традиционным товарам, а также для установления цен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете цен на товары пониженной конкурентоспособности.
Пример. Предприятие по производству предметов домашнего обихода желает установить цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства — 10000 единиц. Предположительно прямые затраты сырья и материалов на единицу изделия — 1000 руб. Прямые затраты труда на единицу изделия — 400 руб. Предприятие планирует сумму постоянных затрат 2000 тыс. руб. в год и надеется получить 4000 тыс. руб. прибыли. Рассчитать цену с использованием метода маржинальных издержек.
Планируемая выручка от продаж после возмещения переменных затрат составит: 2000 + 4000 = 6000 тыс. руб.
Желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия: 6000000 / 10000 = 600 руб.
Совокупные переменные затраты на единицу изделия: 400 + 1000 = 1400 руб.
Цена (переменные затраты на единицу изделия + желательный результат от продаж после возмещения переменных затрат на единицу изделия): 600 + 1400 = 2000 руб.
2. Метод стоимости изготовления (Conversion Cost Pricing). Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для ценовых решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:
о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;
об отказе или продолжении конкурентной борьбы;
об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;
по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам.
3. Метод маржинальных издержек (Direct Costing System) предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности ценообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.
4. Метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing) основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукции добавляется сумма процентов за кредит. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.
Пример. Предприятие устанавливает цену на новое изделие. Прогнозируемый годовой объем производства — 40000 ед., предполагаемые переменные затраты на единицу изделия — 35 руб. Общая сумма постоянных затрат — 700000 руб. Проект потребует дополнительного финансирования (кредита) в размере 1000000 руб. под 17% годовых. Рассчитать цену с применением метода рентабельности инвестиций.
Переменные затраты на единицу 35 руб. Постоянные затраты на единицу изделия: 700000 / 40000 = 17,5 руб.
Суммарные затраты на единицу изделия: 35 + 17,5 = 52,5 руб.
Желательная прибыль составит: (1000000 × 0,17) / 40000 = 4,25 руб./ед. (не ниже).
Минимально допустимая цена изделия: 35 + 17,5 + 4,25 = 56,75 руб.
5. Методы маркетинговых оценок (Pricing based on Market Considerations). Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенно берет товар. Цены ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат.
Пример. Эластичность спроса от цен на продукцию предприятия равна 1,75.
1. Определить последствия
снижения цены на 1 руб., если до
этого снижения объем
Выручка от продаж до изменения цены: 17,5 × 10000 = 175000 руб.
Прибыль до изменения цены: 175000 – 100000 = 75000 руб.
Объем реализации после снижения цены: 10000 × (1,75 × 1/17,5) + 10000 = 11000 ед.
Выручка от продаж после снижения цены: 16,5 × 11000 = 181500 руб.
Общие издержки на производство и реализацию продукции после снижения цены:
постоянные издержки: 20000 руб.;
переменные издержки: (100000 – 20000)/10000) × 11000 = 88000 руб.
общие издержки: 20000 + 88000 = 108 000 руб.
Прибыль после снижения цены: 181500 – 108000 = 73500 руб.
Таким образом, снижение цены привело к потере прибыли на сумму 1500 руб.: 75000 – 73500 = 1500 руб.
2. Определить, выгодно ли предприятию снижение цены на 1 руб./ед., если уровень постоянных издержек составлял 50% от общих расходов.
Издержки после снижения цены при новом уровне постоянных издержек в структуре себестоимости:
постоянные издержки: 100000 × 0,50 = 50000 руб.;
переменные издержки: (100000 – 50000)/10000) × 11000 = 55000 руб.
общие издержки: 50000 + 55000 = 105000 руб.
Прибыль после снижения цены: 181500 – 105000 = 76500 руб.
Таким образом, снижение цены выгодно, поскольку приводит к получению дополнительной прибыли в сумме 1500 руб.: 76500 – 75000 = 1500 руб.
Любой товар рано или поздно уходит с рынка в силу различных причин, но главным образом вследствие снижения к нему интереса со стороны потребителей. За время своего существования товар проходит несколько фаз развития, что отражается в динамике первоначального нарастания и последующем снижении его сбыта, а также различным уровнем цен. Период существования товара (от его идеи до прекращения производства и сбыта) называют экономическим циклом жизни изделия, или жизненным циклом товара (ЖЦТ).Циклический характер жизни товара на рынке обусловливает возникновение у любого товаропроизводителя сложных проблем и вопросов, но вместе с тем подсказывает пути и средства их решения. Проблемы, возникающие в связи с цикличностью жизни товаров, — это определение особенностей протекания жизненного цикла товаров, производимых данной фирмой; определение фаз цикла, в котором пребывает каждый из производимых товаров; постоянное слежение за поведением товаров, пребывающих в определенных фазах цикла; осознанная (просчитанная) замена товаров, находящихся в фазе спада и исчерпавших свои рыночные возможности, или продление их нахождения на рынке (путем модернизации, поиска новых ниш, проведения интенсивной рекламы, использующей новые оригинальные, доказательные аргументы в пользу товара, и др.). Теория жизненного цикла товара выделяет общую для всех товаров закономерность, которая выражается в виде кривой изменения объема продаж товара с течением времени. Динамика изменения объема продаж характеризуется сначала медленным, затем бурным ростом, далее объем продаж стабилизируется и в заключение падает. Теория ЖЦТ имеет большой практический смысл, творческое следование которому позволяет товаропроизводителям целенаправленно разрабатывать и осуществлять товарную политику, оценивать поведение своих товаров на рынке, более полно использовать весь потенциал маркетинга. Но не следует бездумно следовать положениям теории ЖЦТ. Она справедлива скорее для описательной, нежели для прогнозной модели. Если менеджеры будут механически следовать этой теории, то на фазе зрелости товар может быть лишен маркетинговой поддержки, а освободившиеся средства направлены на разработку товара-заменителя. Однако без надлежащей маркетинговой поддержки продажи товара непременно снизятся и возникнет срочная необходимость форсировать выдвижение на рынок товара-заменителя, причем без дополнительной технической проверки и рыночного тестирования. Вследствие этого фирма может потерпеть неудачу.
Тема 9 Результаты и эффективность деятельности предприятия. 9.1.Прибыль предприятия
Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.
Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и др. выплаты. К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также прочие затраты (кроме затрат на оплату труда). Прибыль – это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.На величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие. Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей: прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью; прибыли на реализацию материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию); прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).
В отличие от прибыли, которая показывает абсолютный эффект деятельности, существует относительный показатель эффективности работы предприятия - рентабельность. В общем виде он исчисляется как отношение прибыли к затратам и выражается в процентах. Различают следующие виды рентабельности:
1) рентабельность производства
(рентабельность