Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:27, курс лекций
1. Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации ее купли-продажи конечному потребителю.
Рынок информации делится на:
1. рынок первичной или оригинальной информации – это уникальный товар, имеющийся в одном экземпляре, доступный одному или нескольким, не связанных между собой субъектам;
Функция спроса на продукцию фирмы монополиста совпадает с функцией спроса в целом для отрасли, т. к. монополист один представляет всю отрасль в целом.
В условиях чистой монополии существуют очень жёсткие барьеры для проникновения в отрасль других предприятий.
При чистой монополии, как правило, производится не дифференцированная продукция, не отличающаяся разнообразием.
Виды чистых монополий:
1.Естественные монополии — они складываются в результате действия естественным образом действующих факторов.
Пример: Белтрансгаз, Бел. Железные дороги.
2.Монополии опирающиеся на уникальные месторождения природных ископаемых.
Пример: «Инко» — Аргентинская компания добывающая 70% мирового никеля, «Норильский Никель» — 7% мирового никеля, Южно-африканская алмазная компания DeBeers — концентрирует 70 — 80% переработки алмазов.
3.Монополии контролируемые и регулируемые государством — сети электро- и тепло-снабжения, поскольку предприятия работающие в этих отраслях производят общественно значимую продукцию, то правительство предоставляет им особые льготы и преимущества. В этом случае эти предприятия могут устанавливать низкие цены на свои товары и услуги.
Пример в РБ: потребители оплачивают только 30% от фактической стоимости жилищно коммунальных услуг.
4.Закрытые монополии
— образуются когда
Пример: предприятия военно-
Барьеры, препятствующие вступлению в отрасль контролируемую закрытой монополией:
Необходимость получения патентов.
Необходимость получения лицензий.
Необходимость преодоления не честной конкуренции со стороны фирм-конкурентов.
Примеры нечестной конкуренции:
распространение лживой информации о конкурентах
недобросовестная критика товаров конкурентов
лживая реклама
давление на поставщиков и банки
5.Открытые монополии — образуются в случае, если компания выходит на рынок с абсолютно новым видом продукции, ранее не производившимся. Конкурентов у неё нет, но они могут появиться в будущем, поэтому фирма открыта для конкуренции.
Пример: французская
фирма «Dupont» была первой
6.Географические монополии — образуются в отдалённых и географически изолированных населённых пунктах, в горной местности, на островах или полуостровах, к примеру Нагорный Карабах и остров Ман.
7.Технологические монополии
— образуются в связи с
Мартин Лютер в памфлете «О торговле и лихоимстве«, напечатанном в 1524 году, так охарактеризовал средневековых монополистов:
«Они наложили руку на все товары и открыто используют все уловки, о которых мы говорили; они повышают и понижают цены как им угодно и тем разоряют и губят всех мелких торговцев, словно щука мелкую рыбешку, как будто они владыки над творениями Божьими и нет для них никаких законов веры и любви».
Определение цены и объема производства в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков
В краткосрочном периоде фирма-монополист максимизирует прибыль, либо минимизирует убытки, либо получает нормальную прибыль.
Максимизируя прибыль, монополист выбирает цену на эластичном участке кривой спроса, причем цена должна быть выше средних общих издержек Р>АС. Объём производства он определяет согласно правилу равенства предельного дохода и предельных издержек МR=МС.
Рис.2. Максимизация прибыли фирмы в условиях чистой монополии
Монополист, назначая цену
и определяя объём
- разделить покупателей
по степени эластичности
- ограничить свободу
перемещения товара между
Экономические последствия
ценовой дискриминации
В определенной ситуации: например, падение спроса, рост издержек, монополист может нести убытки. Минимизируя убытки, в случае, если цена ниже средних общих издержек Р<АС, фирма-монополист выбирает также эластичный участок кривой спроса и производит такой объём товара, при котором МR=МС. Ре - цена минимизации убытков.
В том случае, если средние общие издержки при выпуске объема товаров Qе равны цене Р=АС, фирма монополист получает нормальную прибыль. Объем производства определяется равенством МR=МС. Ре - цена, безубыточности.
Правило определения объёма производства МR=МС в условиях чистой монополии выполняется в том случае, когда цена больше предельных издержек Р>МС, а точка пресечения кривых предельного дохода и предельных издержек лежит ниже кривой спроса.
5. Показатели монопольной власти
Мы выяснили ранее, что монопольная власть является величиной, обратной эластичности спроса на продукцию фирмы (1/Е). Опираясь на это положение, А. П. Лернер1 в 1934 г. предложил следующий индекс:
1 Lerner A P. The Concept of Monopoly and Measurement of Monopoly Power // Review of Economic Studies. 1934. 1 June P 157—175
IL = (Pm-MC)/Pm=1/E
где IL — лернеровский индекс монопольной власти;
Рm — монопольная цена;
МС — предельные издержки;
Е — эластичность спроса на продукцию.
В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, IL = 0. Если IL представляет из себя положительную величину (I > 0), то фирма обладает монопольной властью. Чем выше этот показатель, тем больше монопольная власть.
Подсчитать такой показатель, однако, непросто в связи с трудностью расчета реальных предельных издержек. Поэтому на практике предельные издержки заменяют средними. В этом случае исходная формула может быть записана:
IL= (Р- АС)/P
Если мы умножим числитель и знаменатель на Q, то получим в числителе прибыль, а в знаменателе — совокупный (валовой) доход:
IL = (P-AC)Q/PQ = π/TC
Тем самым лернеровский показатель рассматривает высокие прибыли как признак монополии. В известной мере это справедливо, однако бывают случаи, когда высокая норма прибыли не является однозначным признаком монополии. Это бывает тогда, когда велики различия между бухгалтерской и экономической прибылью, т. е. если не учитываются затраты на собственный капитал, особенно в капиталоемких отраслях, оплата предпринимательских способностей успешно функционирующего бизнесмена, операции с высокой степенью риска.
Для характеристики монопольной власти используется и показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями предложивших его ученых индексом Херфин-даля—Хиршмана (Iнн). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:
IНН = S12 + S22 + S32 +... + Sn2
где IHH — индекс Херфиндаля—Хиршмана;
S1 — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (т. е. мы имеем пример чистой монополии), то S1 = 100%, а Iнн = 10 000.
Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1 = 1%, а IHH = S12 х 100 = = 100.
В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля—Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.
6. Последствия монополии
Современные экономисты считают, что распространение монополии снижает экономическую эффективность по следующим причинам:
1) нерациональное
использование общественных
Следствием свободной конкуренции по праву можно считать и производственную эффективность, и эффективность размещения общественных ресурсов.
Производственная эффективность достигается тем, что предприятия, стремясь удержаться на рынке, работают при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства – минимальны. Цена продукта при этом находится на низшем уровне, согласующемся со средними валовыми издержками. Эффективность размещения ресурсов отражается в том, что производство в условиях конкуренции происходит до той точки, в которой цена (мера стоимости продукта для общества) была бы равна предельным издержкам (менее альтернативной продукции, от которой отказалось общество, производя любой данный товар).
При тех же издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, достигнет намного менее желательных результатов. Монополисту выгоднее продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чего не сделал бы конкурирующий производитель. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Таким образом, ни производственная эффективность, ни эффективность размещения ресурсов недостижимы при монополистических рынках.
2) Неравенство в распределении дохода
В большинстве случаев монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Пользуясь своей властью над рынком, монополии назначают более высокие цены, чем назначила бы конкурентная фирма, имеющая те же издержки производства; они также могут наложить на потребителя «частный налог» и получить значительную экономическую прибыль. Эта прибыль монополий распределяется среди узкого круга владельцев акций корпораций, которые, как правило, относятся к группе с высокими доходами. Таким образом. Владельцы монополистических предприятий обогащаются за счет остальных слоев общества. Исключение6 если покупатель продукции монополии богаче, чем ее владельцы, монополия может сократить неравенство доходов. Несомненно, некоторые монополии, производящие продукцию, имеющую международный спрос, такую, как металлы, бананы и кофе, перераспределяют мировой доход, забирая что-то у богатых потребляющих стран для более бедных развивающихся стран. Но, как правило, монополия способствует неравенству распределения доходов. 3) Высокий уровень производственных издержек Согласно традиционной теории предложения, все фирмы всегда действуют в соответствии со своими кривыми минимально возможных издержек. Монополист, в отсутствие какого-либо конкурентного давления, побуждающего минимизировать издержки, может производить любой данный объем выпуска с издержками на единицу продукции, превышающими минимально возможные, т. е. быть более чувствительным, чем конкурирующие производители, к такому явлению, как X-неэффективность. X -неэффективность имеет место тогда, когда фактические издержки для любого объема производства оказываются больше минимально возможных . Это происходит, например, из-за несовершенств в организации труда (ограничительной трудовой практики, включающей избыток рабочей силы, демаркационные границы), неэффективного использования ресурсов, возникающего в результате бюрократического произвола, а также из-за недостатка стимулов у рабочих в достижении максимальных объемов выпуска.. Монополисты защищены от конкурентных сил и обладают изолированным рыночным положением, что и способствует возникновению Х-неэффективности, которая может составлять 5% и более издержек монополистов (но только 3% издержек олигополистической отрасли среднего размера). Монополист может пойти на значительные расходы, чтобы получить или сохранить монопольные привилегии, гарантируемые государством. Эти расходы представляют собой расходы на рекламу, связи с общественными организациями, легальные платежи и деятельность по связям с аппаратом управления, которые ничего не добавляют к объему продукции фирмы, но, безусловно, увеличивают ее издержки. Называемые в экономической литературе издержками «погони за прибылью», они могут привести к значительным потерям эффективности. 4) отсутствие стимула к НТП Конкурентные фирмы имеют стимулы к внедрению наиболее эффективных технологий производства, поскольку это необходимо для их выживания. Но их неспособность поддерживать получение сверхприбыли ограничивает как ресурсы, так и инициативу, необходимые для развития новых технологий. Чистый монополист, напротив, получая сверхприбыли, имеет больше финансовых ресурсов для технического прогресса, но у него уже есть все основания для удовлетворенности существующим положением. Монополисту зачастую весьма выгодно отказываться от технологических усовершенствований и в области техники, и в области продукции, с тем чтобы полностью использовать действующее капитальное оборудование. Новые и усовершенствованные техника и продукты могут быть скрыты монополистами, чтобы избежать любых потерь, вызванных неожиданным моральным износом уже действующих машин и оборудования. И даже когда новая техника с опозданием внедряется в производство, сопровождающие этот процесс сокращения издержек будут доставаться монополистам как приросты прибылей и только частично – потребителям в форме более низких цен и возросшего объема продукции. Сторонники этой точки зрения указывают, что в ряде отраслей, близких к монополии, например сталелитейной или алюминиевой, заинтересованность в НИОКР всегда была минимальной. Улучшения, которые все же были осуществлены, пришли в значительной степени извне или от более мелких фирм, которые составляют «конкурентную окраину». Существуют два важнейших контраргумента. Во-первых, технический прогресс является средством снижения удельных издержек и, следовательно, увеличения прибылей; эти прибыли не имеют переходного характера вследствие существования барьеров для вхождения в отрасль. Во-вторых, техническое превосходство само по себе может быть одним из монополистических барьеров входа; таким образом, монополист должен обладать устойчивостью и преуспевать в области технического прогресса, чтобы поддерживать свое доминирующее положение. Другая точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущество с точки зрения научно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1) Свободная конкуренция требует от каждого производителя использования наиболее эффективной техники и технологии из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагаются достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП.
2) Высокие барьеры для входа новых фирм в отрасль, дают монополиям и олигополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая является результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
3) Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.
4) Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.
5) В отдельных случаях монополия
способствует снижению
Список использованной литературы.
1. Вечканов Г.С. Экономическая теория СПб.: Питер, 2009
2. Носова С.С., Новичкова В.И. Экономическая теория для бакалавров. – М.:КНоРУС, 2009.
3. Юданов А.Ю. Бакалавр: Микроэкономика М.:КНоРУС, 2009