Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:38, курс лекций
1. Предмет и задачи политического консалтинга: история и современность.
2. Основные технологии политического консалтинга
1. Предмет и задачи политического консалтинга: история и современность.
Политический консалтинг – это область консультативной деятельности, связанная с оказанием непосредственной помощи в виде советов и рекомендаций организациям, учреждениям и отдельным личностям, участвующим в политическом процессе.
Задачи политического консультанта:
1) Уточнение проблем
2) Обсуждение возможных вариантов решения с клиентом
3) Диагностика сложившейся ситуации
4) Составление консалтингового проекта, нацеленного на решение проблемы
5) Реализация составленного проекта
История:
Профессиональное полит. Консультирование сформировалось в США в середине 20 века.
1993- США, Калифорния. Бакстер, Ват..ер первыми предложили свои услуги при подготовке проведения референдума. Они привнесли методы коммерческой рекламы в политическую технологию. (технологию «рекламной упаковки»)
Они начали процесс специализации технологий полит. консалтинга. Ввели практику создания и найма социологических служб для проведения соц. исследований.
К середине 50х роль полит. консультанта возрастает.
Важным этапом являются выборы 1960 в США. Кеннеди и Никсон. Впервые были проведены телевизионные дебаты. Телевидение становится способом привлечения внимания избирателей. Становится очевидна роль политического консультанта и консалтинговых фирм в современной предвыборной компании и это занятие начинает приносить прибыль.
1968- первая ассоциация полит.консультантов
В 90-е годы в США наибольшим спросом пользуются поустеры – социологи, специализирующиеся на опросах, медиоконсультанты, на третьем месте специалисты сферы фондрайзинга.
Становятся популярными консалтинговые фирмы, специализирующиеся на организации референдумов.
С 80х годов 20в. Появляются специализированные высшие учебные заведения, которые готовят специалистов в сфере политического консультирования.
- Школа полит. менеджмента (университет ДЖ.Вашингтона)
- Центр изучения политических компаний (штат Флорида)
- Высшая школа экономики при правительстве РФ. Факультет прикладной политологии (Россия)
2. Основные технологии политического консалтинга.
Типология политических консультантов:
Автор – Медвик
По призникам:
- та сфера, из которой специалист пришел в политический консалтинг
- тип клиентов
1) Специалисты, вышедшие из сферы бизнеса (маркетинга). Имели опыт управления бизнес структурами. Их клиенты в основном крупные корпорации, фирмы, у которых появились политические интересы.
В России в данную группу исторически вошли психологи, политологи. Это теоретики, не имеющие практического опыта.
2) Так же выходцы из сферы бизнеса, но основные клиенты это политические партии и отдельные кандидаты.
3) Новое поколение. Люди, имеющие либо специальное образование, либо опыт работы в сфере политики, либо и то и другое. На сегодняшний день эта группа является ведущей в развитых странах.
Критерии полит.консультанта:
1. Независимость от клиента.
2. Политический еонсультант строит свои взаимоотношения с клиентом на возмездной временной основе.
3. Консультант должен быть более информирован. Его уровень знаний должен быть заведомо выше чем у клиента.
3. Модели и виды политического консалтинга.
Модель – совокупность отличительных характеристик политического консультирования как в разных странах, так и в одной стране. Этот комплекс складывается исторически и зависит от целого ряда факторов:
уровень образования,
развития гражданского общества,
роль политических структур – наличие партий, полит. организаций, институтов гражданского общества, обьединений, отстаивающих права и свободы граждан.
Наличие плюрализма мнений, политической конкуренции
политический режим
Социальная структура и развитие экономики
Модели!!
Виды:
- по длительности взаимодейчтвия
Разовое
Долгосрочное
- по количеству консультируемых лиц
Групповое
Частное (индивидуальное)
- используемые методы и сфера консультирования
Психолого-педагогическое консультирование (научить клиента самостоятельно решать проблемы, обучение приемам и методам)
Психологическое (главная цель – комплексная помощь клиенту в решении его психологических проблем создания имиджа)
Экономическое (выявление проблем внутри коммерческих структур – повышение эффективности управления, область маркетинга, помощь в лоббировании своих интересов в политических сферах)
Правовое консультирование – по вопросам применения норм права.
- по способу взаимодействия с клиентом
Директивное (ответственность за все действия несет консультант)
Недирективное (главный - заказчик)
- по способу организации консультирования
Экспертное (выявление проблем экспертами)
Процессное (механизм решения проблемы)
- по целям консультирования
Обучающее (сформировать у клиента навыки анализирования и управления ситуацией)
По оптимизации структуры
4. Профессиональные качества политического консультанта и его функции.
Навыки:
Проведение совещаний
Проведение презентаций
Работа в команде, умение выделить необходимые навыки в команде
Правильно выделить цели, задачи работы, приоритетность действий
Правильно находить и использовать информацию
Умение задавать вопросы, обладать техникой активного слушания
Навыки публичных высткплений
Умение договариваться с клиентом о возможных результатах
Лидерские, организаторские качества
Прогнозирование потенциальных угроз
Своевременное реагирование на изменение окружающей обстановки
Умение управлять своим временем и временем клиента
Эмоциональная независимость от клиента (способность отстраненно посмотреть на проблему)
Чувство ответственности
Навыки психолога
Умение создать собственный имидж, вызывать доверие
Компетентность
Умение аргуметированно изложить свою позицию, объяснить клиенту сложные вещи доступным языком
5. Взаимодействие консультанта и клиента: основные этапы работы над проектом.
6. Основные стадии и этапы коммуникационного консалтинга.
Стадии взаимодействия консультанта с клиентом.
Перед началом взаимодействия необходимо определить есть ли у консультанта необходимые ресурсы, какие методы он использует и к какому результату он может прийти.
Необходимо убедиться в том, что клиен понимает какую услугу он оплачивает, каков может быть результат.
Чаще всего конечным результатом может быть:
1) полное решение проблемы, при повторном ее возникновении клиент сможет решить ее самостоятельно.
2) Частичное решение проблемы, мы показываем какие проблемы еще не решены и даем консультацию, рекомендации по их решению.
3) Проблема остается, делается вывод о невозможности ее решения на данный момент. При этом консультант предлагает мехонизмы управления ситуацией.
4) Осознание того, что проблема создана искусственно. Консультант выдвигает доказательства данного тезиса и предлагает иначе взглянуть на ту же ситуацию.
Стадии взаимодействия:
I - Предпроектная стадия
II - Рабочая стадия
III – Постпроектная стадия
I) Предпроектная
1. Осознание клиентом и обсуждения с ним той проблемы, которую нам необходимо решить.
Консультант должен быть уверен, что лицо, с которым он имеет дело, уполномочен решать финансовые и др. вопросы.
Процесс подготовки должен быть двусторонним.
2. Консультанты применяют методологию адаптации ключевых элементов стратегии к реальности.
3. Разработка плана заданий. Сбор необходимой информации о клиенте и организации. Клиент ожидает конкретный план действий:
а) краткое описание проблемы
б) цели и планируемые методы их достижения. Цель следует представлять в количественно-измеряемых критериях.
в) Следует избегать неопределенных понятий и терминов.
г) этапы решения промежуточных задач с указание календарных дат, график выполнения задания
д) определение ролей. Необходимо точно расписать взаимные обязательства. Уточнить персональный состав задействованных.
е) планирование финансово-экономических и технических ресурсов и полная их стоимость.
Ж) предложение клиенту основных исходных документов, комплектовка штата, рекомендации.
з) финансовая сторона – издержки, непредвиденные расходы, стоимость работы конкурентов.
4. Заключение контракта/договора на консультирование
Основные ошибки:
- принятие симптомов за проблему
- предвзятое мнение о причинах проблем
- игнорирование субъективного восприятия проблем сотрудниками организации
- не полный диагноз проблемы
II) Рабочая стадия
1) Этап обсуждения, собеседования, направленного на реализацию. Предварительный диагноз проблемы, сбор подробной информации.
2) Предоставление и защита проекта.
III) Постпроектная стадия
Анализ результатов.
Новые задачи для клиента на будущее.
7. Политический аудит как инструмент диагностики.
8. Классификация принципов активного слушания. Техника малого разговора.
9. Основные принципы партнерской коммуникации.
10. Техника постановки вопросов: принципы, типичные ошибки.
11. Техника регуляции эмоционального напряжения и вербализации чувств: цели, приемы использования.
12. Визуальная коммуникация: принципы и приемы установления.
13. Принципы и типологии проведения мониторинга в консалтинговых агентствах.
14. Приемы визуализации информации в консалтинговых агентствах.
15. Принципы проведения эффективного совещания: структура и приемы повышения эффективности.
Совещание – это форма делового взаимодействия людей, связанных между собой формальными и неформальными отношениями в организационной структуре, в процессе которого вырабатывается групповое решение и распределяется ответственность за него между участниками взаимодействия.
Задача – получить навыки управления процессами взаимодействия между участниками на совещании.
Типы совещания:
I. Информационное совещание.
Информирование участников совещания о новых решениях, инструкциях и т.д.
II. Оперативное совещание. Решаются проблемы, которые требуют быстрого принятия решения, как правило не многочисленны (обычно участие принимают только руководители)
III. Совещание – мозговой штурм. Главная задача – поиск новых, неординарных подходов к решению актуальных проблем. Участие людей, работающих на различных уровнях.
IV. Совещания, направленные на решение стратегических проблем.
Два уровня любого совещания – эмоциональный и предметный.
Принципы проведения:
Еще до проведения, составляется поэтапный план, на каждом из этапов должны быть обозначены методики, которые будут использоваться.
Подготовительный этап.
- на эмоциональном: формирование ожидания. Участники оповещаются заранее о проблеме, которая будет рассматриваться.
- на предметном: формулирование повестки дня, обозначение основной проблемы. Определение документов, которые могут понадобиться.
Повестка дня может быть сформулирована:
1) в терминах проблемы
2) в терминах задачи
Второй случай подразумевает, что руководитель уже обозначает направление, перспективы, вся ответственность за выбор направления ложиться на руководство. В первом случае предпологается, что руководитель ожидает от участников новых предложений, инициативы.